Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч6 гл4 (CC Суслина)_11 стр.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
144.38 Кб
Скачать

3. Достижения движения за демократизацию и правительство Но Тхэу (март 1988 – февраль 1993 г.)

Азиатские игры 1986 г. и намеченная на 1988 г. Сеульская Олимпиада не только способствовали укреплению позиций правительства, но, с другой стороны, стали предпосылкой для ускорения движения за демократизацию. Велика была озабоченность тем, что будет международным позором, если страна, организующая всемирный праздник, не покажет своего демократизированного облика. Вызывало беспокойство и то, что необходимо будет завоевать славу демократичного государства в тот момент, когда заканчивается срок полномочий президента Чон Духвана. Таким образом, с середины 1980-х гг. движение за демократизацию охватило не только студенчество, но и широко распространилось среди политиков и всех слоев общества.

Лидер оппозиционной партии Ким Ёнсам, находившийся под домашним арестом, объявил голодовку, в мае следующего года политические и оппозиционные деятели, объединившись, организовали «Совещание по продвижению демократизации» (сокр. «Минчхухёп»), а в апреле 1985 г. в качестве объединенной организации студентов вузов всей страны было образовано «Объединение студентов всей страны» (сокр. «Чонханнён»).

С первых дней 1986 г. началось организованное массовое движение за демократизацию среди преподавателей вузов и учителей начальной и средней школы. После того, как в марте этого года был опубликован Манифест о текущем моменте, 28 преподавателей университета Корё, преподаватели всех университетов один за другим публиковали декларации, а в апреле 1987 г. о своей позиции заявили 122 профессора, включая ряд влиятельных, обычно умеренных по взглядам, которые в своем заявлении о текущем моменте требовали реформ и демократизации, что произвело огромное впечатление. Демонстрации студентов все более ожесточались, и демонстранты не только захватывали здания правящей партии (Минджондан) и ее учебных центров, но и нередко они кончали жизнь самоубийством путем самосожжения или бросались в воду. За один 1986 г. покончили с собой 4 студента, в том числе 3 студента Сеульского университета. В том же году были за 3400 человек, а расходы на приобретение гранат со слезоточивым газом достигли 6 млрд. вон.

В январе 1987 г. произошел инцидент, который стал запалом для мощного общенационального демократического сопротивления. В обстановке, когда 14 января стало известно о гибели студента Сеульского университета Пак Чончхоля в результате полицейских пыток, поднялись гнев и возмущение народа, а президент Чон Духван «добавил масла в огонь», опубликовав 13 апреля свое интервью против пересмотра Конституции. К тому же 9 июня того же года новый инцидент со студентом университета Ёнсе Ли Ханёлем, который погиб во время демонстрации от полицейской гранаты со слезоточивым газом, вызвал подъем демонстраций по всей стране. Благодаря демонстрациям, которые 10 июня инспирировали Демократическая партия – Минчжудан (председатель Ким Ёнсам) и «Штаб народного движения за завоевание демократической Конституции», ежедневно в различных городах страны проходили новые демонстрации, а 26 июня в 37 городах всей страны в демонстрациях участвовали свыше миллиона человек. В Сеуле до глубокой ночи продолжались демонстрации, напоминавшие по настоящему уличные бои. Правительство, наконец, осознало, что дальше упираться нельзя, и 29 июня было вынуждено опубликовать проект решения актуальных проблем из 8 пунктов, главное место в которых занимала поправка Конституции в сторону прямых выборов президента, начиная с Но Тхэу, выдвинутого в качестве кандидата правящей Партии демократической справедливости Минджондан. выдвинутого кандидатурой следующего президента. Это была так называемая «Декларация 29 июня».

Согласно Декларации 29 июня, явившейся завоеванием июньского демократического сопротивления, вопрос о прямых выборах был вынесен на народный референдум в октябре 1987 г., и в результате было заявлено о народном голосовании в октябре 1987 г. и в результате стало возможным, чтобы 16 декабря этого года состоялись прямые президентские выборы, которые стали возможными через 16 лет после 1971 г. В результате выборов был избран Но Тхэу, получивший 36% общего числа поданных голосов, второе место занял Ким Ёнсам, и третье место – Ким Дэджун. Из-за того, что оппозиционные партии не сумели выдвинуть единую кандидатуру, победа досталась правящей партии. В следующем году на состоявшихся в апреле всеобщих парламентских выборах оппозиционные партии Демократическая партия мира (Ким Дэджуна), Демократическая партия объединения (Ким Ёнсама) и Новая демократически-республиканская партия (Ким Чжонпхиля) превзошли правящую партию Минчжондан и заняли большинство мест в парламенте. Однако голоса, полученные оппозиционными партиями, четко выделялись по регионам происхождения трех Кимов, и не была преодолена региональная ограниченность их партий.

Президент Но Тхэу обладал легитимностыо прямо избранного президента, но, соединяя прежнее влияние представителя военщины с ролью правящей партии Пятой республики (Минджондан), не осмеливался приступить к решительным реформам. Бывший одним из столпов Пятой республики, он был призван осуществить задачу ликвидации Пятой республики. Его нерешительность и мягкотелость породили прозвище «Муль Тхэу» (кор. муль – вода. Прим. пер.). А призывы к демократическим реформам раздавались только со стороны оппозиционных партий, захвативших парламент, и они, открыв «Слушания о Пятой республике», стали обсуждать и государственный переворот Чон Духвана и других представителей новой военщины, и зверские убийства в Кванджу, а также злоупотребление семейства Чон Духвана. Раздавались голоса, требующие ареста Чон Духвана и его супруги. В конце концов, супруги опубликовали «Извинения перед нацией» и, переехав в монастырь Пэккиса в горах Сораксан, примерно на 2 года уединились от мира.

Президент Но Тхэу, следуя за могущественными оппозиционными партиями, возглавляемыми тремя Кимами, в январе 1990 г. сумел сблизиться с двумя из них (Ким Ёнсамом и Ким Чжонпхилем) и осуществить слияние трех партий, образовав одну Либерально-демократическую партию (сокращенно Минджадан). Это событие сильно изумило мир. Неожиданно ставшая слабой оставшаяся оппозиционная партия, объединившись с другими оппозиционными силами, требовала ликвидации партии Минджадан и стала элементом новых конфликтов. После этого Ким Ёнсам стал лидером (членом Высшего совета) объединенной правящей партии, а на президентских выборах в декабре 1992 г., выставив свою кандидатуру от правящей партии Минджадан, был избран 14-м президентом.

Правившее в течение 5 лет правительство Но Тхэу (март 1988 – февраль 1993 г.) сразу же после прихода к власти успешно провело Олимпиаду-88. Благодаря этому повысился международный имидж Южной Кореи, народ преисполнился гордости и веры в себя. Участие в Олимпиаде Советского Союза, восточноевропейских стран, Китая и других социалистических государств создало благоприятную атмосферу для установления дипломатических отношений с этими странами. Правительство Но Тхэу, направив все силы в сторону «северной» дипломатии, в феврале 1989 г., начав с Венгрии, прежде всего установило отношения со странами Восточной Европы, а за тем последовательно с Советским Союзом в сентябре 1990 г. и с Китаем в 1992 г. С конца 1980-х гг. в восточноевропейских государствах произошли крупные перемены, связанные с крушением социализма; в Советском Союзе М.С. Горбачев, выйдя на политическую арену, развернул политику реформ и открытия страны, и проводил ревизию социализма; в октябре 1990 г. наступили кардинальные перемены, когда Восточная и Западная Германия объединились, что решающим образом создало благоприятную обстановку и для Южной Кореи. Крушение социализма и установление дружеских отношений с восточноевропейскими государствами и в экономическом плане создало предпосылки для расширения сфер корейской внешней торговли, а в отношениях между Югом и Севером настал поворотный момент, когда Южная Корея обеспечила себе абсолютное превосходство над Севером.

Обеспечив себе дипломатические преимущество, правительство Южной Кореи стало выступать в отношении Северной Кореи с миролюбивыми предложениями о примирении. 7 июля 1988 г. правительство предложило активные обмены между Южной и Северной Кореей и заявило о своем стремление оказать содействие в улучшении отношений Северной Кореи с Соединенными Штатами и Японией, В области объединения оно также предложило так называемый «Проект объединения в одно национальное сообществе Кореи», который являлся следующим шагом в развитии «плана национального примирения и демократического объединения страны». В отличие от прежних планов объединения двух суверенных государств, признавалась, переходная ступень к единству. Хотя Северная Корея, выступая за обмен между гражданами, и избегала общения представителей властей, осознавала в качестве первоочередной задачу примирения между Югом и Севером для того, чтобы установить дружеские отношения с Соединенными Штатами и Японией, поэтому согласилась с предложением Юга об обменах. В конце концов, с сентября 1990 г. начались переговоры между Югом и Севером на высшем уровне, представленные премьерами. Одновременно с тем, как в Сеуле и Пхеньяне поочередно проводились подобные заседания, в обеих столицах устраивались общенациональные концерты, а футбольные команды южан и северян провели в двух городах совместные матчи, а затем последовали радостные события, такие как участие единых команд северян и южан в открывшемся в апреле 1991 г. в мировом чемпионате по настольному теннису в японском городе Чиба, в мае на 6-м мировом молодежном чемпионате по футболу.

Обстановка примирения между Югом и Севером привела к тому, что 17 сентября 1991 г. Южная и Северная Корея одновременно вступили в ООН. В то время Северная Корея настаивала на вступлении в ООН на условиях единого членства Юга и Севера, но потом вынуждена была отказаться от этого. Южная Корея после этого была избрана в различные органы ООН в качестве государства-председателя, а в 1995 г. стала непостоянным членом Совета Безопасности, что подняло ее международный авторитет.

Затем, в год вступления Южной и Северной Кореи в ООН, 13 декабря 1991 г. в Сеуле открылся 5-й тур переговоров между Югом и Севером на высшем уровне, были приняты Основные соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах между Югом и Севером; а 31 декабря того же года была принята совместная декларация об объявлении Корейского полуострова безъядерной зоной. В этой декларации было объявлено, что Южная и Северная Корея признаются как государственные реалии, но не государствами, что согласились взаимно признавать и уважать существующие системы, и при этом они не вмешиваются во внутренние дела друг друга и не намерены нападать друг на друга. Это соглашение имело то значение, что после совместного заявления Юга и Севера от 4 июля 1972 г. далее развивало отношения Юга и Севера в мирном направлении. На этом фоне в 1992 г. путем конкретного обсуждения согласован вопрос о формировании трех подкомиссий по политическому, военному и обменному сотрудничеству, а в июле того же года вице-премьер Северной Кореи (Ким Дархён), посетил Сеул, где ознакомился с промышленными предприятиями и предлагал скорейшее наращивание экономического сотрудничества Юга и Севера. Однако гладко протекавшее улучшение отношений между Югом и Севером застопорилось в связи с тем, что росли подозрения относительно ядерных разработок Северной Кореи, и Южная Корея предложила организовать взаимную инспекцию.

С другой стороны, помимо контактов правительства с Северной Кореей «Всекорейский студенческий союз» («Чондэхёп») и кое-кто из оппозиционных деятелей без разрешения правительства посещали Северную Корею, чем немало удивили людей. Вслед за священником Мун Икхваном в апреле 1989 г. в июне того же года студентка Лим Суген из южнокорейского университета иностранных языков в качестве представителя «Чондэхёп» отправилась в Северную Корею для участия в Пхеньянском фестивале (Всемирном фестивале молодежи и студентов) и вернулась 15 августа. И после этого посылка представителей «Чондэхёп» на общенациональный съезд 15 августа стала как бы традицией, поэтому стали неизбежными конфликты с властями, стремившимися прекратить это.

Правительство Но Тхэу в течение пятилетнего срока правления приложило усилия к решению тяжелой жилищной проблемы и построило по всей стране 2 млн. квартир, создало на внешнем кольце Сеула новые города-спутники Пундан, Ильсан, Пхёнчхон. Тем самым была значительно улучшена тяжелая ситуация с жильем и со спекуляцией на рынке недвижимости, но возникли проблемы, связанные с низким качеством стройматериалов и ухудшением коммуникаций и другие недостатки, обязанные своим возникновением быстрой индустриализации.

Правительство Но Тхэу постепенно продвигалось и в деле улучшения существующего строя путем демократизации и развития самоуправления. Прежде всего, университетам (вузам), связанным правительственным контролем, была предоставлена автономия, и с 1989 г. они сами избирали своих директоров или ректоров, была отменена прежняя систему назначения на профессорские должности. А в качестве первого шага в осуществлении местного самоуправления в марте 1991 г. провели выборы депутатов городских, уездных и районных законодательных собраний, а в июле этого года провели выборы депутатов более крупных местных законодательных собраний (депутатов провинциальных собраний). Выборы мэров, губернаторов провинций и глав других местных органов были проведены в 1995 г., уже после прихода правительства культурной демократии Ким Ёнсама, и таким образом только через 35 лет была возрождена система местного самоуправления, отмененная после военного переворота 16 мая 1961 г.

Экономика периода Шестой республики по сравнению с 1980-ми гг. характеризовалась замедленным ростом. Резкая активизация профсоюзного движения принесла замедление производства, и по мере повышения зарплаты падала экспортная конкурентоспособность. Подавлявшееся в период Пятой республики профсоюзное движение под влиянием ветра демократизации проникло во все слои общества и распространилось не только на производственных работников, но и вплоть до школьных учителей и вузовских лекторов. Число профсоюзов, которых в июне 1987 г. насчитывалось 2742, в 1989 г. возросли до 7861. Количество членов профсоюзов за тот же период увеличилось более чем на миллион человек и достигло 1,9 млн. человек. В результате этого значительно выросла зарплата, и улучшились условия труда работающих, но это послужило главной причиной роста цен и застоя в экспорте.

Организованный в мае 1989 г. «Всекорейский профсоюз работников просвещения» (сокр. «Чонгёджо») не просто развернул борьбу за повышение зарплаты, а выдвинул программу реформ по устранению всех недостатков в системе образования и за осуществление настоящего качественного образования, и это произвело огромное впечатление на все общество. Однако правительство, определив их движение как направленное против существующего строя, с 1989 г. уволило с работы тысячи учителей. Уволенные учителя или посвящали себя оппозиционному движению, или журналистике (издательскому делу), что стало предпосылкой для оживления печати. После прихода правительства культурной демократии большинство уволенных преподавателей были восстановлены в своих прежних должностях.