Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
61 Человек Многообразие концепций.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
147.97 Кб
Скачать

3. Неповторимо индивидуальное в человеке

Третье направление в постижении человека (“экзистенциальный антропоцентризм”) провозглашает принципы абсолютной уникальности и полной самообусловленности его существования. Человек прежде всего самозадан способом своего существования. Он свободно и произвольно творит себя, а внешний мир - это не более как арена для проявления человеческой экзистенции или подлинной и неповторимой “самости”.

Бесспорно, ведущим в таком подходе является антропоцентрически ориентированный экзистенциализм (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти, С. де Бовуар и др.). Объединяет всех экзистенциалистов провозглашение того, что существование первично по отношению к сущности. По Сартру, человек есть “существо без сущности”; сущность обретается человеком в процессе существования и имеет сугубо индивидуальный характер. Экзистенция (или существование) соотнесена с трансценденцией* и свидетельствует о выходе человека за собственные пределы. Подлинным существованием обладает лишь человек, ибо только он выбирает свою сущность, создает, реализует ее. Лишь освободившись от причинных зависимостей от окружающего мира, можно пробудить в себе подлинную личность.

Личность в понимании экзистенциалистов (и персоналистов) - это неповторимая духовная экзистенция, самоопределяемая человеком. Она отличается от индивидуальности (которая в определенной мере вписана в природную и социальную целостность) тем, что совершенно ни от чего не зависит. Для более глубокого постижения человека недостаточно ограничиваться рамками социальных структур.

Стал крылатым экзистенциалистский тезис: “Человек - это лишь то, что он из себя делает”. Декартовское “мыслю, следовательно, существую” сначала было потеснено шопенгауэровским “хочу, следовательно, существую”, а затем современными “свободен, следовательно, существую” или “существую, следовательно, свободно творю свою сущность”. Если в теоцентрических концепциях свобода человека в конечном итоге обусловлена неизбежностью божьего суда, то в антропоцентрически ориентированных концепциях экзистенциализма речь идет о безусловной свободе.

Генетический аспект развития сознания, как правило, не рассматривается экзистенциалистами. Сартр уверен, что ничто не является причиной сознания, оно само - причина своего собственного способа бытия. Подобно А.Бергсону, Сартр отождествляет сознание и выбор: “Нужно быть сознательным, чтобы выбирать, и нужно выбирать, чтобы быть сознательным. Выбор и сознание - это одно и то же” (Sartre J.-P., 1960, p.539). Метод “экзистенциального психоанализа” Сартра опирается на принцип человеческой целостности: любая “коллекция” склонностей и устремлений, любой акт поведения требуют соответствующей расшифровки и “разоблачения” в них целостного человека8.

Важнейшими ключевыми понятиями экзистенциального подхода к человеку вслед за экзистенцией оказываются “экзистенциальный опыт”, “пограничная ситуация”, “абсурд”, “выбор”, “свобода”, “виновность”, “ответственность” и некоторые другие.

Экзистенциалисты отдают приоритет в человеке интуитивно-бессознательному над дискурсивно-сознательным, эмоционально-волевому над рациональным, спонтанному над закономерным, индивидуально-личному над коллективно-групповым, единичному над общим.

Экзистенциалисты не ограничиваются провозглашением того, что личность вольна быть полностью самостоятельной и индивидуально неповторимой. Они болезненно переживают и пристально анализируют процессы, подталкивающие человека к выбору обезличивания и утрате своей индивидуальности. Это прежде всего такие негативные тенденции общественного развития, как массовизация и тоталитаризация социальной жизни, отрицательное воздействие некоторых сторон НТР, диктаторство рынка, все, что ведет к тем или иным формам отчуждения.

В самом начале 70-х годов стало конструироваться новое философско-антропологическое и психологическое направление - “гуманистическая психология” (с важнейшей ветвью “экзистенциальная психология”). Ее идеи разрабатывали Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Р. Лэинг, Л. Бинсвангер, В. Франкл и др. Это направление в силу своей специфики было пронизано философской проблематикой, прежде всего идеями феноменологической философии и экзистенциализма, а также опиралось на принципы “понимающей психологии” и отчасти “понимающей социологии”.

Заявив о себе как о “третьей силе”, гуманистическая психология противопоставила себя сциентистски ориентированным фрейдизму и бихевиоризму. Как известно, еще В.Дильтей размежевал науки о природе и науки об обществе и социальных явлениях, утверждая, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Следуя этой традиции, сторонники рассматриваемого направления уверяют, что человек не поддается объективному познанию. Единственно возможный путь лежит через его “самораскрытие”; важно войти в его мир путем “вчувствования”, “столкновения” с ним в “непосредственной встрече”. Каждый человек уникален, и надлежит искать не нечто общее в поведении, а то, что кардинально отличает человека от других людей, любых иных живых существ или сверхсовершенных машин.

Как и философы-экзистенциалисты, “гуманистические психологи” противопоставляют такие подходы как “экзистенциальный” и “эссенциальный”. Последний видит прежде всего в человеке инстинкты, рефлекторные схемы и т.п. Однако, по словам Р.Мэя, идя таким путем, можно прийти к блестящим обобщениям, но “потерять человека”. Ведь живая личность всегда переживает всё происходящее своим уникальным образом. В то же время “гуманистические психологи” размежёвываются с некоторыми идеями философов-экзистенциалистов (например, Сартра) и признают за современными научными методами определенные успехи в познании человека.

“Гуманистические психологи”, как и представители философии экзистенциализма, не противопоставляют друг другу “высшее” и “низшее” начало в человеке, отмечая их важность и устремленность к интеграции в едином целом. Сама же интеграция может реализоваться через инсайт, любовь, творчество, игру, искусство (Маслоу).

Потребности, по Маслоу, образуют иерархизированную систему, состоящую из пяти слоев:

1. Физиологические потребности (жажда, голод, сексуальная жизнь и т.п.).

2. Потребность в безопасности (освобождение от боли и страха, избежание угрожающих ситуаций, уверенность в завтрашнем дне).

3. Потребность в эмоционально окрашенных связях с другими людьми (друзьями, женой, детьми, той или иной социальной группой); Маслоу считает, что в современном обществе именно эта потребность чаще всего не удовлетворяется.

4. Потребность в достойной оценке и признании другими, а также во взвешенной высокой самооценке.

5. Потребность в самоактуализации (стремление стать таким, каким только способен); по Маслоу, одна из важных особенностей самоактуализации состоит не в отсутствии проблем, а в переходе от мелких или ненастоящих проблем к глубоким и настоящим (Maslow A.H., 1959, p.28).

Однако “высшие потребности” (стремление к самореализации, творчеству и т.д.) имеют, по Маслоу, “инстинктоидный” характер. Подобно низшим, они являются проявлениями подсознательных побуждений человека. Более высокие потребности направляют поведение индивида постольку, поскольку удовлетворены более низкие. Весьма немногие люди добиваются самоактуализации, воплощая человеческую сущность. Как считает Маслоу, они составляют примерно сотую часть населения, являя образец психически здоровых и максимально выражающих человеческое назначение людей.

В своих более поздних работах А. Маслоу уже не ограничивался прежней строгой последовательностью в удовлетворении потребностей9. Более того, основное внимание он начинает уделять метамотивации, которая присуща тем, кто достиг высшего уровня развития и оказался “по ту сторону самоактуализации”. Такие люди опираются, прежде всего, на метамотивы, относящиеся к высшим ценностям существования, - добро, красоту, истину, совершенство, единство противоположностей и т.п.

Первостепенное значение самоактуализации провозглашается и остальными “гуманистическими психологами”, видящими в ней желание человека реализовать все свои основные потенции. Важная роль отводится при этом понятию “самости”. Последнее выражает сокровенное ядро личности, характеризуя ее интенциональность* (в данном случае - целенаправленность на реализацию максимума возможностей).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]