Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Старые ответы на философию.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
2.02 Mб
Скачать

22. Флорентийский неоплатонизм.Кузанский.

Гуманистическая философия эпохи Возрождения в историко-философском смысле представляла собой поворот европейской философской мысли от онтологической проблематики к антропологической (этической, социально-политической, проч.). Радикальное переосмысление средневековой картины мира произошло уже в рамках ренессансного неоплатонизма, становление которого обозначило собой возврат философской мысли Возрождения к рассмотрению онтологической проблематики, но возврат уже на новом качественном уровне, исходивший из новых мировоззренческих позиций - установок, отличных от установок схоластической философии. Ренессансный неоплатонизм явился высшим результатом развития философской мысли Возрождения. В нем наиболее полно и глубоко воплотились главные тенденции и особенности ренессансной философии - ее гуманистический пафос, стихийная диалектика, острое чувство красоты и величия Природы. В конечном счете, в контексте неоплатонизма и сформировалась та новая, отличная от средневековой картина мира, которая по праву характеризует философию эпохи Возрождения как специфический этап в становлении философской мысли Западной Европы. Крупнейшими представителями идеологии ренессансного неоплатонизма были Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолла, Джордано Бруно.

Крупным представителем немецкого неоплатонизма эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Он считается одним из первопроходцев того мышления, которое складывалось на водоразделе средневековья и Ренессанса.

Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел — беспредельному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все» — формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (все) от Творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же — как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) — максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того — с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Николая Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей — единого и беспредельного.

Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки — математики и астрономии.

Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела — это возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно Николаю Кузанскому, центр и окружность космоса — это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

Н.Кузанский, испытавший влияние мистических учений номинализма и гуманизма, создал концепцию “ученого незнания”. Познание вещей, согласно этой концепции, возможно при помощи чувства и разума, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Поэтому основой познания должна быть противоположностью обыденного, конечного чему-то безусловному, абсолютному, а значит, “незнанию”, неведению об этом безусловном (т.е. божественном). Если человеческий разум все конечное делит на противоположности, то “ученое незнание” (знание о незнании) близится к бесконечному (здесь противоположности взаимно сливаются, минимум и максимум совпадают). Так, при бесконечном увеличении радиуса круг превращается в – прямую. Если Бог Бесконечен, то в нем сливаются все противоположности. Так же, как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, т.е. в человеке, который “наполняется” божественным. Человек – это тоже Бог, но не в абсолютном смысле; он является ограничением божественного принципа подобно тому, как космос является ограниченным максимумом.

Понимание Н.Кузанским мира и человека было, по существу, устремлено в будущее. Человек в его философской системе является не только частью целого, но и индивидуальностью.

Воззрения Кузанского не выходили за пределы религии, но идеи о математическом познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими, он предвосхищали дух естествознания грядущих времен.

1. Познание возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Предмет познания – пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т.е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его «свернутой» форме.

2. Человек – это также бог, но не в абсолютном смысле. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Кузанского о человеке. Утверждал мощь человеческого познания, через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум») как бы уподоблялся богу. Бог не являетсячем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

3. Онтология. Предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир – не изолированный шар в лоне абсолюта, но мир бесконечен и является бесконечным шаром. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность.