Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Леонтьев Возникновение ощущений.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Imiiiiii.

If 67

Н есколько иначе обстоит дело с воздействиями лу­чистой энергии. Известно, что 'воздействие лучей опре­деленных частот необходимо для развития высших жи­вотных, так что, например, щенки, полностью лишенные солнечных лучей, погибают. Таким образом, у высших животных эта форма воздействующей энергии вызывает активные биологические процессы, непосредственно не­обходимые для поддержания жизни. С другой стороны, животные вместе с тем и чувствительны к лучам сол­нечного света (правда, обычно не к ультрафиолетовой части спектра); у них развиваются специальные, и при­том очень совершенные, органы световой чувствитель­ности — органы зрения. Следовательно, в этом случае мы наблюдаем как бы двоякое отношение к одному и тому же воздействию, соответствующее двоякой форме раздражимости к нему.

При подходе к проблеме чувствительности на более высоких ступенях развития жизни следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Это обстоятельство заклю­чается в том, что в ходе развития организмов их связь с теми воздействующим» свойствами среды, которые непосредственно определяют ассимилятивные процессы, вообще принимает не прямую форму, что происходит благодаря возникающему разделению так называемой внутренней среды организма и его внешней среды. По­этому многочисленные отношения, которые у высших животных связывают между собой их внешнюю и внут­реннюю среду, являются отношениями, опосредствую­щими основные (ассимиляция) процессы жизни орга­низма, и, следовательно, должны быть связаны с явле­ниями чувствительности, которые становятся все более многообразными и дифференцированными.

Конечно, явления чувствительности изменяются в ходе развития не только количественно, но и качествен­но. Поэтому та примитивная чувствительность, которая присуща низшим животным, является совсем иной, чем те формы чувствительности, которые мы находим у выс­ших животных и у человека. Уже простой факт разви­тия интра- и проприоцепции заставляет нас существен­но иначе подходить на более высоких ступенях эволю­ции и к самому определению чувствительности.

Как и судьба всякого научного предположения, яв­ляющегося результатом чисто теоретического анализа,

гудьба выдвигаемой нами гипотезы определяется тем, и какой мере она способна служить основой для экспе­риментального исследования, могущего опровергнуть ее или конкретизировать и развить дальше. Пока же мы должны принять ее лишь как первую попытку, подго-тонлнюнцую возможность проникнуть конкретным после-Донмпнсм ,в эту до сих пор еще загадочную и темную проблему, ибо мы не имеем права отказываться по от-iiiiiuiiiniio к таким проблемам даже от самых предва­рительных объяснительных гипотез, хотя бы первона-чмль'Ио они и были очень далеки от той меры фактической обоснованности, которая возвышает гипо-Ц'iy до уровня научно обоснованного положения.

III. Исследование функционального развития чувствительности

1

*/|ДИЧ11 чксиеримгнтпльного обоснования и развития ИЫДИИСйомпП itiiми гипотезы о природе чувствительно­сти «или i ыдичей чрезвычайно сложной. Она не М4*»Н%»# fti.i рршинй iHUi'in кик целой системой пссле-АОМйНИЙ, i ним по многим |>л:1ЛiMMiим, перекрещиваю-HUHtt и м»м ц t'oftoH путям.

I uuttiiuui трудность состоит иддч'ь в переходе от пер-йпнмчмлмных теоретических положений к [конкретным лкенериментпльиым данным. Поэтому проблемой яв-■ПИИтн уже самый выбор начального пути.

Рииыне исего необходимо было сделать выбор меж­ду днуми главными линиями, открывающимися перед ШЧ'ледоианшем:; исследованием на генетическом мате-plliwit', т. е. на животных (и при этом на животных, стоящих на низших ступенях биологической эволюции), И исследованием непосредственно на человеке. Конеч­но, только первая линия является здесь линией прямо-14) исследования. Наоборот, поскольку речь идет о ИМЛ они и возникновения чувствительности, второй путь представляется на первый взгляд маловозможным и да­же парадоксальным; действительно, он представляет гоооп как бы обходное движение к главной цели.

68

69

Н есколько иначе обстоит дело с воздействиями лу­чистой энергии. Известно, что 'воздействие лучей опре­деленных частот необходимо для развития высших жи-- вотных, так что, например, щенки, полностью лишенные солнечных лучей, погибают. Таким образом, у высших животных эта форма воздействующей энергии вызывает ■ активные биологические процессы, непосредственно не-

, обходимые для поддержания жизни. С другой стороны, „ животные вместе с тем и чувствительны к лучам сол­нечного света (правда, обычно не к ультрафиолетовой

; части спектра); у них развиваются специальные, и при-, том очень совершенные, органы световой чувствитель­ности — органы зрения. Следовательно, в этом случае мы наблюдаем как бы двоякое отношение к одному и тому же воздействию, соответствующее двоякой форме раздражимости к нему.

i При подходе к проблеме чувствительности на более

высоких ступенях развития жизни следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Это обстоятельство заклю­чается в том, что в ходе развития организмов их связь с теми воздействующими свойствами среды, которые непосредственно определяют ассимилятивные процессы, вообще принимает не прямую форму, что происходит благодаря возникающему разделению так называемой внутренней среды организма и его внешней среды. По­этому многочисленные отношения, которые у высших животных связывают между собой их внешнюю и внут­реннюю среду, являются отношениями, опосредствую­щими основные (ассимиляция) процессы жизни орга­низма, и, следовательно, должны быть связаны с явле­ниями чувствительности, которые становятся все более м н о гоо б разными и дпффер ei i ц и р ов анн ы м и.

Конечно, явления чувствительности изменяются в ходе развития не только количественно, но и качествен­но. Поэтому та примитивная чувствительность, которая присуща низшим животным, является совсем иной, чем те формы чувствительности, которые мы находим у выс­ших животных и у человека. Уже простой факт разви­тия интра- и проприоцепции заставляет нас существен­но иначе подходить на более высоких ступенях эволю­ции и к самому определению чувствительности.

Как и судьба всякого научного предположения, яв­ляющегося результатом чисто теоретического анализа,

судьба выдвигаемой нами гипотезы определяется тем, щ кикой мере она способна служить основой для экспе­риментального исследования, могущего опровергнуть ее или конкретизировать и развить дальше. По,ка же мы должны принять ее лишь как первую попытку, подго-тоилшшцую возможность проникнуть конкретным после--ломанием в эту до сих пор еще загадочную и темную проблему, ибо мы не имеем права отказываться по от-|н>iiuuiто к таким проблемам даже от самых предва­рительных объяснительных гипотез, хотя бы первона-чнльно они и были очень далеки от той меры фактической обоснованности, которая возвышает гип-о-пчу до уровня научно обоснованного положения.

III ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

1

i ниш шеиорпмопталыиого обоснования и развития ШУ ч помни ними гиштмы о природе чувствительно-I'ti- ИЛИ' |■ >| шдичеи чрезвычайно сложной. Она не Ml' i Abu* рРМШНй IMIM'U» khik целой системой пссле-

Л«н irt, и i нпн но многим различным, перекрещиваю-

iiiti '| м»'/1>.'и гооон путям,

I ' uiMWiM ipyuiliK'H, состоит iiAivi) » переходе от пер-MitiM'M.'iMihix теоретп'нч'ких положений к конкретным ♦ычнчшмгппии.ным данным. Поэтому проблемой яв-i-'Ih'H уже самый выбор начального пути. I'iiiu.iiie нечто необходимо было сделать выбор меж-днумн главными линиями, открывающимися перед "■• .Ил/кишшем:! исследованием на генетическом мате-|Ж*1Д<\ т. с. на животных (и при этом на животных, стоищих па низших ступенях биологической эволюции), и исследованием непосредственно на человеке. Конеч­но, только первая линия является здесь линией прямо-14» ж'гледавания. Наоборот, поскольку речь идет о иилопни возникновения чувствительности, второй путь иродспнилиется на первый взгляд маловозможным и да-HU' парадоксальным; действительно, он представляет cooiifi как бы обходное движение к главной цели.

68

69