Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Илларионов.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
459.26 Кб
Скачать

6. Сентябрь-октябрь 2006 г.: «Шпионская война»

27 сентября 2006 г. министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили объявил о разоблачении шпионской сети, действовавшей под руководством офицеров ГРУ. В результате операции, проведенной грузинской контрразведкой, были задержаны четверо российских офицеров и одиннадцать грузинских граждан17. Сразу же после этого посол Грузии в Москве был вызван в российский МИД для дачи разъяснений. В ответ на это МВД Грузии распространило видеозаписи показаний пяти грузинских граждан, признавшихся в сотрудничестве с российской военной разведкой, а также кадры, на которых российские офицеры передавали им деньги. Бывший президент Шеварднадзе подтвердил: у грузинских спецслужб уже давно имелись данные о шпионской деятельности России на территории страны.

Реакция Кремля на этот инцидент оказалась беспрецедентной. Москва потребовала созыва экстренного заседания Совета безопасности по «абхазскому вопросу». Российское посольство в Тбилиси прекратило прием заявлений на получение виз от грузинских граждан, посол Вячеслав Коваленко был отозван в Москву, а российское МЧС направило в Грузию самолет для эвакуации семей российских военнослужащих и дипломатов. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что «бандитизм в Грузии приобрел государственные масштабы»18, а МИД порекомендовал россиянам «воздержаться от поездок в Грузию». В ответ спикер грузинского парламента Бурджанадзе расценила действия Москвы как «политический шантаж», а Саакашвили назвал реакцию российского руководства «истерикой»19.

29 сентября тбилисский суд избрал мерой пресечения содержание под стражей для четверых российских разведчиков и десяти грузинских граждан. Еще трое российских офицеров были признаны виновными в шпионаже заочно. В ответ Москва эвакуировала из Тбилиси оставшихся российских граждан20, объявила на базах в Грузии состояние повышенной боевой готовности и сообщила о приостановке вывода военнослужащих с баз в Ахалкалаки и Батуми. Грузинское посольство в Москве было окружено нарядами милиции и ОМОНа, российские войска на Северном Кавказе приведены в состояние полной боеготовности и выдвинуты к границе, Черноморский флот России начал широкомасштабные учения у побережья Грузии. Наращивая давление на экономическом фронте, заместитель директора Федеральной миграционной службы России Вячеслав Поставнин пообещал депортировать из страны большинство грузинских рабочих-мигрантов и ужесточить контроль над теми, кто останется21.

В качестве жеста доброй воли 2 октября грузинские власти освободили четырех офицеров российской разведки и отправили их на родину. Кроме того, они разрешили российским миротворцам патрулировать Кодорское ущелье, лишь в конце июля взятое под контроль грузинскими полицейскими после мятежа местного лидера Эмзара Квициани. В ответ на эти демонстративные уступки Россия 3 октября ввела тотальное эмбарго против Грузии, полностью прервав как транспортное (воздушное, морское и железнодорожное), так и почтовое сообщение с Грузией, последнее – в нарушение правил Всемирного почтового союза22. В Москве грузинское посольство окружил ОМОН, были установлены металлодетекторы, а также резко ограничен доступ в здание. Лавров объяснил все это так: «Нельзя кормиться от России и оскорблять Россию»23. В кафе, рестораны, гостиницы, увеселительные заведения и другие компании, принадлежавшие этническим грузинам, были направлены сотрудники налоговой, пожарной, санитарной инспекций. Запланированные культурные мероприятия с участием грузинской стороны были отменены. В российских СМИ развернулась массовая антигрузинская кампания24.

К 4 октября антигрузинские меры переросли в полномасштабную «охоту на ведьм». Госдума одобрила санкции против Грузии, в Федеральной миграционной службе был учрежден специальный «грузинский» департамент25. Грузинам – обладателям многократных виз, уже находившимся на российской территории, срок пребывания в стране был сокращен вдвое. На следующий день Путин дал премьер-министру Михаилу Фрадкову указание ввести квоты по странам для въезда зарубежных граждан, директорам школ было приказано составить списки учеников с грузинскими фамилиями26. Генеральный прокурор Юрий Чайка заявил, что считает меры против грузинских граждан «адекватными»27, а МВД тем временем начало проверку на предмет источников дохода в отношении Бориса Акунина (Георгия Чхартишвили), одного из самых популярных современных российских писателей. Грузин начали депортировать из России транспортными самолетами, а корабли российского ВМФ блокировали пути в грузинские порты28. Во время депортации 17 октября в аэропорту «Домодедово» от приступа астмы скончался 58-летний гражданин Грузии Тенгиз Тогонидзе — ему своевременно не была оказана медицинская помощь29.

«Клиенты» Москвы поспешили последовать ее примеру: 12 октября парламент Южной Осетии обратился к руководству российских автономных республик – Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии – с просьбой «признать правовую и моральную ответственность Грузии за геноцид южных осетин в 1920 и 1989–1992 годах». Не отставал и абхазский парламент: он вновь попросил российское руководство признать независимость республики и установить между двумя странами ассоциированные отношения. В обращении отмечалось, что более 90% жителей Абхазии являются гражданами России. В то же время президент Чечни Алу Алханов заявил, что в случае войны в Абхазии и Южной Осетии чеченцы окажут им помощь30.