Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Постмодернизм..doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
103.42 Кб
Скачать

1. ПОНЯТИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]). Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар). Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмоймодернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов). По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этогоевропоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила местоинтерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).

4. Понятие нарратива и метанарраций в постмодернизме. Понятие дискурса.

НАРРАТИВ (лат. narrare — языковой акт, т.е. вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, ‘сообщающего’) текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. является его самодостаточность и самоценность: как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается ‘ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность. Термин был заимствован из историографии, где появляется при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события, как возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией

Нарратив – это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни. «... мы организуем свой опыт и свою память человеческих событий, главным образом, в форме нарратива — историй, извинений, мифов, причин делать или не делать что-то и т.д.» - пишет Брунер (1991). «Человек является животным, рассказывающим истории; быть человеком означает иметь историю и рассказывать ее» - подчеркивает Гордон Уилер (2005). И добавляет «Мы рождены, чтобы делиться своими настоящими историями, историями своего опыта». То, что мы всегда рассказываем истории не всегда очевидно, поскольку мы с детства привычно используем эти истории для обозначения своего опыта. С самого начала мы учимся тому, как выразить то, что нужно донести до слушателя. Если, рассказывая, мы не выполняем некоторых условий, то получаем от слушателей негативную обратную связь (они могут уйти, заскучать или начнут нас поправлять). При соблюдении условий и удачном комбинировании уже известного с новым, мы получаем внимание слушателей. Нарратив представлен во всем, что мы говорим, думаем или воображаем. Это естественно данный нам способ общения с другими людьми, а также форма внутренне присущая нашим способам получения знаний, которое структурирует наше восприятие мира и самих себя.

Любой личный нарратив конструируется относительно культурных нарративов. По тому, что говорится и как говорится можно судить о существующих в данном обществе нормах и ценностях, а также о том, что считается аномалиями или патологией. Уайт (1995) считает, что люди интернализуют доминирующие нарративы своей культуры и верят в то, что они содержат истину об их идентичности. Рассказывая свою историю, мы не только формируем последовательность событий, но и интерпретируем ее (Миллер, 1998). События своей жизни мы изображаем с помощью автобиографического нарратива, и в нем эти события связываются во временную последовательность с помощью того или иного сюжета. 

Осмысление нашего опыта часто является следствием рассказа об этом опыте. Однако для своего повествования мы выбираем определенные аспекты данного нам опыта и находим им в своей истории определенное место, другие же аспекты опыта остаются за пределами нашей истории. Ф. Шюце называет этот аспект нарратива сгущением. Для истории также важно быть законченной и уточняющей обстоятельства (детализированной). Данные правила рассказывания истории являются имплицитными требованиями к любой истории и рассказчик действует в соответствии с ними. Рождение истории – это способ упорядочить свою жизнь, способ радостный или, наоборот, печальный и опустошительный. И эта история, то, как именно она выстроена, и какие именно аспекты индивидуального опыта содержит, влияет на то, как мы чувствуем, думаем и действуем.

Виды нарративов удивительно разнообразны: беседы, истории из фольклора, басни, мифы, сказки, объявления, мемориальные речи и многое другое. Часть их этих подвидов нарратива являются частными случаями такой литературной категории, как жанр. В общем смысле нарратив представляет собой комплекс лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически и ограниченных социально-коммуникативными и лингвистическими способностями каждого индивидуума. Репертуар нарративных форм каждого индивидуума переплетается с более широким культурным набором дискурсов, которые определяют, кто какую историю рассказывает, где, когда и кому. 

Итак, история – это любая осмысленная последовательность событий во времени, последовательность, в которой одно событие обусловлено другими или следует за другими. Важным моментом является тот факт, что история о прошлом (начало событий) разворачивается в настоящий момент времени, и все эти события описываются с точки зрения сегодняшнего человека, человека знающего «чем все закончилось». Наиболее общей характеристикой таких повествований является изменение состояния персонажа соответствующее временной последовательности событий, а также трактовка этих событий и их оценка.

Классическое определение устного нарратива принадлежит Лабову и Валецки (1967) Нарратив рассматривается как «один из способов репрезентации прошлого опыта при помощи последовательности упорядоченных предложений, которые передают временную последовательность событий посредством этой упорядоченности…». 

МЕТАНАРРАЦИЯ (или ‘метаповествование’, ‘метарассказ’, ‘большая история’) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и ‘легитимирующих’ знание, различные социальные институты, определенный образ мышления. 

Постмодернизм рассматривает М. как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу и культуре в целом определенный мировоззренческий комплекс идей; ограничивая, подавляя, упорядочивая и контролируя, они осуществляют насилие над человеком, его сознанием. В силу этого постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашает ‘закат М. Концепция ‘заката М.’ впервые была предложена Лиотаром. Он рассматривает легитимацию как ‘процесс, посредством которого законодатель наделяется правом оглашать данный закон в качестве нормы’. Человек в данной ситуации оказывается в полной зависимости от стереотипов, ценностей, провозглашенных приоритетными в данном обществе. А социальная реальность оказывается искусственно сконструированной в результате взаимодействия различных дискурсивных практик.

Метанаратив -- это особый тип дискурса, возникший в эпоху модерна, и претендующий на особый статус по отношению к другим дискурсам (наррациям), стремящийся утвердить себя не только в качестве истинного, но и в качестве справедливого, т.е. существующего на законных основаниях. Этим термином и его производными ("метарассказ", "метаповествование", "метаистория", "метадискурс") Лиотар обозначает все те "объяснительные системы", которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания – религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое "знание").

Определяя задачу, поставленную в своём сочинении, Лиотар говорит: "Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово … обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и ИСКУССТВЕ, в конце ХIХ века". Таким образом, Лиотар связывает постмодернизм с ощущением изжитости основных принципов или МЕТАНРРАТИВОВ, на которых базировалась западная цивилизация.

ДИСКУРС - характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связанностью и целостностью и погруженном в жизнь, социокультурные, социально-психологические и др. контексты.

Вместе с тем не редко под дискурсом понимается последовательность совершаемых в языке коммуникативных актов. Такой последовательностью может быть диалог, разговор, письменные тексты, содержащие взаимные ссылки и посвященные общей тематике и т. д. Дискурс связывают с такой активностью в языке, которая соответствует специфической языковой сфере и обладает специфической лексикой.