Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Philosophy.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
379.39 Кб
Скачать

37. Философские идеи истории.

Есть история космоса, история природы (планеты), история человечества. Задачей истории, как описательной науки, в древности было: собрание материала, анализ его, создание общей картины.

Философия истории говорит, что история управляется силой света. Тьма – те люди, которые препятствуют развитию человечества. Рассвет каждого народа обусловлен количеством светлых душ, воплощенных в нем и светлым ведущим. Историософия – философия истории.

38. Направленность общественного развития и сущность современной эпохи.

Карл Маркс выдвинул теорию о линейном развитии человеческой цивилизации (первобытный строй-рабовладельчество-феодализм-капитализм-социализм-коммунизм). Показатель прогресса – развитие экономики, науки, отношений идей.

Существует 7 периодов эволюции человечества, 7 рас, 7 субрас. Сейчас человечество находится в первой половине 4ого периода, в самом низком.

Каждый народ имеет сущность, определяющуюся космическим происхождением и его предназначением.

39. Предназначение народа. Роль России в мировой истории.

Каждый народ имеет сущность, определяющуюся космическим происхождением. Каждый народ имеет задачу, предназначение.

Русский народ – основа, которая даст начало новому народу. Он содержит в себе лучшее, что выработал восток и запад. С запада – науку без атеизма, проникнутую философскими началами, индивидуализм без эгоизма, демократию. С востока – духовность, коллективизм, монархию без тирании.

40. Фрэнсис Бэкон – 1561- 1626 г.

Эмпиризм и индукция. Эмпиризм – гносеологическое направление, которое утверждает, что главным источником познания является опыт. Под опытом понимают познание единичного и частного. Единичное можно понимать, во-первых, как чувственный опыт – ощущения и восприятия, результаты воздействия внешнего мира на наши органы чувств. Отсюда утверждается, что мышление осмысляет только то, что дано в чувственном опыте: в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Во-вторых, единичное есть результат отдельных наблюдений и экспериментов, то есть научных опытов. Главный метод научного познания – индукция, восхождение от изучения единичных явлений к общим закономерностям, к построению теорий, все новые теории являются результатом прежнего опытного познания. Наше знание с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность. Мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую вероятность познания.

Учение Бэкона об индукции. Бэкон ратует за элиминативную (исключающую) индукцию. Указывая на значение отрицательных инстанций, Бэкон обратил внимание на существенный момент познавательного процесса: выводы, полученные только на основании подтверждающих фактов, не вполне надежны, если не до­казана невозможность появления фактов опровергающих; мнение же, что последние в случае своего появления никак не могут поколебать прежних выводов, в принципе пара­лизует теоретическое мышление.

Призраки или идолы познания. Начинать борьбу за «царство че­ловека» на земле с устранения иллюзий, созданных людьми, значит бороться за усовершенствование человека, дабы люди стали лучше, чем они ныне есть. Бэкон пишет о четырех видах «призраков». Первые два из них коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными ей, два последних восходят к ней опосредствованно, поскольку порождаются особенностями социальной жизни и психологии.

Первый вид заблуждений - это «призраки рода». Они свойственны всему человеческому роду, по­скольку все люди примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. У всех людей несовершенны органы чувств, что проявляется уже в том, что предметы очень маленькие (атомы) и очень большие (быстрое движение) не поддаются восприятию. В этих случаях могут помочь различные приборы, например, микроскоп и телескоп, так что «чувства неизбежно обма­нывают, однако они же и указывают свои ошибки.

Имеются и такие несовершенства познания, которые связаны с особенностями человеческого рассудка. Боль­шинство людей склонны сохранять свою веру в то, к чему они успели привыкнуть и что легче для усвоения, а также кажется выгодным и предпочтительным, хотя на них и производит большое впечатление всякое выходящее за пределы обычного течения дел экст­раординарное событие, которое поражает и изумляет: «...то, что возбуждает чувства, предпо­читается...». В обоих случаях - и когда они проявляют свою консервативность, и когда высказывают свое легковерие - люди верят в свою непогрешимость и всерьез убеждены в том, что их мнения суть мера всех вещей.

Второй вид заблуждений, по Бэкону, это «призраки пещеры», к которым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлениях «призраков рода». Бэ­кон считал, что человеческий разум более похож не на полированное зеркало, а на эту неровную стену или же на «магический фонарь, представляющий миражи». «Призраки пещеры» - это заблуждения, свойственные разным индивидуумам, и возникают они не только непо­средственно от природы, но и «от воспитания и бесед с другими».

«Призраки рынка», или «рыночной площади», проистекают из особенностей социальной жизни человека. Эти «призраки» состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным за­блуждениям, которые появляются от дезориентирующего воздействия словесной путаницы. В со­чинении «Опровержение философий» он стремился показать, что торговкам и демагогам, пытающимся достигнуть своих целей с по­мощью дешевого красноречия, подобны и многие древние и новейшие философы. Но Бэкон вовсе не считает положение безвыходным. Следует тщательно разобраться в значениях употребляемых слов и отбросить те из них, у кото­рых, отсутствует истинный и точный смысл.

Последний, четвертый, вид заблуждений - это «призраки театра», которые производим от «призра­ков рынка», а потому в ранних гносеологических набросках Бэкона не указаны. Здесь речь идет об искажающем воздействии ложных теорий и философских учений. Они мешают открытию истины, про­должают плодиться, и возможно, что в будущем их появится гораздо больше, чем теперь. В специ­альный четвертый вид их превращает некоторая ранее не рассматривавшаяся особенность человеческой психики - слепое преклонение перед ранее установленными и приз­нанными авторитетами, которые, подобно актёрам в теат­ре, подчинили себе умы слушателей и читателей, истребив из их сознания всякое сомнение в своей правоте, сомнение, которое в действительности более чем обосновано, ибо эти авторитеты ложны. К числу таких мнимых авторите­тов Бэкон относит и Аристотеля, хотя он и признает, что Аристотель - «великий философ» для прошлых времен. Но «истина - дочь вре­мени, а не авторитета», а потому новое вре­мя не может уже смотреть на Аристотеля как на непрере­каемого носителя мудрости.

Три пути познания: «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из чистого сознания. «Путь муравья» - это узкий эмпиризм, который в сво­ей односторонности не менее ошибочен, чем столь же одно­сторонний рационализм. «Путь пчелы», является единст­венно истинным. Он соединяет в себе достоинства первых двух «путей», но свободен от недостатков каждого из них. Подъем от ощущений к наиболее общим аксиомам, от эм­пирии к теории совершается здесь «непрерывно и постепен­но». Боязнь этого подъема поворачивает на ложный «путь муравья», а поспешность при восхождении уводит на «путь паука». Необходима же в движении от опыта к понятиям науки «систематическая настойчивость», медленная, но неуклонная последовательность.

Плодоносные и светоносные опыты:

Плодоносные опыты приносят непосредственную пользу, не давая широких горизонтов знания, а светоносные приносят ис­тинное знание, далеко не всегда ведущее уже теперь к пользе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]