Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Предпринимательство.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
244.74 Кб
Скачать
  1. Инновационные предприятия венчурного типа способствуют росту инвестиций в экономике обеспечивают высокие налоговые сборы и доходы от экспорта.

В этой связи в технологически развитых странах в настоящее время наблюдается мощная волна"венчурного бума”. Так, в США объем венчурных инвестиций в 1999 составил 48,3 млрд. долл., превысив в 2,5 раза показатели 1998 года О0- млрд. долл.). объем инвестиций в европейские венчурные предприятия составил 6,8 млрд. экю, что на 70% превысило показатель 1998 года. Количество венчурных операций и сделок в секторе высоких технологий составил почти 5 тыс., а средний размер сделки в европейских странах 1,4 млн. экю. Так, важным источником венчурного капитала в последнее время становятся пен­сионные фонды. В частности в США и Западной Европе пенсионные фонды яв­ляются важными поставщиками для венчурных фондов.

  1. Венчурный бизнес носит обычно предпринимательский и инновационный ха­рактер. Он во многом основан на личностных качествах менеджеров, их таланте и • этом смысле в некоторой степени противостоит корпоративному бизнесу, в ко­тором роль "первой скрипки” играет команда технократов.

Крупные зарубежные рынки венчурного предпринимательства.

Развитие венчурного инвестирования в высокотехнологичный бизнес стало одним ю ключевых приоритетов научно-технологической политики развитых стран. Лидерами по объему инвестиций венчурного капитала являются США: на них приходи геч половина всего объема венчурных инвестиций в мире. По оценкам

экспертов, в США 4% наиболее быстро растущих фирм, большинство из которых поддерживаются венчурным капиталом создают 70% все новых рабочих мест. В этой стране действует свыше 660 венчурных инвестиционных институтов, в том числе около 320 компаний с капиталом до 24 млн. долл., 140 компаний — до 24 млн. долл., более 215 компаний — до 74 млн.долл. имеется в стране и супервен- чурный фонд с капиталом в 4,5 млрд. долл.

Вторым крупным рынком венчурного предпринимательства является Западная Европа. Европейская индустрия венчурного капитала отличается от своего амери­канского аналога по двум параметрам. Во-первых, она инвестирует преимущест­венно в основные сектора экономики, тогда как венчурный капитал США - в но­вые технологии. Во-вторых, главным инвесторами европейских фондов венчурно­го капитала являются банки (за исключением Великобритании), а в США — пен­сионные фонды, страховые компании, спонсоры и частные лица.

В настоящее время в европейский портфель венчурного капитала входят около 20000 компаний, в которые было вложено более 23 млрд. экю. При этом более 15% венчурных средств собраны вне Европы.

Таким образом, в рамках венчурного предпринимательства решается ряд страте­гически важных задач научно-технологического развития государств.

Становление венчурной индустрии в России.

Точкой отчета венчурной индустрии в России следует считать 1993 год, когда на Токийском саммите между правительствами стран “большой семерки” и Евро­пейским Союзом было принято Соглашение о поддержке только что приватизи­рованных предприятий по Государственной программе массовой приватизации, в рамках которой около 15000 малых и средних предприятий перешли в руки соб­ственников.

В период с 1994 по 1996 год постепенно было создано 11 Региональных Венчур­ных Фондов в партнерстве между Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), выделившим 310 млн. долларов на финансирование акционерного капи­тала, и странами-донорами (Франция, Германия, Италия, Япония, США, Финлян­дия, Норвегия и Швеция), выделивших 207 млн. долларов в виде безвозмездных ссуд.

Источниками средств венчурных фондов в США и Европе являются, в основном пенсионные фонды, страховые компании, банки, а также правительственные агентства и частные инвесторы.

В России же участие средств пенсионных фондов и страховых компаний в вен­чурных фондах экономически невыгодно в силу несовершенства существующего законодательства. И почти нет национального венчурного капитала, в отличие, например, от ближайшего соседа - Финляндии, где более 80 % средств, работаю­щих на венчурном рынке, носят национальный характер, в Великобритании - около 40 %.

До сих пор главным источником финансовых ресурсов в России являются банки, а не страховые компании и пенсионные фонды, чьи инвестиционные возможности сейчас крайне незначительны. В России у банков практически отсутствует инте­рес к сфере малого бизнеса, кроме этого высокая стоимость кредитов делает бан­ковское финансирование для малых предприятий труднодоступным. При крупных бизнес группах идет процесс создания венчурных подразделений, но их иннова­ционная деятельность связана, главным образом, с укреплением существующих связей самих бизнес групп и модернизацией существующего производства. Со­гласно ряду исследований, посвященным венчурному капиталу в РФ, одним из главных источников венчурного капитала в России остается неформальный капи­тал частных инвесторов. Так, согласно подготовленному специалистами Бэбсон- колледжа, Лондонской школы бизнеса и Кауфманского центра лидерства в облас­ти предпринимательства «Обзору глобального предпринимательства» за 2001 год, в котором изучалось состояние бизнеса в 29 странах мира, неформальными инве­сторами в России, то есть инвестирующих напрямую без посредничества специа­лизированных финансовых институтов, считают себя около трех процентов взрослого населения, что является неплохим результатом среди всех 29 исследо­ванных стран. В то же время отнести их к категории венчурных инвесторов мож­но с большой натяжкой, так как если предоставление капитала и сопровождается «поддержкой по линии менеджмента», то, главным образом, в сфере прикрытия деятельности компании от государственных органов и криминальных кругов.

Существующая налоговая система, с одной стороны, толкает предприятия на сокрытие реальных доходов, препятствуя созданию цивилизованного фондового рынка, для которого важна прозрачность финансовой отчетности, а не «оптимиза­ция налогообложения», а с другой стороны, препятствует росту самофинансиро­вания предприятия.

Венчурным инвестициям в технологический бизнес также препятствуют слабая культура предпринимательства во многих российских фирмах. Многие из них, занимающиеся коммерциализацией своей интеллектуальной собственности, за­частую ограничиваются продажей собственных изобретений. Даже при условии создания малых инновационных фирм, переговоры с венчурными капиталистами заканчиваются провалом из-за нежелания со стороны глав компаний терять кон­троль над бизнесом. Они, как правило, предпочитают пользоваться банковскими кредитами или льготными кредитами от Фонда Содействия и других государст­венных фондов поддержки предпринимательства.

Также сказывается неурегулированность прав на интеллектуальную собствен­ность между ее разработчиками и научным учреждением, в стенах которого про­водилось научная работа. В свете этого, как отмечают участники венчурного биз­неса в России, одной из первоочередных задач успешного инвестирования являет­ся жестокое разграничение функций между изобретателями и инновационными менеджерами.

На Западе в условиях развитой бизнес инфраструктуры, наличии системы господ­держки малого бизнеса предпринимателем может стать представитель любой профессии, носитель идеи, которая может быть в перспективе коммерциализиро­вана, тогда как у нас выработался другой «идеальный тип» бизнесмена, характе­ризующийся наличием социального ума, который зачастую никак не был связан с интеллектуальным умом и ограничивался действиями в области перепродажи, передела собственности, а зачастую и присвоения государственных средств. На этом фоне остро ощущается нехватка профессиональных менеджеров, которые могли бы стать посредниками между источником капитала и объектом его при­ложения, способных объективно оценить рыночные перспективы научно- технической разработки.