Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
CЗ№6.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
37.22 Кб
Скачать

1.Влияние белорусских идей на население в 1917 г. I Всебелорусский съезд.

2. Бнр как попытка белорусской государственности.

После Октябрьской революции, когда перед белорусским народом во всей полноте встал вопрос о собственной государственности, конкретные действия по воплощению своих планов предприняли национально-демократические партии и организации. Их руководство, несмотря на имевшиеся разногласия, было едино в том, что только общенациональный съезд может демократическим путем решить не только политические и социально-экономические проблемы, но и вопросы государственного строительства. Великая белорусская рада вместе с Белорусским областным комитетом при Исполкоме Всероссийского Совета крестьянских депутатов 15 декабря 1917 г. созвала Всебелорусский съезд (конгресс). В его работе приняло участие 1872 делегата, преимущественно от крестьян, солдат и интеллигенции. Они представляли всю белорусскую этнографическую территорию от Белостока до Смоленска. Это был первый столь представительный и многолюдный форум в истории белорусского народа.

Руководители Северо-Западного ОК РСДРП(б) не посчитали нужным активно включиться в работу съезда. Делегаты напрасно ожидали появления на съезде А. Мясникова. Облискомзап ограничился направлением на заседание двух наркомов, которым поручил выступить с приветственными речами. Их выступления не только не укрепили доверия делегатов к большевистским властным органам, но и спровоцировали скандал, когда нарком внутренних дел Западной области и фронта Л. Резаусский назвал бело-красно-белый флаг, под которым работал съезд, «трехцветной тряпкой». СНК Западной области и фронта 18 декабря 1917 г. распустил съезд, а его президиуму предложил покинуть пределы области и фронта.

18 декабря на подпольном заседании члены президиума создали Исполком Совета съезда, который стал политическим центром организации борьбы против советской власти. Он попытался взять создание белорусского государства в свои руки. 21 февраля 1918 г., когда советские войска оставили Минск, а германские еще не вступили в него, он обратился к народу с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя властью в Беларуси. Из представителей только социалистических партий был создан временный исполнительно-распорядительный орган — Народный Секретариат во главе с И. Воронкой. В его состав вошли П. Кречев-ский, А. Смолич, П. Бодунова, А. Корач, Т. Гриб, К. Езовитов, В. Макрев, И. Середа и др. 24 февраля1918 г. делегация Народного Секретариата посетила представителя германского командования и высказала свою лояльность к власти интервентов. Об отношении немцев к Народному Секретариату можно судить по тому, что он был выселен из помещения, в котором располагался. При этом кайзеровские солдаты сбросили флаг, который Секретариат считал белорусским национальным, и конфисковали кассу.

9 марта 1918 г. на торжественном заседании Исполкома Совета съезда, в котором принимали участие представители социалистических партий—эсеров, меньшевиков, «Поалей-Циона» и других, была принята 2-я Уставная грамота, в которой Беларусь объявлялась Народной Республикой. Исполком был переименован в Раду БНР. Был избран ее президиум во главе с И. Середой. В грамоте декларировался ряддемократических принципов: свобода слова, печати, собраний, забастовок, совести, неприкосновенность личности и жилища, равноправие языков всех национальностей Беларуси. Устанавливался 8-часовой рабочий день. Отменялось право частной собственности на землю. 25 марта 1918 г. после длительного и бурного обсуждения Рада приняла 3-ю Уставную грамоту, в которой декларировалось отделение БНР от Советской России. БНР объявлялась «независимым и свободным государством». В состав ее включались Могилевская, Минская, Витебская губернии, белорусские части Гродненской, Виленской, Смоленской, Черниговской и других губерний.

Попытки создания Белорусской Народной Республики не нашли поддержки у народных масс Беларуси. Одной из причин этого была лояльная позиция Рады по отношению к немецким оккупационным властям. Землю крестьяне также не получили, более того, ее возвращали помещикам. Сомнительной была и легитимность этого государственного образования: решение о его создании принял никем не избранный орган — созданный Советом съезда исполком, который кооптировал в свой состав 28 новых членов. На юридическое оформление создания БНР Рада не пошла, помня, очевидно, что, во-первых, при выборах в Учредительное собрание за списки национальных партий и организаций голосовало только 0,3% избирателей Беларуси и, во-вторых, на I Всебелорусском съезде крестьяне активно выступали против отделения Беларуси от Советской России. К тому же немцы не разрешили созыва на оккупированной ими территории Учредительного собрания Беларуси.

Власть Рады БНР, по признанию И. Воронки, заключалась в национальном представительстве при немецкой оккупационной администрации и в других второстепенных функциях. Попытка добиться от Германии признания БНР и создать свои вооруженные силы к успеху не привела. Берлин ответил, что рассматривает Беларусь как часть Советской России. Однако консервативная часть Рады продолжала свои попытки. В письме Рады правительству Германии говорилось: «Живем надеждой, что международный трактат оторвет нас от России и соединит с Литвой под защитой Германии». Рада и Народный Секретариат обратились с телеграммой к кайзеру Германии, в которой благодарили за освобождение Беларуси, просили помощи в утверждении ее государственной независимости в союзе с Германской империей. Принятие 3-й Уставной грамоты и посылка телеграммы германскому императору вызвали политический кризис в руководстве БНР. Из состава Рады вышли представители ряда партий.

Подъем освободительной борьбы против немецких оккупантов, консолидация большинства населения вокруг большевиков заставили активизироваться и деятелей белорусского национально-демократического движения. Они начали новую реорганизацию своих политических центров. Вместо Народного Секретариата был образован Совет пяти, но, не просуществовав и месяца, он подал в отставку. Совет старейшин (сеньо-ренконвент) Рады БНР поручил Р. Скирмунту сформировать новый кабинет министров. По его инициативе 9 июля 1918 г. Рада опубликовала декларацию, которая показала, что новое правительство полностью подчиняет свою политику интересам оккупантов. Решение аграрного вопроса предлагалось в интересах помещиков: только небольшую часть помещичьих земель предполагалось продать крестьянам по цене, «соответствующей ее истинной стоимости». Принудительное отчуждение допускалось лишь в исключительных случаях.

Мелкобуржуазные партии, особенно эсеры, с недоверием встретили эту программу и потребовали более гибкой политики правительства. В сентябре 1918 г. под их давлением кабинет министров Р. Скирмунта подал в отставку. Вместо него было сформировано правительство во главе с И. Середой, который уже в ноябре также сошел со сцены, передав свои полномочия новому кабинету министров. Его возглавил лидер белорусских социал-демократов А. Луцкевич. Не располагая властью, деятели БНР продолжали попытки создания белорусского государства. Однако добиться политического влияния Раде не удалось. Не получила она поддержки и на международной арене, в частности в Германии, Швейцарии, США, на межсоюзнической конференции в Яссах, куда она направляла свои делегации.

Правительство Советской России предприняло попытку опереться на БСДП как представительницу демократической белорусской интеллигенции, заинтересованной в социальном и национальном освобождении Беларуси и способной составить противовес попыткам самоопределения Беларуси на буржуазной основе. А. Луцкевичу было сделано предложение сформировать правительство БНР после ухода немцев из Беларуси с участием в этом правительстве его партии. Он был приглашен для переговоров в Москву, которые состоялись во второй половине ноября 1918 г., но не получили завершения. Хотя и было условленно, что ближайшие соратники А.

Луцкевича — члены Рады и министры — после ухода немцев из Минска останутся в городе, чтобы завершить начавшиеся в Москве переговоры, однако к 10 декабря, когда Красная Армия вступила в Минск, в нем не оказалось ни министров, ни самого А. Луцкевича. Они выехали в Вильно.

Переезжая в Вильно, Рада и правительство БНР приняли 5-ю грамоту, в которой призывали белорусский народ к выступлениям против советской власти, к защите БНР и к созданию на местах альтернативных Советов, которые должны подчиняться Раде БНР. Вступив в Минск, командование Красной Армии издало ряд приказов, касавшихся общественно-политической жизни. В одном из них от имени только что созданного Военно-революционного комитета указывалось на обязательный роспуск Белорусской Рады и арест ее членов.

В этот период стали предприниматься попытки повлиять на расстановку политических сил в Беларуси со стороны правительства Литвы. 27 ноября 1918 г. в заседании Литовской Тарибы (Совета) приняла участие делегация Рады БНР. В. Ластовский сделал заявление, в котором говорилось, что Белорусская Рада, «принимая за идеал создание федеративного белорусско-литовского государства... считает нужным присоединиться к конкретной работе Тарибы». В состав Тарибы было включено 6 белорусских политических деятелей. В литовское правительство вошел в качестве министра по белорусским делам И. Воронка.

В декабре 1918 г. в Гродно состоялась встреча представителей белорусского национально-демократического движения из Гродно, Белостока. Бреста, Слонима и других городов, на которой было принято решение о присоединении Беларуси к Литве на правах автономии. В конце 1919 г. В. Ластовский создал в Ковно белорусское правительство, заявив при этом, что оно представляет всю Беларусь. Вскоре в правительстве Литвы министерство по белорусским делам было ликвидировано. Часть белорусских деятелей покинула Литву, а их лидер В. Ластовский с конца 1923 г. фактически прекратил свою политическую деятельность и в 1927 г. переехал в столицу БССР. Со временем произошло ослабление позиций действовавшего в эмиграции правительства БНР, которое в октябре 1925 г. на совещании в Берлине объявило о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с советской властью. На такое решение повлияли, конечно же, сдвиги в хозяйственном и национально-культурном строительстве в БССР и, надо полагать, искреннее желание многих членов БНР участвовать в созидательной работе вместе со своим народом. Сыграла свою роль и объявленная ЦИКом СССР и ЦИКом БССР в 1923 г. амнистия всем руководителям и рядовым участникам антисоветских националистических организаций и формирований, которые действовали в 1918—1920 гг. Вернувшаяся в Беларусь часть деятелей БНР, в частности В. Ластовский, А. Цвикевич. И. Лесик и другие, за время работы в БССР внесла значительный вклад в развитие белорусской культуры, формирование национального самосознания народа.

Таким образом, попытка ряда белорусских деятелей осуществить национальное самоопределение Беларуси на буржуазно-демократической основе успехом не увенчалась. Часть деятелей БНР, как отмечено выше, возвратилась в БССР, некоторые из них — А. Луцке-вич, С. Рак-Михайловский и другие, находясь в западной части Беларуси, активно боролись за воссоединение ее с БССР, третьи — П. Кречевский, Т. Гриб, Я. Мамонько остались на старых позициях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]