Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М.Н.Тихомиров. Список русских городов.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
659.97 Кб
Скачать

2. Списки памятника и его особенности

Древнейший список русских городов помещен уже в дополнительных статьях Археографического списка Новгородской первой летописи младшего извода середины XV в. 1 Более поздние списки этой же статьи довольно многочисленны; важнейшими из них являются списки, помещенные в Воскресенской и Ермолинской летописях 2. Ермолинская летопись написана также в XV в., но в конце столетия. Воскресенская — в XVI в. Все эти списки, как и многие другие, имеющиеся в летописях и рукописных сборниках, восходят к одному общему протографу и отличаются только в деталях. Однако можно с большой определенностью сказать, что список городов в Ермолинской летописи не зависит от списка в первой. Новгородской летописи, а восходит вместе с ним к общему оригиналу, тогда как текст списка в Воскресенской летописи ясно связан с текстом Ермолинской.

Несколько иной характер имеет список русских городов в сборнике Новгородского Софийского собора 1602 г., отрывки из которого опубликованы И. И. Срезневским 3. Этот список отличается значительно большей полнотой, чем остальные. В частности, в конце его помещено перечисление тверских городов, отсутствующее в других списках («Тверские: Тферь, Старица, Зубцов, Опокы, Городец, Клин, Кашин, Скнятин»). Большая полнота Новгородско-Софийского списка могла бы говорить за первоначальность его состава. Но некоторые данные позволяют думать, что этот список, наоборот, позднего происхождения и был дополнен уже в XVI в. Так, в число новгородских городов включен «Иван-город камен», который был построен только в 1492 г. В том же Новгородско-Софийском сборнике находим статейку: «А се перечень летом от начала мира до сего настоящего лета 7044». Этим настоящим временем признается, значит, 1536 г. Повидимому, к этому времени и можно отнести дополнительные сведения, внесенные в список русских городов Новгородско-Софийского сборника.

1 Новгородская летопись, стр. 475 — 477.

2 ПСРЛ, т. VI, стр. 240 — 241; т. XXIII, стр. 163 — 164.

3 И. Срезневский. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1867, стр. 95 — 100.

Древнейший текст списка русских городов, как говорилось выше, имеется в Археографическом списке Новгородской первой летописи младшего извода. Список русских городов помещен среди дополнительных статей перед текстом летописи. Состав этих статей довольно однороден: 1) «Сице родословятся велицеи князи русьстии», 2) «Родословие тех же князей», 3) «Кто колико лет княжил», 4) «А се князи русьстии», 5) «А се по святем крещении о княжении киевьстем», 6) «А се князи Великого Новагорода», 7) «А се посадници новгородьстеи», 8) «А се тысячьскыи новгородьскыи», 9) «А се русьстии митрополита», 10) «А се новгородскыи епископы», 11) «А се архимандриты новгородскыи», 12) «А се имена всем градом рускым далным и ближним». Статьи 6 — 11 объединены общей темой, связанной с Великим Новгородом, и имеют даже общий тип заголовков, начинающихся словами «А се». Поэтому можно думать, что они возникли одновременно или, по крайней мере, од-/221/новременно были занесены в общий сборник. Поэтому изучение этих статей может пролить свет на время возникновения Списка русских городов.

Статья «Сице родословятся» кончается Василием Дмитриевичем и его сыном Василием. Таким образом, эта статья была написана не ранее 1415 г., когда родился Василий Васильевич, и не позже 1462 г., когда он умер. В родословии князей последними названы Дмитрий Донской и его сын Василий. Следовательно, родословие написано не позже 1425 г., когда умер Василий Дмитриевич. В статье о новгородских князьях последними также указаны Дмитрий Донской и его сын Василий. В списке посадников одним из последних упомянут Аврам Степанович, о котором говорится в летописи под 1411 г. 1 В списке тысяцких последним показан Иван Васильевич; повидимому этот же самый Иван Васильевич упоминается под 1435 и 1442 гг., как новгородский посадник2. Список русских митрополитов кончается на Фотии и Герасиме; Фотий умер в 1431 г., а Герасим был сожжен в 1435 г. Наконец, список новгородских архиеписколов заканчивается словами о смерти Симеона, умершего в 1421 г. Таким •образом, все статьи, помещенные вместе со Списком русских городов, относятся к определенному времени, примерно к 1411 — 1435 гг. Следовательно, мы имеем указание на то, что Список русских городов был внесен в сборник, который возник примерно в 30-х годах XV в.

Сношения Литовского великого княжества с Великим Новгородом были очень оживленными. Об этом дает представление запись о «чудесах», случившихся в городе Лукомле в Литовской земле при князе Витовте Кестутьевиче и «при архиепископе Новгородцком владыце Иоанне». В записи названы такие литовские города: Полтеск, Дорогобуж, Серапийск, Москва, Чавники, Бор[и]сов, Смоленск, Гливна, Менск, Марков, Дручск, Орша, Словенск 3. Запись была составлена до 1414 г., когда новгородский архиепископ Иоанн отрекся от архиепископии, следовательно, относится ко времени составления сборника статей, помещенных в Археографическом списке.

1 Новгородская летопись, стр. 403.

2 Там же, стр. 417 и 422.

3 Н. К. Никольский. Материалы древнерусской письменности, СПб., 1907, стр. 145 — 146.

Особый интерес новгородской летописи к литовским событиям выясняется из заметки 1440 г. об убийстве литовского великого князя Сигизмунда (Жигимонта) и об избрании на литовский престол Казимира, которого избирали все «литовьскыи грады и рускыи». Выражение «литовьскыи грады и рускыи» живо напоминает нам подзаголовки в тексте самого списка: «а се киевскыи гроди», «а се литовьскыи» и т. д. Таким образом, временем возникновения сборника Новгородской первой летописи младшего извода с дополнительными статьями к ней можно также считать 30-е годы XV в. К этому времени относится и сам Археографический список Новгородской первой летописи, бумага которого имеет водяные знаки 1441 — 1451 гг. Следовательно, Археографическая или Комиссионная рукопись очень близка по времени своего написания ко времени составления Списка русских городов, отделяясь от него только полустолетием.

При нанесении на карту показаний Списка русских городов оказалось, что громадное большинство городов, указанных в Списке, даже мало известных, могут быть нанесены на современную карту, хотя в конце XIV в. география русских земель была существенно иной, чем позже. Так, устанавливается местоположение мелких городов на юге Новгородской земли, в Рязанской земле, в верховьях Волги и т. д. С наибольшим /222/ трудом отыскиваются города, расположенные в верховьях Оки, где впоследствии находились Заоцкие города. Здесь, повидимому, были расположены мелкие городки, принадлежавшие местным феодалам.

Скопления малоизвестных и неизвестных городков показаны в порубежных местах, повидимому, не случайно. Такими местами являлись лесные и болотистые места в верховьях Волги и Западной Двины, где сходились рубежи Новгородской земли и Великого Литовского княжества. Много мелких городков показано в верховьях Оки и в лесостепной полосе к юго-востоку от Киева по левым притокам Днепра — Суле, Ворскле и т. д. Порубежные места, конечно, более нуждались в укрепленных городках, чем центральные части Литовского великого княжества или Новгородской земли. Возможно, что некоторые городки были резиденциями отдельных мелких князей, владения которых находим в Северской земле и «верховских» княжествах даже в конце XV в.