Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Серж Московичи.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
50.69 Кб
Скачать

Серж Московичи Наука о массах Индивид и масса

МОСКОВИЧИ СЕРЖ (р. 1926), известный французский социальный психолог, руководитель лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете

Сам Серж Московичи говорил: «Если бы меня попросили назвать наиболее значительное изобретение нашего времени, я бы, не колеблясь, ответил: индивид». В то время великих путешествий, открытий, торговли и науки человек разместился в перспективе Я или Я сам. Московичи считал что индивид, достойный этого имени, должен вести себя согласно своему разуму, а принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием и только оценив его и взвесим все за и против, не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей.

На самом деле на практике видно что это не так. Мы часто можем заметить, что человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников, мнениям своих друзей. Человек перенимает манеру поведения своего окружения. Когда человек находиться в окружении толпы он меняется так, как если бы он совершенно переменился и стал другим. Английский психолог Бартлетт по этому поводу писал:

«Великая тайна всякого поведения – это общественное поведение. Я вынужден был им заниматься всю свою жизнь, но я не претендовал бы на то, что понимаю его. У меня сложилось впечатление, что я проник насквозь в глубину человеческого существа, но, однако ни в малейшей степени не осмелился бы утверждать ничего о том, как он поведет себя в группе».

Этот вопрос актуален и в наши дни. Московичи по поводу этого вопроса думал так:

В социальной ситуации люди ведут себя недобросовестно, не обнаруживают своих лучших качеств. Даже наоборот, люди не добавляют что-то друг другу, не взаимно усовершенствоваются, а напротив их достоинства имеют тенденцию приходить в упадок. Уровень человеческой общности стремиться к низшему уровню её членов. Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: то, что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим. То есть в сообществе первые становятся последними.

Это высказывание можно отнести ко всем народам. Так, Солон утверждал, что один взятый отдельно афинянин – это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания, уже имеешь дело со стадом баранов. Поэт Гриль-парцер утверждал: «Один в отдельности взятый человек довольно умен и понятлив; люди собранные вместе, превращаются в дураков».

Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства.

Всякий раз, когда люди собираются вместе, в них скоро начинает обрисовываться и просматривается толпа. Они перемешиваются между собой, приобретают некую общую сущность, которая подавляет их собственную; им внушается коллективная воля, которая заставляет умолкнуть их собственную. Такое давление представляет собой реальную угрозу, и многие люди ощущают себя уничтоженными.

При встрече с таким материализованным общественным животным некоторые слегка отступают, прежде чем броситься туда с головой, другие испытывают настоящую фобию. Все эти реакции характеризуют влияние толпы, психологические отклики на нее, а через них и те эффекты, которые ей приписывают.

Московичи в своей работе «Наука о массах», приводя множество цитат известных философов, делает вывод, что группы и массы живут под влиянием сильных эмоций, чрезвычайно аффективных порывов. Одиночный индивид, присутствующий в толпе становится другим, не всегда это осознавая. Именно «мы» говорит через его «Я».

В своей работе Серж Московичи задумывается так же о том, как из таких социальных атомов как индивид, получается коллективная совокупность; каким образом каждый из них не только принимает, но выражает как свое собственное мнение, которое пришло извне. Московичи пишет, что феноменом, ответственным за столь необычное превращение, становиться внушение или влияние. Речь идет о своего рода воздействии на сознание: какое-то приказание или сообщение с убеждающей силой заставляют принять некую идею, эмоцию, действие, которые логически человек не имел ни малейшего разумного основания принимать. У людей появляется иллюзия, что они принимают решение сами, и они не отдают себе отчета в том, что стали объектом воздействия или внушения. Московичи пишет: «Каждый считает себя причиной того, чему он является лишь следствием, голосом там, где он только эхо; у каждого иллюзия, что он один обладает тем, что, по правде говоря, он делит с другими».

Московичи приводит следующую аналогию: внушение или влияние. Оба они предполагают:

  • Уход от логического мышления, даже его избегание

  • Раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни.

И в том и другом случае наблюдается утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Соответственно, человек с готовностью подчиняется авторитету группы или вожака и становится податливым к приказаниям внушающего. Он находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «Я» с его «Я» социальным. Но видно и то, что их последствия противоположны. Первое делает индивида способным жить одному, а второй мешает ему сосуществовать с другим, отталкивая его от массы и замыкая в себе самом. Также первое возникает вследствие избытка социабельности, когда индивиды врастают в социальное тело. Второе же является результатом неспособности существовать вместе с другими и находить в совместной жизни необходимые компромиссы.

Тысячи лет люди сталкиваются с аналогичными идеями и пытаются объяснить, почему отдельно взятые люди логичны и предсказуемы, в то время как собранные в массу, они становятся нелогичными и непредсказуемыми.