Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПАД ответы.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
346.62 Кб
Скачать

1. М.Басов (1892- 1931), ученик и последователь Лазурского, определял предмет психологии в терминах поведения, а методом предлагал наблюдение (в широком понимании – включая элементы эксперимента и самонаблюдения). Единицей поведения человека считал акт как синтез стимула и реакции. Поведение является системой актов и развивается из изолированных действий, не имеющих внутренней целостности и связанности, ко все большей внутренней целостности. Ступени в развитии структуры поведения описывал в терминах старой психологии: низшие структуры поведения – ассоциативно-детерминируемые процессы, высшие – апперцептивно-детерминируемые. Фактически он сделал попытку ввести в психологию понятие деятельности, что затем получило развитие в советской психологии. Стимул он считал шире стимуляции и включал в него прошлый опыт. Он считал, что в поведении человек отражает всю среду и многовековую структуру. Главным предметом исследования была детская психология, проблема развития. Басов подверг специальному анализу вопрос о специфике человека: качество сознательности рассматривается им как важнейшая особенность человеческой активности. Сознание делает подотчетным все формы внутренней активности. Критерием осознанности  является возможность выражения соответствующего содержания в языке. Человек есть активный деятель в среде. Научная психология должна опереться на экстроспекцию (объективное наблюдение).

Основные структурные формы. С первого дня существования человека начинается непрерывный процесс образования разнообразных связей между явлениями , отдельными элементами опыта.  Наиболее простой случай взаимоотношения организма со средой с псхологической точки зрения - процесс поведения образуется из отдельных и разрозненных актов, ничем не связанных по содержанию и лишь соприкасающихся друг с другом во времени, чем и обуславливается видимая непрерывность процесса (S-R). Это есть простая временная цепь актов. Она наиболее выражена в поведении ребенка. Второй - ассоциативно-детерменированный процесс (аналогия - цепь). К каждому новому действию не потому, что этого требует стимул, а потому, что предыдущий акт сам влечет за собой новую реакцию, направляя активность ребенка на новые явления среды, ассоциативно связанные с теми, с которыми он имел дело в предыдущем акте.  Третья - апперцептивно-детерминированный (аналогия - форма спирали) - имеет след хар-ку: устремленность процесса на определенную цель и планомерность течения его в соответствии с поставленной целью. Здесь каждый последующий акт согласуется не только со своим предыдущим, но и с основным стимулом всегг процесса, его целью и задачами.   Условия развития процесса существенно меняются в заивисимости от того, должен ли данный процесс впервые возникнуть, который индивидум сам должен найти в процессе решения задачи или идет по привычному пути. Среда дает ребенку множество готовых форм и различных сложных структур. Все эти среды откладываются в его опыте в виде определенных схем  (схем предметов и действий), которые затем он и отображает в своей деятельности.  Другое дело когда мы сталкиваемся с проблемой которую мы должны решить самостоятельно. В сущности, решение всякой новой задачи сводиться к не более как к созданию новой комбинации имеющихся в опыте элементов в соотвествии с поставленными условиями. 

Центральное место в системе взглядов Басова занимает представление о человеке как «активном деятеле в среде». Расшифровывая сущность этого положения, Басов пишет о том, что она заключается «в действенном проникновении в эту среду и в овладении ею посредством действенного познания ее» (1975, с. 251—252)2.

Это положение, высказанное в общей форме, Басов конкретизирует в нескольких направлениях, расковывая прежде всего действенный характер познания, который заключается в том, что человек использует в жизненной практике познанные свойства вещей. Говоря о человеке как деятеле в среде, Басов обращается также к профессиональной трудовой деятельности людей.

Положение, согласно которому активность личности предполагает вместе с тем детерминированность ее деятельности внешними воздействиями, проходит красной нитью через все произведения Басова.

Басов, подробно раскрывает задачи структурного анализа деятельности, обеспечивающие такой синтез: это выяснение структурного состава — выделение элементов целого, это установление связей и отношений между элементами, конструирующими процесс (когда подвергаются характеристике не отдельные элементы с их взаимоотношениями, а целые, более или менее значительные отрезки процессов, обнаруживающие характерные черты той или иной организации), и, наконец, это характеристика различий «общих типов деятельности».

Необходимо отметить, что пионером выделения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931).

Басов как психолог первоначально примыкал к функциональному направлению, где сознание понималось как система взаимосвязанных психических функций. Но во взгляде Басова на эту систему имелся особый аспект. Ее центром он считал волю как функцию, предполагающую усилия личности по достижению осознанной цели. Это было связано с его общей установкой на научный, экспериментальный анализ активности субъекта. В особенности его интересовал конфликт между волевым импульсом и непроизвольными, не зависящими от сознания движениями. Этот вопрос он изучал путем объективного наблюдения за развитием поведения ребенка. Поскольку изучение было сосредоточено не на внешних движениях самих по себе (рефлексах), а на их внутреннем смысле, Басов, чтобы отграничить свой подход от подхода рефлексологов и бихевиористов, применил вместо термина "поведение" (который они использовали, чтобы обозначить предмет своих исследований) термин "деятельность".

Басов подчеркивал, что понимает под деятельностью "предмет особого значения", такую область, "которая имеет задачи, никакой другой областью не разрешаемые" Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. С.122.. Он назвал, деятельностью качественно новую структуру, включающую в себя и то, что субъект осознает, и то, что проявляется в его внешних действиях.

Существовало множество различных представлений о структуре деятельности. Приверженцы структурализма считали, что психическая структура складывается из элементов сознания, гештальтисты - из динамики психических форм (гештальтов), функционалисты - из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т.п.), бихевиористы - из стимулов и реакций, рефлексологи - из рефлексов.

Басов предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Структура может быть устойчивой, стабильной. Но она может также каждый раз создаваться заново. В любом случае деятельность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, "человек как деятель в среде".

Таким образом, мы выяснили, что впервые понятие деятельности как таковой было введено М.Я. Басовым.

Традиционно принято считать, что в основном принцип деятельности в психологии развивали в своих работах такие знаменитые авторы, как Алексей Николаевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн, но в первую очередь, конечно же, это Лев Семенович Выготский.

2. В период 80-х годов ХХ века были проведены наиболее интенсивные и глубокие исследования СД, которые оптимально сочетали теоретические, эмпирические и практические методы ее анализа. Так СД фактически стала комплексной проблемой: наряду с психологическим, выделились функционально-технологический и организационно-управленческий аспекты ее изучения. Среди важных теоретических проблем, рассматриваемых в данный период, являлась проблема соотношения индивидуальной и совместной деятельности, которую подробно описывает в своих работах Ломов Б.Ф [9, с. 211-40; 10, с. 280-296]. Он один из первых выделяет структуру совместной деятельности по типу индивидуальной (общая цель, спецификация задач, мотивы участников СД, планирование, принятие решений, оценка результатов), дополнительно выделяя ряд специфических процессов и факторов СД, а именно: подражание, внушение, эмоциональное взаимозаражение, сопереживание, сотрудничество и др.

Б.Ф.Ломов указывает, что реальный образ жизни человека складывается из двух основных составляющих - предметно-практической деятельности и общения как «специфической формы взаимодействия человека с другими людьми» (17, с. 107). Понятие «общение» охватывает другую, нежели деятельность, категорию реально существующих отношений «субъект-субъект» и именно «субъект-субъектность» этих отношений определяет истоки механизма «взаимодействия».

Б.Ф. Ломов подчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную дело.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются прежде всего в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье определенного (исторически сложившегося) типа, от образования (если он его получает) в школе (и средней и высшей) определенного типа; членства в общественных или политических организациях и т. д.

Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содействует его развитию (как, например, в подлинном коллективе), либо сдерживает развитие и уродует личность (как, например, в группах корпоративного типа).

3. Теория высших психических функций (л.С. Выготский)

В то же время работы Л.С. Выготского [60] внесли большой вклад в разработку теории деятельности. Выготский поставил вопрос о новом подходе к психологическому анализу деятельности, исходя из наметившейся у Басова «тенденции к изучению целостных структур, к вскрытию структур, лежащих в основе психологических явлений» [60, с. 128], на основании трех основных определяющих моментов: динамики образования процесса; объективности анализа процесса; возникновения самого процесса.1 Выготскому принадлежит идея «о вращивании» — переходе внешней операции во внутреннюю. Ему же принадлежит разработка «инструментального методов психологии» как адекватного метода исследования опосредованное высших психических функций человека.

Выделив существенное отличие «психологического орудия» от «технического», Выготский показал значение применения орудия труда как фактора, «конституирующего» психическую деятельность, а также ввел представление о «знаке» как внутреннем инструменте действия. Работы Л.С. Выготского явились отправным пунктом для цикла исследований, направленных на изучение зависимости психических процессов от таких условий деятельности, как цель, мо;гив, способы, и были положены в основу построения теории деятельности.

ИСТОКИ ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО

Таким образом, уже в середине 20-х гг. Л.С. Выготский имел историко-социологическое понятие о практической, чувственной деятельности людей. Более того, он отчетливо понимал роль в ней такого существенного компонента, как "орудийность" и "опосредствованность", положив его изучение в основу исследований своей научной психологической школы.

Л.С. Выготский принял в свое время весьма перспективное и фундаментальное решение, которое привело к развертыванию исследований его коллектива, направленных на изучение функционирования орудий-средств в процессах мышления, внимания и памяти. Эти исследования выявили такую форму психологических орудий-средств, как словесные знаки и подвели к сложной проблеме связи этих знаков (или значений слов) с практическими действиями, с внешней (или внутренней) деятельностью, в которых данные средства функционируют.

В 1929 г. Л.С. Выготский публикует статью "Генетические корни мышления и речи" (соответствующий материал вошел затем в известную книгу Л.С. Выготского "Мышление и речь").

В этой статье обсуждались вопросы, касающиеся генетических корней практического интеллекта и человеческой речи. Рассмотрев большой фактический материал, полученный другими специалистами, Л.С. Выготский выявил процессы перекрещивания корней практических действий человека, с помощью которых он решает мыслительные задачи, и корней его речевого общения (до этого действие и общение осуществлялось человеком независимо друг от друга). А.Н. Леонтьев следующим образом оценивал этот исследовательский результат: "Термина "деятельность" еще нет, он еще не выступал, не применялся, а понятие деятельности нашло свое дальнейшее развитие" Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994. С.267..

В другой своей работе "Орудие и знак в развитии ребенка, с одной стороны, понятия "орудие" и "опосредствование" детально конкретизируются при описании психического развития человека, с другой - понятие "человеческое орудие" четко разводится с употреблением предметов орудийного характера у животных. Человеческое орудие Л.С. Выготский последовательно связывает со специфическим содержанием человеческого труда, ориентированным на будущее, а это уже начало человеческой культуры, для которой характерно наличие свободных волевых действий людей, направленных на будущее.

В этом направлении Л.С. Выготский использовал уже и термин "деятельность". В приведенных суждениях он создает теоретическую схему психологического отличия человека от животных (наличие у него "жизни во времени", т.е. будущего, наличие свободных, волевых, культурных действий, т.е. высших психических функций) на основе понятия труда, трудовой орудийной деятельности.

Далее нужно отметить следующее. В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из детей и взрослых). Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна от коллективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессом интериоризации. Так, он писал о том, что психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся психическими функциями личности. Свой общий генетический закон психического развития он формулировал следующим образом: "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная ...второй раз как деятельность индивидуальная..." Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 387.. Понятие зоны ближайшего развития, введенное в психологию Л.С. Выготским, в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной.

Практически параллельно с Л.С. Выготским изучением проблемы деятельности занимался С.Л. Рубинштейн.