Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
vopros_7_8_11_12_14_21_23_22_27_24_25_26.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
2.62 Mб
Скачать

12. Образование, просвещение, наука в XVIII веке

В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России тоже подверглась реформам. Впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. 

В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерийская школа; в 1708 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись). Грамотных детей в России XVIII века было мало, поэтому при школе математических и навигацких наук были созданы подготовительные классы – «русская школа», где учили читать и писать, и «цифирная школа», где обучали счету и началам арифметики.

При Петре 1 система образования по прусскому образцу. Для нее характерны жесткая дисциплина, главный упор делался на естественные науки, требовала зубрежки.

Непосредственно в Навигацкой школе обучение начиналось с математических и навигацких наук, а затем учащиеся переходили к изучению специальных мореходных наук. Школа готовила не только офицеров артиллерии и военных инженеров для армии и флота, но также судоводителей (штурманов), геодезистов и других востребованных в то время специалистов для вооруженных сил России. Тех, кто успешно закончил Навигацкую школу, Петр посылал за границу для усовершенствования в теории и практике морского дела.

Дети дьячков, подьячих, церковнослужителей, посадских, солдат и прочих разночинцев шли учиться добровольно. В жесткой сословной иерархии Российской империи образование – было единственным способом «выбиться в люди».

А вот дворянские недоросли учиться не хотели – у них и так было вполне обеспеченное будущее. Петр I самолично каждый год проводил смотр дворянских детей, после которого они в принудительном порядке набирались в школу.

Крестьянских детей в школу не принимали, считалось, что крепостным грамотность не нужна.

В школу принимали детей в возрасте 12-17 лет, но были ученики, приходившие в учение и в более старшем возрасте.

Если в первые годы работы школы в ней еще обучались дети знатных и родовитых дворян – князей Долгоруких, Волконских и др., то после смерти Петра I, в ней остались только дети беднейших дворян. Знать предпочитала отдавать своих отпрысков в другие учебные заведения, после окончания которых можно было пристроить свое чадо на «теплое местечко» в каком-нибудь государственном департаменте. Если детям разночинцев хватало обучения на первой ступени, после чего они становились писарями, помощниками архитекторов и т.п., то дворянские дети были обязаны учиться дальше и осваивать геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование.

После окончания школы, многие из них отправлялись за границу, где совершенствовали свои навыки службы на военных кораблях.

В 1759 г. был учрежден пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он был задуман по образцу версальского. Три класса по 50 человек в каждом и один высший (камер-пажеский) класс на 16 человек – таков был состав пажеского корпуса.

Учреждение в Петербурге Академии Наук в 1725 г. стало важным событием в жизни России. Подготовка ученых и образованных людей, а не только забота о «размножении наук», в этом была ее главная задача. Предусматривалось открыть при Академии университет и гимназию. Блестящие европейские ученые, среди которых Якоб и Даниил Бернулли, (один – механик и другой – математик), астроном Делиль, физик Вильфингер, историк и филолог Байер (специалист по «греческим и другим древностям») приехали в Российскую Академию. Открытые при Академии гимназия и университет удовлетворяли насущные потребности русского общества в начальном и среднем образовании.

Для гимназистов, успешно окончивших гимназию, лекции читали академики, образуя, таким образом, университет с тремя факультетами. Здесь читали курсы математики, физики, философии, истории и права.

По отзывам современников, преподавание в академическом университете представляло собой жалкое зрелище. М.В. Ломоносов «ни образа, ни подобия университетского» в этом университете не находил.

Лекций профессора обычно не читали, а студентов набирали как рекрутов в армию, в основном из других учебных заведений. Не удивительно, что студенты были «гораздо не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции». За «грубость» студентам полагались телесные наказания – розги. В 1736 г. в Сенат поступило несколько жалоб от студентов на то, что профессора не читают им лекций. После жалобы и обращения Сената к профессорам, те прочитали несколько лекций, устроили студентам экзамен и выдали им «добрые аттестаты для показу», на чем все и закончилось.

За 20 лет существования Академии (а она была открыта вскоре после смерти Петра I) все, что она сделала для российского образования ограничивалось выпуском календарей, академических ведомостей на латинском и русском языках, да по свидетельству Миниха Манштейна «навербовано было несколько немецких адъюнктов с 600-700 руб. жалованья».

Академики же занимались научными изысканиями в области высшей мате­матикой, изучения «строения тела человеческого и скотского» и «разыс­каниями» о языке и жилищах «древних незапамятных народов».

Две академические гимназии – одна для дворян, другая для разночинцев (она готовила художников, артистов, поэтому кроме наук здесь учили пению, музыке и др.) были открыты в Санкт-Петербурге при академическом университете. Гимназия, открытая для дворянских детей популярностью не пользовалась, а после открытия Сухопутного шляхетского кадетского корпуса дворянские дети и вовсе перестали поступать в нее.

В 1736 г. были набраны 12 человек из Славяно-греко-латинской академии. За исключением двоих – М.В. Ломоносова и Д.И. Виноградова, которым дали возможность учиться за границей, – остальных отправили в академическую гимназию.

Вернувшись из-за границы в Россию, М.В. Ломоносов взялся за воссоздание академического университета. Академические учебные заведения в 1758 г. были переданы под его руководство, после чего их развитие пошло успешнее. Но после смерти М.В. Ломоносова в университете осталось всего два студента, и он фактически перестал существовать. Скромной деятельности ученого дворянство предпочитало блестящую военную и гражданскую карьеру.

Московский университет был учрежден в 1755 г. При его открытии в нем было 100 студентов, через 30 лет – всего 82. В 1765 году на юридическом факультете был всего лишь один студент, такая же картина была на медицинском факультете.

За все время царствования блистательной Екатерины II университет не выдал ни одного диплома медика. Высшее дворянство шло в университет неохотно, т.к. считалось, что там не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно было утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Идея Петра I привить дворянству «обучение гражданству и экономии» потерпела неудачу.

Курс обучения в академической гимназии (1755-1812) при Московском университете составлял 8 лет, а обучались там дети с 9-тилетнего возраста.

Наряду с русским, латинским и «знатнейшими европейскими языками» здесь преподавали математику, географию, сокращенный курс физики, а для желающих – музыку и пение. Для всех классов первым учебником был «Мир в картинках» Я.Л. Коменского.

В 1780-х гг. при университете был открыт Благородный (платный) пансион для дворян, а бесплатный пансион остался в гимназии для разночинцев. Число приходящих учеников увеличивалось.

В Москве открылись еще 11 частных пансионов, кроме Благородного. В них брали плату за обучение в размере 150 руб. в год, а предметы были те же, что и в академической гимназии. В пансионе воспитанники находились постоянно.

В 1785 г. в частных пансионах обучалось 384 учащихся: 284 русских (остальные – иностранцы). Из них – мужчин (русских) – 228 (дворяне); женщин (в женских пансионах) – 39 (дворянки); детей из купеческого сословия – 17.

Гимназия, готовившая к поступлению в Московский университет, который обеспечивал гимназистов и преподавателями, и учебниками, открылась в Казани в 1758 г. На ее базе в начале XIX в. был основан Казанский университет.

Наука

Наука в России, в 18 веке начинает быстро развиваться.  Русское общество, взбудораженное реформами Петра I, ищет решения проблемы своих новых потребностей. В основном развивались естественные науки.

В начале 18 века, были предприняты экспедиции в различные территории государства, с целью составления карт, описания земель и изучения природных богатств. Особое значение отводилось совсем плохо исследованным, но в то же время стратегически важным регионам. Земли Сибири и Дальнего Востока, подвергались пристальному вниманию русских ученых 18 века.  Такие экспедиции привели к организации на Урале промышленного комплекса, который обеспечивал Российскую Империю металлургической продукцией.

За 18 век, русские путешественники совершили много важных географических открытий. Экспедиция Беринга и Черикова на Камчатку, смогла открыть новый пролив, соединяющий Европу и Азию. Путешественники стали выпускать фундаментальные научные труды, которые помогали в освоение земель.

Развивалась в 18 веке механика, а так же математические науки. 18 век подарил России такого выдающегося ученного как Андрея Константиновича Нартова. Нартов был механиком, ставший личным токарем императора. Вскоре был отправлен на обучение за рубеж, возглавлял мастерскую Летнего дворца, проектировал станки и новые механизмы. Механизмы Нартова применялись при строительстве плотин, верфей, каналов. Нартов – автор первого в мире токарно-винторезного станка.

В 18 веке, в России было много замечательных ученых и мастеров. Среди них стоит отметить механика – самоучку Кулибина, имя которого стало нарицательным. Кулибин изобрел множество оригинальных и интересных вещей. Он создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, сконструировал лифт, придумал новый часовой механизм.

Наука 18 века в России принесла еще одно новое явление. Петр I велел начать собирать всяческого рода коллекции. Так была основана Кунсткамера, которая стала первым русским музеем. Её название происходит из немецкого слова, означающая в переводе кабинет редкостей.

Среди достижений русской научной мысли особенно выделяются догадки и открытия М.В. Ломоносова. Он внес вклад в развитие практически всех отраслей науки: физики, химии, геология, астрономия, гуманитарные науки. Он также увлекался поэзией.