Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kursach.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
55.48 Кб
Скачать

7


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Первый Московский Медицинский Университет им. И.М. Сеченова.

Кафедра эпидемиологии.

Оценка научной публикации:

«Дополнительное кратковременное введение бензодиазепиновых анксиолитиков в инициальном периоде лечение панических расстройств».

ВЫПОЛНИЛ:

Студент Лечебного факультета

5 Курса 78 группы

Семенов А.И.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Марьин Г.Г.

Москва 2011 г.

«Дополнительное кратковременное введение бензодиазепиновых анксиолитиков в инициальном периоде лечение панических расстройств».

С целью повысить эффективность и переносимость лечения больных с паническими атаками (ПА) антидепрессантами на начальном этапе терапии дополнительно вводили бензодиазепиновый препарат. В данном исследовании использовали антидепрессант из группы СИОЗС - пароксетин (20 мг/сут в течение 12 нед) и бензодиазепиновый препарат - лоразепам (2,5 мг/сут в течение первых 6 нед). Наблюдали 32 больных с ПА в период обострения заболевания, длительность которого была от 1,5 до 8 лет. Проводили общее соматическое и неврологическое обследование, а также количественную оценку выраженности психических нарушений (тревога и др.) по ряду шкал. Получены статистически достоверные данные о преимуществах проведенного комбинированного лечения по показателям снижения частоты панических атак, а также выраженности тревоги и депрессии.

Паническое расстройство (ПР) - хроническое заболевание, протекающее с обострениями и неполными ремиссиями. Распространенность ПР, по данным эпидемиологических исследований, составляет 1,9-3,6% [5]. Заболевание обычно манифестирует в молодом возрасте. Эпидемиологические исследования также показали, что только около 50% пациентов получают какое-либо лечение и меньше 30% - адекватную терапию. Однако даже адекватное лечение в инициальном периоде у части пациентов не обеспечивает полного выздоровления и почти у трети пациентов после отмены препаратов наступает обострение [2]. Исследование 20-летнего катамнеза больных ПР показало, что у 73-93% из них сохранялись симптомы ПР на протяжении всего периода наблюдения [4]. Кроме того, имеется категория резистентных к лечению пациентов.

Полноценным антипаническим эффектом обладают трициклические атидепрессанты (ТЦА). Их эффективность на 25% превышает плацебо-эффект, составляя около 70%. Наиболее важным эффектом ТЦА является их влияние на такие клинические компоненты ПР, как тревога ожидания, депрессивные симптомы, агорафобия. Современный арсенал антипанических препаратов чрезвычайно широк. Он включает в себя не только весь спектр антидепрессантов: но и высокопотенциальные бензодиазепины.

Трициклические антидепрессанты неизбирательного действия: имипрамин, кломипрамин, амитриптилин и др.

Высокопотенциальные бензодиазепины: клоназепам, лоразепам, алпрозалам.

Антидепрессанты избирательного действия СИОЗС: пароксетин, флувоксамин, сертралин, флуоксетин, цитолапрам.

Все эти препараты особенно эффективны в отношении редукции симптомов в острой фазе заболевания. При этом трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) имеют сходную антипаническую эффективность и более предпочтительны по сравнению с бензодиазепинами, поскольку обеспечивают более полноценную ремиссию [1]. СИОЗС признаны препаратами первой очереди выбора для лечения панического расстройства, высокопотенциальные бензодиазепины - второй очереди выбора.

Основным недостатком антидепрессантов является отставленность их антипанического действия во времени. Первое улучшение обычно наступает спустя 2-3 нед от начала лечения, а полный терапевтический ответ может проявиться спустя 8-10 нед. Иногда в первые недели лечения наблюдается обострение заболевания (нарастает частота ПА, интенсивность вторичных психопатологических симптомов). Хотя большинство антидепрессантов при длительных курсах оказывает выраженный анксиолитический эффект, при краткосрочном приеме любой представитель этого класса, напротив, может даже усилить тревогу. В этих случаях нужно иметь в виду, что пациенты с тревожными расстройствами часто оказываются гиперсенситивны к малейшему нарастанию уровня тревоги, а также к соматическим ощущениям, вызванным побочными эффектами антидепрессантов. Именно с этими свойствами антидепрессантов связано возможное ухудшение течения ПР в инициальный период лечения. Задержка во времени улучшения крайне неприятна для пациентов, ищущих непосредственного облегчения своему страданию. Неоправданные ожидания могут повлечь отказ пациента от применения лекарства. В этот ответственный период лечения пациент особенно нуждается в психологической поддержке врача, а иногда и в применении дополнительных препаратов-корректоров. Такими корректорами в рассматриваемой ситуации могут быть анксиолитики бензодиазепинового ряда. Главная задача врача не допустить отказ от применения антидепрессантов на начальном этапе лечения. Низкие инициальные дозы антидепрессантов и медленное наращивание до полной терапевтической дозы, а также дополнительное использование анксиолитиков бензодиазепинового ряда позволяют минимизировать побочные эффекты и улучшить комплаентность.

Поэтому большинство клиницистов придерживаются следующего стандарта терапии развернутого ПР: назначение на длительный срок (несколько месяцев) препарата из группы СИОЗС, обладающих медленным наступлением эффекта; добавление бензодиазепинового препарата на время инициальных 2-6 нед лечения в качестве эффективного моста до реализации желаемого эффекта СИОЗС.

К сожалению, в настоящее время недостаточно работ, касающихся преимуществ использования «бензодиазепинового моста» при лечении развернутого ПР антидепрессантами группы СИОЗС.

Целью настоящего открытого сравнительного исследования была оценка эффективности пароксетина в режиме монотерапии и при сочетании его с лоразепамом в лечении панического расстройства.

Решались следующие задачи: оценка времени наступления лечебного эффекта терапии в отношении собственно панических атак и коморбидных синдромов; сравнительная эффективность пароксетина в монотерапии и при сочетании пароксетина с лоразепамом; изучение побочных реакций и осложнений в период активной терапии и в период отмены лечения. Выбор пароксетина был обусловлен наличием у данного препарата противотревожного эффекта и высокой эффективностью его для лечения ПР.