Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
италия.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
154.85 Кб
Скачать

Глава 8

ИТАЛИЯ

Кто бы мог предположить, что блестящая эпоха Ренес­санса в Италии сменится периодом феодальной реакции? Однако случилось именно так.

Авторы «Истории Италии» (Москва, Издательство «Наука», 1970) датируют начало упадка второй половиной XV века, XVIII же столетие стало периодом наиболее глу­бокого кризиса.

Это не было случайностью, а явилось неизбежным ре­зультатом целого ряда неблагоприятных внутренних и внеш­них факторов, как экономических, так и политических.

Отсутствие единого внутреннего рынка Италии, нерав­номерность экономического развития районов, политиче­ская раздробленность оказали пагубное влияние на всю даль­нейшую судьбу страны.

Однако та же «История Италии» оговаривается, что это время отнюдь не является периодом сплошного упадка и отличается крайне противоречивыми тенденциями.

В XVI веке ослабление экономики, упадок политиче­ской жизни и усиление реакции еще не доминируют. При­знаки упадка сочетаются с дальнешим развитием экономики и ожесточенным сопротивлением реакции во всех сферах общественной, политической и идеологической жизни.

Даже в XVII веке Италия еще поражала Европу сво­им богатством, красотой городов, роскошью дворцов, обилием

памятников искусства. Многочисленные путешественники, наводнявшие Италию, были восхищены. Однако многим из них невдомек было, что все это лишь отблеск прежнего ве­личия.

Во время экономического подъема Англии и Нидерландов Италию уже никто не брал в расчет. С.Д.Сказкин, один из авторов «Истории Италии» называет XVIII век в Италии периодом наиболее глубокого упадка страны и в то же время началом нового подъема.

Феодальные отношения разлагаются, вновь зарождаются капиталистические, феодальная аристократия хиреет, а бур­жуазия начинает набирать новые силы. Споры вокруг оценки XVIII века остаются актуальными и по сей день.

Концепция, прочно устоявшаяся в довоенной историо­графии, видела в XVIII веке предвосхищение национального единства и политической свободы. Однако затем ученым не раз пришлось усомниться в состоятельности этой концепции.

Наибольшие споры вызывает вопрос о том, когда именно после упадка начался новый подъем. С.Романо и Э.Серени указывают на оживление экономической жизни уже во второй половине XVII века. Дж.Канделоро относит эти явления ко всему XVIII веку. Г.Куацца считает первую половину XVIII века эпилогом упадка.

«По крайней мере вплоть до второй половины XVII века новые силы и новые формы не выступают в той не­обходимой степени, чтобы можно было говорить о все­общем движении, которое охватывает не тот или иной тер­риториальный или производственный сектор, но все итальянское общество», — так заявляет П.Виллани в своей работе «Аграрный капитализм в Италии». И, видимо, с этим мнением нам придется согласиться.

Политическая ситуация

Италия утратила свое торговое первенство в Европе еще задолго до XVIII века. Во Флоренции, Венеции, Милане, которые были самыми крупными промышленными центрами, происходило резкое сокращение промышленной и финан­совой деятельности.

Со второй половины XVII века Италия оставалась ареной ожесточенных сражений итальянских государей и иноземных захватчиков. В 1701 году началась война за испанское на­следство между Францией и Испанией, с одной стороны, и Австрией, Англией и другими государствами, с другой.

В результате поражения Испании и окончания ее влады­чества в Италии Миланское и Мантуанское герцогства, а также Неаполитанское королевство, бывшие испанские владения в Тоскане и остров Сардиния перешли в руки Австрии.

Лишь только Савойскому герцогству удалось что-то по­лучить от этой войны. Савойя присоединила к себе Мон- феррат, Сицилию и ряд других земель, а герцог Савойи Виктор Амадей получил королевскую корону.

Австрийские Габсбурги, владея торговыми путями се­верной Италии и портами южной, хозяйничали на полу­острове. Несмотря на то, что непосредственно они владели лишь частью Италии, Габсбургам удавалось контролиро­вать весь Апеннинский полуостров.

Однако Испания, не желавшая мириться с потерями, вскоре возобновила военные действия. Уже в 1717 году ис- напцы захвати ли остров Сардинию, в следующем году пала Сицилия.

Несмотря на то, что испанцы потерпели поражение, по­литическая карта Италии была вновь перекроена. Неапо­литанское королевство, согласно Гаагскому мирному договору (1720) присоединило к себе Сицилию.. Сардиния отошла к Савойе, однако, испанские Бурбоны упорно не желали примириться с таким положением дел.

Войны между Бурбонами и Габсбургами, то затихая, то разгораясь, шли на территории Италии почти беспрерывно вплоть до 1748 года.

В 1733 году разгорелась война за польское наслед­ство. Сардинское королевство (так теперь называлась Са­войя) в результате ловких дипломатических ходов сумело сделать кое-какие территориальные приобретения. Не­аполитанское королевство и Сицилия перешли к Карлу Бурбонскорму, сыну испанского короля. Австрии достались Парма и Пьяченца.

В Венском мирном договоре также оговаривалось, что после смерти последнего представителя династии Медичи Тосканское великое герцогство перейдет герцогу Лотаринг­скому, супругу Марии-Терезии австрийской.

Последний Медичи умер в 1737 году, а Мария-Терезия в 1740 году стала императрицей.

Следующей войной, которая прошлась огненным кат­ком по Италии, была война за австрийское наследство (1740 — 1748 гг.). Воюющие стороны распределились теперь следующим образом: императрица Мария-Терезия вкупе с Англией и Россией против Франции, Испании, Пруссии и ряда немецких княжеств. Сардиния сначала выступала про­тив императрицы, затем переменила фронт.

Пьемонт, Парма, Пьяченца и Миланское герцогство силь­но пострадали во время этой войны* В 1748 году был под­писан Аахенский мирный договор.

Испанским Бурбонам лишь частично удалось вернуть себе былое влияние в Италии. Королевство обеих Сицилий, включающее Неаполь и непосредственно Сицилию, было восстановлено. Во главе его встал Карл III, сын испанского короля Филиппа V, отказавшегося от своих прав на испан­ский престол.

Один из членов Габсбургского дома занял тосканский пре­стол, Ломбардия также вошла в состав австрийских владений.

Италия потеряла Парму и Пьяченцу, территория Ми­ланского герцогства была урезана за счет владений коро- левс.тва Сардинии, восточные границы Сардинского коро­левства теперь доходили до реки Тичино.

В Италии наступила полоса относительного затишья. В 1738 и 1755 годах вспыхнули восстания на Корсике против генуэзского господства.

В то время как внешняя политика Италии оставалась весьма пассивной, и великие державы по своему усмотрению кроили и перекраивали границы ее государств, Сардинскому королевству удавалось проводить самостоятельную политику. Откровенная зависимость дипломатии сардинцев от перевесов той или иной из воюющих сторон стала притчей во язы- цех. Нимало не смущаясь этим, Сардиния умела каждый раз оказываться в лагере победителя, извлекая из этого не­маловажные выгоды.

Однако Дж.Канделоро подчеркивает, что успехи Сар­динского королевства зависели не только и даже не столько от политики его правителей, сколько от того, что Франция и Австрия, заинтересованные в существовании этого буфер­ного государства, заботились главным образом о том, чтобы оно не попало в руки противника. Одновременно они следили также и за тем, чтобы Сардинское королевство не стало че­ресчур сильным.

Однако народные массы не отличались такой пассив­ностью, которой славились итальянские правители. Наи­более наглядно об этом свидетельствуют восстание генуэзцев против австрийских оккупантов в 1746 году, когда в хо­де войны за австрийское наследство войско императрицы подступило к Генуе.

Городские ворота открылись перед австрийцами, местные патрициат и правительство не решились оказать серьезного сопротивления. Генуэзцы сполна ощутили на себе тяжелый налоговый гнет, грабежи и издевательства австрийцев.

Как гласит предание, сигнал к восстанию подал 12-летний мальчик Валила, который бросил камень в австрийского офицера. На помощь Балиле сбежались горожане, и вскоре город покрылся баррикадами.

Городские власти поспешили отгородиться от восстания, послав депутатов к австрийскому командованию, однако это ничего не решило, восставшим удалось захватить городской оружейный арсенал. Затем к генуэзцам присоединились ок­рестные крестьяне, и спустя неделю австрийцы были из­гнаны из Генуи.

Австрийское войско предприняло непродолжительную осаду, однако, опасаясь нападения расположенных в Про­ванс.е франко-испанских войск, сочло за лучшее отступить.

Но праздник в Генуе длился недолго. Всего несколь­ко дней существовало сформированное в дни восстания вре­менное правительство, а затем его место заняли дож и пат­рицианский сенат.

Полвека на территории Италии не прекращались войны. Однако при детальном анализе событий становится оче­видным, что даже это тяжелое время принесло какие-то хорошие плоды.

Испанское владычество было ликвидировано, и несмотря на замену Бурбонов Габсбургами, австрийское господство распространялось только на небольшую Австрийскую Лом­бардию, вся же остальная Италия оставалась лишь под кон­тролем австрийцев, конечно, испытывая на себе влияние Габсбургов, но не более того.

Как показало время, австрийские правители проявили несколько больше понимания конкретных условий италь­янской действительности, нежели испанские.

Также стоит вспомнить о том, что по окончании полу­векового периода непрекращающихся войн окрепло и уси­лилось Сардинское королевство, самостоятельное итальянское государство.

Грамши писал, что «Период с 1748 по 1815 год имел огромное значение для подготовки объединения или, точнее, для развития элементов, которые должны были привести к объединению».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]