Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хэнкок. Следы богов.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
4.36 Mб
Скачать

Глава 23 солнце, луна и путь мертвых

Одни археологические открытия становятся сенсацией, другие — нет. Ко второй категории относится обнаружение толстого слоя слюды между двумя верхними уровнями пи­рамиды Солнца в Теотиуакане во время реставрационных работ в 1906 году. Отсутствие интереса к находке и после­дующим исследованиям с целью определения назначения слюды вполне объяснимы, поскольку слюду, которая имеет значительную коммерческую ценность, сразу после обнару­жения немедленно собрали и продали. Ответственным за эту акцию был, видимо, лично Леопольде Бартрес, которо­му мексиканское правительство поручило реставрацию по­страдавшей от времени пирамиды.

Позднее в Теотиуакане еще находили слюду (в Слюдя­ном храме), и это событие тоже прошло незаметно. Здесь причину объяснить труднее, поскольку слюду не украли и она до сих пор лежит на объекте.

Слюдяной храм — одно из зданий, расположенных вок­руг патио в трехстах метрах к югу от западного фасада

пирамиды Солнца. Сразу под полом, вымощенным тяже­лыми каменными плитами, археологи, чья работа финанси­ровалась фондом "Викинг", обнаружили два массивных ли­ста слюды, тщательно уложенных в далеком прошлом людь­ми, которые явно умели резать и отбрасывать этот матери­ал. Большие листы слюды были уложены в два слоя, один на другой.

Слюда не является однородным веществом; в ее состав входят, в частности, элементы различных металлов — в за­висимости от месторождения. Среди этих металлов типич­ными являются калий и алюминий, а также (в различных количествах) окислы двух- и трехвалентного железа, маг­ний, литий, марганец и титан. Элементный состав слюды, найденной в Теотиуакане, показывает, что эти листы отно­сятся к такому ее вицу, который встречается только в Бра­зилии, более чем в 3000 километрах отсюда. Ясно, что стро­ителям храма была необходима именно такая слюда, ради нее они были готовы отправиться бог знает куда; в против­ном случае они могли бы спокойно воспользоваться слю­дой из ближайших месторождений.

Слюда, как известно, не является общепринятым мате­риалом для пола. К тому же здесь она укладывалась под ним, скрытая от глаз, что выглядит совершенно необъясни­мым, тем более что подобной строительной конструкции не обнаружено не только в древней Америке, но и вообще нигде в мире.

Безумно жаль, что уже никогда не удастся ничего уз­нать о большом листе слюды, который откопал Бартрес в пирамиде Солнца в 1906 году. Что же касается двух листов из Слюдяного храма, то, поскольку способ их монтажа за­ведомо исключает декоративную функцию, приходится пред­положить, что по проекту на них возлагались какие-то иные задачи. Следует иметь в виду, что слюда обладает рядом свойств, делающих ее особенно привлекательной для неко­торых технических приложений. В современной промыш­ленности она используется в конденсаторах, ценится как-тепловая и электрическая изоляция. Она непрозрачна для быстрых нейтронов и может использоваться в качестве за­медлителя ядерных реакций.

Стертые послания из прошлого

Пирамида Солнца, Теотиуакан

Поднявшись по маршам каменных ступеней на высоту более 60 метров, я добрался до вершины и обратил свой

взор в зенит. Был полдень 19 мая, и солнце стояло прямо над головой; то же повторится 25 июля. Именно в эти два дня (и не случайно) западная сторона пирамиды обращена точно к закату.

Более удивительный (но тоже умышленно созданный) эффект можно наблюдать в дни равноденствия, 20 марта и 22 сентября. В это время солнечные лучи, направленные с юга на север, вызывают в полдень постепенное исчезнове­ние абсолютно прямой тени на одной из нижних ступеней западного фасада. Весь процесс перехода от полной зате-ненности до полной освещенности занимает точно 66,6 се­кунды. Так происходило всегда с момента постройки пира­миды, год за годом, и будет происходить до тех пор, пока гигантское сооружение не рассыплется в прах.

Это означает, что, по крайней мере, одно из многих назначений пирамиды — служить "вечными часами", даю­щими точный сигнал о наступлении равноденствия, облег­чая корректировку календаря по мере необходимости тем,. кого, как майя, особенно волнует ход времени и его изме­рение. Кроме того, отсюда следует, что создатели Теотиуа-кана обладали значительной базой данных в области астро­номии и геодезии и прибегали к ней, решая вопрос о такой ориентации пирамиды Солнца, которая могла бы гаранти­ровать необходимый эффект в дни равноденствия.

Это требовало высочайшего уровня проектирования и строительства. Возникшее в итоге архитектурное сооруже­ние пережило тысячелетия и даже перенесло капитальную перестройку большей части внешней оболочки, которую предпринял в начале XX века реставратор-самоучка Лео-польдо Бартрес. Мало того, что он уничтожил драгоценное вещественное свидетельство, которое могло бы помочь по­нять назначение этого загадочного сооружения, сей при­служник мексиканского продажного диктатора Порфирио Диаса додумался снять внешнюю облицовку (камень, из­весть, гипс) с северного, восточного и южного фасадов на глубину более 6 метров. Результат был катастрофический:

расположенная внутри кладка из необожженного кирпича стала размываться сильными дождями, и началась ее хао­тическая деформация, грозившая гибелью всему сооруже­нию. Этот процесс, правда, удалось остановить срочными защитными мерами, но пирамиду Солнца лишили почти всего первоначального покрытия.

С точки зрения современных археологических стандар­тов этот акт является не чем иным, как непростительным

осквернением. В результате мы уже никогда не узнаем о значении многих скульптур, надписей, барельефов и дру­гих изделий, которьу бьши бездумно удалены вместе с ше­стью метрами облицовки. И это, к сожалению, не един­ственное последствие вандализма Бартреса. Есть основания предполагать, что неизвестные зодчие пирамиды Солнца сознательно включили ряд научных данных в ключевые размеры великого сооружения. Об этом можно судить хотя бы по нетронутому западному фасаду с его эффектами в период равноденствия. Однако благодаря Бартресу, произ­вольно переделавшему три остальные стороны, изменив их первоначальную форму и размер, мы лишились возможнос­ти узнать, не должен ли был Теотиуакан преподать нам и другие важные уроки.