Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЭ лекц 3.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
118.27 Кб
Скачать

3.4. Основные тенденции развития мировой миграции рабочей силы

Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Среди международных трудящихся-мигрантов значительная доля приходится на молодых холостых лиц мужского пола.

Заметны потоки рабочей силы из таких регионов:

* Мексики и стран Карибского бассейна в США и Канаде;

* Южноамериканских стран в Аргентину, Венесуэлу и Перу;

* Северной Африки и Южной Европы в Северо-Западную Европу;

* Африки и Азии в Саудовскую Аравию;

* Индонезии в Малайзию, Сингапур и Австралию.

Практически все страны мира регулируют поток мигрантов. Например, США ежегодно позволяют легальную миграцию объемом 600 тыс. человек. Количество нелегальных мигрантов намного выше - 5 млн. человек.

На борьбу с нелегальной миграцией американское правительство тратит миллиарды долларов, преимущественно на сдерживание потока мигрантов из Мексики. Эффективность этого мероприятия сомнительна. Миграция порождает демографические, социальные и экономические последствия. Без мексиканских мигрантов овощи и фрукты Техаса остались бы гнить на полях. Без "гостей-рабочих" из Турции остановились бы в свое время западногерманские конвейеры. Во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве и треть - в автомобилестроении. Половина бельгийских горняков - эмигранты. Также эмигрантами являются 40% строительных рабочих Швейцарии.

Валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта.

Эмиграция молодой и особенно квалифицированной рабочей силы обедняет соответствующие страны. Миллиарды долларов прибывают ежегодно в США в форме "утечки интеллекта". Правда, миллиарды долларов переводятся работниками-мигрантами семьям и близким, которые остались на родине. В некоторых странах экспорт рабочей силы является единственным стабильным источником валютных поступлений.

На сегодняшний день сформировались следующие основные направления международной миграции рабочей силы:

1. миграция из развивающихся стран, в промышленно-развитые страны;

2. миграция в рамках промышленно развитых стран;

3. миграция между развивающимися странами;

4. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся;

5. миграция из бывших социалистических стран в развитые страны;

6. миграция рабочей силы в границах бывшего СССР.

Еще одним специфическим направлением международной миграции рабочей силы является использование транснациональными корпорациями в своих зарубежных филиалах значительной доли наемных работников. Так, в таких филиалах американских ТНК конце 90-х годов было занято более 7 млн. ​​человек. Даже в США в иностранных компаниях работает свыше 3 млн. человек.

Наибольшим является первое направление - миграция из развивающихся стран, в промышленно-развитые страны. Структуру рабочей силы, мигрирующей в экономически развитые страны, характеризует две особенности:

Первая: высокая доля высококвалифицированных и научных кадров, необходимых для развития направлений научно-технического прогресса. Так, в начале 90-х годов удельный вес иностранцев среди инженеров в США составляла более 10%, врачей - более 20%. "Утечка мозгов" в США происходит как из развивающихся стран, так и из стран с переходной экономикой. Внутри ЕС высококвалифицированные кадры концентрируются в наиболее развитых странах.

Вторая особенность: значительная доля рабочей силы для отраслей с физически тяжелыми, малоквалифицированными и непривлекательными видами труда. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных работников.

Расширение миграции вызвало появление в странах иммиграции двух рынков труда - для рабочих - граждан данной страны и для иностранных рабочих. Второй из этих рынков формируется в значительной степени за счет нелегальной миграции. Однако, несмотря на все усилия, запретить нелегальную миграцию полностью не удалось ни одной из стран. Нелегальные иммигранты используются на низкооплачиваемых работах и ​​на работах с вредными условиями труда без социальной защиты, что противоречит национальным законодательствам и международным конвенциям. В большинстве развитых стран Запада уже сложился круг профессий, которые характерны только для мигрантов (грузчики, рабочие на конвейерах, уборщицы и т.п.). Для местного населения эти специальности непрестижны даже в условиях высокой безработицы.

Во второй половине XX в. в мире образовалось четыре крупных центра притяжения рабочей силы.

К первому центру притяжения традиционно принадлежит США и Канада, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов из Европы. США продолжают оставаться страной, которая притягивает иммигрантов. Но в миграционных потоках, которые направлены в США и Канаду, снизилась доля мигрантов из Европы и возросло их количество из Латинской Америки и Азии (китайцы, японцы, индонезийцы, филиппинцы). Среди эмигрантов, выезжающих в США, значительная часть ученых и высококвалифицированных специалистов. Так, среди членов Национальной академии наук 23%, а среди лауреатов Нобелевской премии в США 33% - эмигранты.

Общая численность иностранных работников (трудовых мигрантов) в США в конце 90-х годов составляла около 7-8 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оценивался в 900 тыс. человек в год. Сейчас готовность США и Канады принимать иностранцев оценивается соответственно в 1,1 млн. чел. и 211 тыс. чел. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низко квалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, СНГ, а также Индии. Важнейшими направлениями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока иностранных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы). Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам. Так, согласно законодательству США 1990 г. ежегодно на и работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированных специалистов, ученых редких специальностей.

Особенности этого центра притяжения рабочей силы.

1) Во второй половине XX в. эти страны, кроме продолжающегося притока иммигрантов, прибывающих для постоянного поселения, стали принимать в массовом масштабе временных трудовых мигрантов. Это связано с рядом причин. Во-первых, само явление международной трудовой миграции стало более распространенным в мире. Распространение современных видов транспорта и их доступность сделали передвижение к местам предоставления работы быстрым и легким. Для того чтобы поработать несколько лет по контракту в США, стало совсем не обязательно переезжать туда основательно, с семьей. Развитие коммуникаций позволяет поддерживать связь с родственниками, оставшимися дома. Для самых принимающих стран, ориентирующихся в основном на постоянную семейную иммиграцию как источник прироста численности населения, временная трудовая миграция также оказалось удобной формой заполнения вакансий на национальном рынке труда. В США, например, временная трудовая миграция в настоящее время составляет второй по численности поток легальных мигрантов.

2) США активно перемещают кадры высшей и высочайшей квалификации, особо ¬ во молодежи, создавая лучшие условия труда, устанавливая высокую заработную плату. Почти треть всех лауреатов Нобелевской премии в этой стране эмигрантами. Ежегодно американским работодателям кажется более 100 тыс. разрешений на право привлечения иностранных работников, большинство которых представляют собой высококвалифицированных специалистов в области технических наук, информационных технологий, медицины и т.п. В Канаде квалификация мигрантов также является решающим фактором при получении разрешения на въезд. Поскольку высококвалифицированные специалисты не всегда хотят уезжать из своей страны насовсем, привлечения их происходит чаще всего по временным трудовым контрактам, что является выгодным для обеих сторон.

3) В Соединенных Штатах Америки, начиная с 1960-х гг реальной проблемой стала нелегальная миграция - трудовая по сути, поскольку целью нелегальных мигрантов почти всегда нелегальное трудоустройство. Фактически многие виды работ в США почти полностью ориентированы на привлечение неквалифицированной иностранной рабочей силы, в том числе и нелегальной (сбор урожая, мытье посуды в ресторанах, подсобные строительные работы, швейная промышленность, домашняя прислуга и т.д.). Местные рабочие избегают эти рабочие места из-за их престижность, рядом заработной платы, тяжелых и порой опасных условиях труда. Поскольку работодателям слишком хлопотно и дорого оформлять официальное разрешение на привлечение неквалифицированных иностранных работников, часто прибегают к найму нелегальных мигрантов, экономя тем самым на социальных выплатах занятым и пользуясь их бесправным положением для максимальной эксплуатации.

Ко второму центру притяжения относят страны Западной и Северной Европы. Большую роль в использовании иностранной рабочей силы сыграло создание ЕС, одним из элементов которого является общий рынок рабочей силы. В частности, с 1992 г. отменен любые ограничения на миграцию рабочей силы, а значит, сформирован единый рынок рабочей силы (унификация образования, взаимное признание дипломов об окончании обучения, единственная профессионально-трудовая документация, право строить себе жилье на территории другого страны и т.д., установлено единое европейское гражданство).

В 90-е годы увеличилось эмиграция в страны Европейского Союза. В 90-х годах здесь насчитывалось более 20 млн иммигрантов. Несмотря на высокий уровень безработицы в этих странах, в отдельных отраслях (особенно в строительстве, на экологически вредных и тяжелых работах) используется от 50 до 80% иностранных работников по отношению к общей численности работающих. Основу миграционного потока в высокоразвитые страны - Германию, Англия, Францию, Австрию, Нидерланды составляют эмигранты из Турции, Португалии, Польши, Испании, Греции, Венгрии, Чехии, Словакии, бывшей Югославии. Увеличивается в странах Западной Европы доля эмигрантов из Украины, России, Беларуси, а также из Индии, Пакистана, Афганистана, Вьетнама и других стран. Характерным является для Западной Европы также переезд рабочих из одной высокоразвитой страны в другую.

Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг оценивался в 180 тыс. человек в год. Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы,

% к общей численности занятых: Люксембурге - 30; Швейцарии - 29,6; Германии - 8; Бельгии - 7,5; Австрии - 6,2; Швеции - 5,8; Франции - 5,2 Великобритании - 3,4. Численность иностранцев, проживающих сегодня в странах ЕС достигает 17 - 21млн чел. Из них 12 - 14 млн чел. (Около 4% населения ЕС) прибыли из стран, не являющихся членами Союза: 29% мигрантов являются гражданами Турции и бывшей Югославии; 20,7% - гражданами стран Африки, 7% - Америки, 13,6% - Азии, 7, 8% - стран ЦВЕ. Среди стран ЕС приняли иностранцев, первые места занимают: Германия (более 7 млн. чел.) Франция (около бмлн.чол.) И Великобритания (около 3 млнчол.).

После принятия 10-ти новых стран, вводятся определенные ограничения согласно достигнутым домов ¬ ности по миграции рабочей силы из этих стран и прав мигрантов. Так, в первые два года постоянные члены ЕС (с мая 2004 года) не должны ставить в известность о своих шагах по миграционной политике Комиссия ЕС; в последующие 3 года они только предупреждать правительство всего союза о планах на на ¬ ступни 3 года в этой сфере и только потом, в случае продолжения ограничений на последующие два года, такие ограничения нужно будет обосновать.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по таким размышления ¬ ниями: необходимость внедрения трудосберегающих технологий; перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, страны развиваются ¬ ются, и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже; недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

Третий центр притяжения - район нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Основными странами региона, которые принимают, являются Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Оман, Бахрейн, Саудовская Аравия. Миграционные потоки в этот регион начали формироваться еще в 1940-1950-е гг как результат разработки нефти в Саудовской Аравии и Кувейте. Но особый масштаб они приобрели после нефтяного бума 1973 г. В разбогатевших на нефти государствах было создано и создается много рабочих мест - преимущественно в строительном секторе и в сфере обслуживания. В то же время численность населения этих стран невелика, так что привлечение иностранной рабочей силы стало естественным решением проблемы нехватки трудовых ресурсов.

Общая численность иммигрантов в 90-х гг оценивалась в 5-6 млн человек. Здесь самая высокая концентрация трудовых мигрантов в мире: имея менее 0,5% мирового населения, эти страны привлекают около 15% общего количества мирового армии рабочих-мигрантов. В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы: Катар - 92%, ОАЭ - 89%, Кувейт - 86%, Оман - 70%, Саудовская Аравия - 60%, Бахрейн - 51%. Одновременно в соседних странах достигнута высокий удельный вес экономически активной части населения, работающего за границей, от общей численности населения: в Йемене - 7,3%; Египте - 5,2%; Турции - 4,3%; Пакистане - 3,8%. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена, Ирака, Сирии, Иордании, Палестины), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин, в меньшей степени - из Европы и используются на низкооплачиваемых, неквалифицированных и полуквалифицированных работах в строительстве, общественном питании и на работе в качестве домашней прислуги. Европейские инженеры, архитекторы, менеджеры, врачи представляют собой другой «полюс» иностранного сектора занятости - высококвалифицированных специалистов. В последние годы меняется структура занятости иностранных рабочих в ближневосточных странах. Наиболее очевидные из этих изменений - рост доли занятых в сфере туризма (гостиничное обслуживание, сфера развлечений, рестораны, кафе и т.д.) и растущая потребность в домашней прислуге. Результатом этого является увеличение спроса на женский труд, и, видимо, именно для женщин-мигрантов в ближайшие годы трудоустройства в этом регионе будет наиболее перспективным.

Четвертый центр - Латинская Америка. Интенсивными являются миграционные потоки между латиноамериканскими странами. Значительная часть рабочей силы перемещается из Колумбии, Парагвая, Чили, Сальвадора в Аргентину, Бразилию, Венесуэлу. В периоды экономического подъема иностранная рабочая сила в этих странах достигает 15-20% от общего числа занятых. Основной источник трудовых мигрантов для этих государств - соседние латиноамериканские страны - Парагвай, Чили, Боливия, Уругвай. Мужчины мигранты приезжают для работы на сахарных и хлопковых плантациях, в производстве шерсти и нефти, в строительстве, а женщины - для работы в качестве домашней прислуги. Вместе с тем правительства и Аргентины, и Венесуэлы, обеспокоенные нехваткой квалифицированных кадров для развития национальной экономики, еще в начале 1990-х гг обратили свое внимание на страны Восточной Европы в надежде привлечь квалифицированных работников среднего звена для работы в нефтяной, химической, электронной, перерабатывающей и добывающей промышленности. Поощряется как временная работа по контракту, так и переселения необходимых местной экономике профессионалов на постоянное место жительства.

Кроме определенных четырех крупных центров притяжения рабочей силы существует несколько других центров, которые по объему привлеченных трудовых ресурсов меньше.

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки. Общая численность мигрантов во всех странах Африки достигает 6 млн чел. В Африке это прежде Южно-Африканская Республика, где насчитывается более полумиллиона иностранных работников. Они представлены в первую очередь неквалифицированными мигрантами из соседних африканских стран - Ботсваны, Лесото, Мозамбика, Свазиленда, которых нанимают на работу в шахтах и ​​на сезонные сельскохозяйственные работы. В то же время в ЮАР постоянно сохраняется спрос на высококвалифицированных специалистов, приезжающих из развитых стран, - инженеров разных специальностей, врачей, фармацевтов.

Своеобразными центрами притока иммигрантов за последние годы ста ¬ ли страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Гонконг, Япония, Южная Корея и Тайвань), а также Австралия и Новая Зеландия. Отношение к иностранных рабочих в этих странах двойственное. С одной стороны, использование дешевой неквалифицированной труда рабочих-мигрантов позволяет удерживать международную конкурентоспособность в производстве. Однако, с другой стороны, все эти страны, и особенно Япония, делают ставку в экономическом развитии на высокие технологии, в то время как использование труда иммигрантов - выгодного, но «отсталого» - может стать тормозом на этом пути. И все же в этих государствах формируется зависимость от определенных категорий работников-мигрантов, в частности, от иностранной домашней прислуги. В регионе работают также десятки тысяч сотрудников многонациональных корпораций, представляющих собой высококвалифицированных специалистов и менеджеров высшего звена.

Еще одним центром миграции (формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х годов только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.

На постсоветском пространстве крупнейшим центром притяжения рабочей силы Россия. Важной особенностью международной миграции рабочей силы в конце XX - начале XXI вв. стала массовая миграция трудоспособного населения как внутри СНГ, так и миграционные потоки из СНГ в развитые страны. Например, в России в середине 90-х годов насчитывалось около 3 млн мигрантов, среди которых значительную часть составляли мигранты из Украины.