Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия и политология Филос и логика Курс лек...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
466.43 Кб
Скачать

3.Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

Немецкая классическая философия - это период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX в., представленный учениями И. Канта, И.Фихте, Ф. Шеллинга, и Г. Гегеля. Для него характерны систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к теории познания, убежденность в упорядоченном, закономерном строении мира и способности разума его постичь.

Начало этой философии положил Иммануил Кант (1724-1804), который произвел гносеологический переворот в философии, став рассматривать познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам (основная работа – «Критика чистого разума»). Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а особенности познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов XVII века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его пределов. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной (т.е. стремящейся вырваться за границы возможного опыта). Он также называет свой метод критическим, в отличие от догматического рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым, осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.

Критически анализируя познание, он обосновал его творческий характер, четко определил проблему его условий и границ, но создал противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания. У Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие представало как смутное и спутанное знание, как низшая форма того, что ясно и отчетливо постигается лишь с помощью разума. Кант заявил, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой как бы два разных ствола в человеческом знании. А отсюда следует, что научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов - чувственности и рассудка. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорил Кант.

Философия того времени разделяла истину на случайную, добытую органами чувств и опытным путем, и всеобщую, установленную в разуме (положения математики, законы естественных наук). Вопрос состоял в том, каким образом в нас осуществляется синтез чувственного и рационального и как обосновать возможность получения всеобщих знаний (синтетических суждений о том, чего не было в опыте).

В самой общей форме кантовское решение можно представить следующим образом. Нечто неизвестное - вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных) форм созерцания - пространства и времени; при этом необходимо участие другой познавательной способности – рассудка (мышления, работающего с понятиями и суждениями). В рассудке формируются единичные и общие понятия, а также аналитические суждения о наблюдаемых вещах и явлениях. Отвечая на вопрос, как у нас возникают мысли всеобщего характера (о принципах и законах бытия или о чем-то отсутствующем в опыте, гипотетическом), Кант утверждал: этот переход осуществляет рассудок с помощью выработанных в нем 12-ти доопытных категорий (единство, множество, причина, взаимодействие, существование и др.). Присоединяя эти категории к наличному знанию, мы получаем синтетические суждения (новое знание, мысли о всех возможных связях и отношениях в мире). Таким образом, знания всеобщего, абстрактного характера берутся не из какой-то внешней «мыслящей» субстанции, а формируются в самом мышлении. Именно то обстоятельство, что рассудок сам конструирует предмет сообразно априорным формам мышления - категориям, - снимает, по Канту, вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим знанием о них. Мы можем познать только то, что сами создали, - эта формула лежит в основе теории познания Канта (мир вещей, какие они есть сами по себе, остается по ту сторону познавательных возможностей человека). Разделяя многие рационалистические идеи Просвещения, Кант вместе с тем подверг критике притязания науки на неограниченные возможности в познании мира, отделил ее от сферы нравствен­ного действия. В этике им был сформулирован так называемый кате­горический императив, или общезначимое нравственное правило, опре­деляющее форму морального поступка человека: поступай так, чтобы правило, которым ты руководствуешься, могло стать всеобщим законом. Вершиной философии Кант считал этику, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности («цели, а не средства»).

Кант стоял у истоков нового, деятельностного подхода к человеку. Это было принципиально ново по сравнению с пассивно-созерцательным образом человека в предшествующей философии. Правда, его деятельность рассматривалась еще односторонне (только как познавательная). Этот же подход по­лучил дальнейшее развитие в субъективно-идеалистической философии Иоганна Фихте (1762-1814), внесшего также вклад в становление диалектики как теории развития.

Фихте развивал дальше идеи Канта, которого считал своим учителем. Он хотел освободиться от дуализма Канта, от существования непознаваемой «вещи в себе», независимой от субъекта. Вещь в себе отвергается с обезоруживающей простотой. Ведь она входит в кантовские построения в качестве мыслимой сущности, следовательно, вправе сказать, что это мы мыслим вещь в себе, действующую на нас. Трансцендентальный субъект Канта остается, таким образом, в одиночестве, он есть единственно сущее; все остальное - продукт (и только потому и предмет) его деятельности. Фихте говорил о том, что теория не просто опирается на практику, сознание человека не просто социально, более того - оно активно, т.е. сознание способно творить мир. Человек в мире есть активное, деятельностное существо. На что же направлена его свободная творческая деятельность? Прежде всего на свободу. Главным моральным убеждением человека, считал Фихте, должна быть мысль, что все люди свободны, как и ты сам, граница нашей свободы - свобода другого человека. Истинно свободен тот, кто всех вокруг себя делает свободными. Мы свободны, но мы и ответственны. Ответственность в том, чтобы понять свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным обществу.

Неотъемлемая часть немецкой классики — натурфилософия Фридриха Шел­линга (1775-1854), в основе которой лежала объективно-идеалистическая картина развития природных процессов и форм. Он применил принцип диалектический развития, разработанный Фихте по отношению к деятельности субъекта, к анализу природы. Свою задачу он видел в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей через все космические стихии и обеспечивающей всеобщую связь природных явлений. Однако в отличие от неоплатонизма Шеллинг видел природу в развитии и борьбе разнонаправленных сил. В учении о познании он ставил художественную интуицию выше разума, считал, что в искусстве наиболее полно раскрываются тайны мира. Эта идея была в дальнейшем востребована иррационалистическим направлением в фи­лософии.

Против такого понимания философии и ее методов выступил Георг Гегель (1770-1831). В первой большой своей работе «Феноменология духа» он определил философию как науку, которая не может пользоваться интуитивно-образными методами познания мира. Человеческое мышление должно быть строго понятийным. Философия - это «эпоха, схваченная в мыслях».

Фигура Гегеля завершает собой эпоху Просвещения. Общую для нее проблему доказательства способности человека разумно править собой, обществом и природой он решает самым радикальным образом – путем обожествления Разума (абсолютное тожде­ство мышления и бытия). «Все действительное разумно», и разумная необходимость пробивает себе дорогу через все случайности. Всю историю мира он представил как развитие по диалектическим законам Абсолютной идеи (ду­ха, Разума), существующего сначала в виде чистого мышле­ния (формальной логики). В процессе самопознания он разворачивается в материальный природный мир, а затем – в человеческое общество и культуру. Абсолютная идея полностью познает себя в философии Гегеля.

На основе объективного идеа­лизма Гегель разработал учение о диалектике как теории развития. Исходя из идеи всеобщего развития, которое протекает, по Гегелю, согласно триа­де: тезис (полагание) - антитезис (отрицание) - синтез (снятие противоположностей в новом единстве), он сформулировал общие прин­ципы диалектического подхода к исследованию любого развиваю­щегося явления. Гегель сформулировал основные принципы и законы диалек­тики, разработал ее категориальный аппарат (см. тема 7, вопрос 4). В творчестве Гегеля, по оценке Ф. Эн­гельса, диалектический метод вступил в противоречие с системой объ­ективного идеализма. Метод требовал бесконечного развития мира, а в системе оно завершается.