Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Еліта-пряжніков-підр.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
2.3 Mб
Скачать

Глава 8. Чувство элитарности как высшее благо

8Л. Чувство элитарности в контексте близких психо­логических понятий

Поскольку аффективная составляющая элитарности часто выполняет «энергетическую» и даже «регулятив­ную» функцию, то прежде всего следует обозначить связь чувства элитарности с мотивами, потребностями, нравственными ценностями и эмоциями (чувствами). Достаточно сложно разобраться, что возникает раньше — представление об элитарности, переживание (или чувство) элитарности или же стремление к элитарности. Вероятно, все взаимосвязано и взаимообусловлено. Мы сосредоточим внимание именно на возникновении чув­ства элитарности как наиболее важной и одновременно наиболее сложной составляющей элитарности.

Подчеркивая связь между потребностями, мотивами и эмоциями (чувствами), А.Н. Леонтьев писал, что эмо­циональные процессы — это «процессы внутренней ре­гуляции деятельности» и что «эту функцию они выпол­няют, отражая тот смысл, который имеют объекты и си­туации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни». При этом на высших своих уровнях чувства относятся к «социальным ценностям и идеалам», выполняя роль «обобщения объектов чувств», образуя «нравственное сознание человека» (Леонтьев, 1984. С. 168-171).

Как известно, само развитие эмоционально-чувст­венной и мотивационно-потребностной сферы (как и развитие самой личности) обеспечивается через постро­ение и осознание иерархий мотивов, смыслов и чувств. Таким образом, для человека вырисовываются более значимые и менее значимые ориентации, а это в свою очередь позволяет ему выстраивать и более значимые (элитные) образы и идеалы. При этом важен критерий построения таких иерархий. В основе такого критерия

122

могут быть альтруистическая или эгоистическая пози­ции, а также различные правовые, моральные и собст­венно нравственные регуляторы жизнедеятельности.

Часто различные критерии при построении иерар­хии смыслов и ценностей конкретного человека направ­лены на удовлетворение главного смысла - утверждение чувства своего собственного достоинства. Именно ради чувства собственного достоинства (собственной значи­мости) совершаются многие человеческие поступки и действия. Нередко самоутверждению посвящается вся жизнь. Вопрос только в том, как сам человек понимает это чувство собственного достоинства (а в наиболее вы­раженных формах — чувство элитарности).

8.2. Проблема первичного блага

Известный философ и социолог Дж.Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех челове­ческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Са­мо чувство собственного достоинства (по Дж.Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно вклю­чает «ощущение человеком своей собственной значимо­сти, его твердое убеждение в том, что его концепция соб­ственного блага, жизненного плана заслуживает реали­зации». Во-вторых, самоуважение включает уверен­ность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения» (Ролз, 1995. С. 385).

Таким образом, достойным может считать себя толь­ко тот человек, который «уверен в собственных способ­ностях» и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обществе и взаимодейству­ет с другими людьми, и у всех этих людей есть свои «кон­цепции блага», которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. И только в «справедливом обществе», отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т.е. «догово­риться» и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в «справедливом обществе» не-

123

избежны определенные уступки и внутренние компро­миссы. Причем неизбежными становятся уступки и в са­мом главном — в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важной для себя ценности, как в чувстве собственного достоинства, человек и все общество получают гораздо больший вы­игрыш — стабильность всего этого общества и его даль­нейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества (см. Ролз, 1995).

И именно здесь человек превращается из «отдельно взятого индивида» в подлинную личность, сопричаст­ную общественным интересам, и у человека появляется то, что «поздний» А. Адлер называл «чувством соприча­стности с обществом» (от нем. — Оетет8сЬаГ18§еГиЫ) и к чему призывал стремиться. На самом деле человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше — Культуры), не столько «теряет» свое достоинство в неиз­бежных уступках интересам других людей, сколько воз­вышает его. В данном случае можно говорить, что досто­инство проходит настоящую проверку — проверку зна­чимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя Личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обществу в целом.

Но как сказал французский революционер и писа­тель Н. Шамфор, «слишком большие достоинства под­час делают человека непригодным для общества: на ры­нок не ходят с золотыми слитками — там нужна размен­ная монета, особенно — мелочь»... (см. Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 146). А это значит, что проблема вы­бора первичного блага (критерия для построения иерар­хии смыслов) для многих людей все-таки остается...