Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лек.№11.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
110.59 Кб
Скачать

13

Лекция № 11

Тема: Второстепенные члены простого предложения

План:

  1. Понятие о второстепенных членах предложения.

  2. Дополнение (присловное и детерминирующее). Синкретизм в системе дополнений. Проблема детер­минантов.

  3. Определение (согласованное и несогласованное). Проблема приложения (самостоятельно).

  4. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Литература:

1. Обязательная:

  1. Русская грамматика: В 2-х т. – Т.2: Синтаксис. – М., 1980. § 1985–2021; §§ 2022–2058;

  2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. Ч.3: Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987. С.112–127;

  3. Беляев Ю.И. Синтаксис современного русского литератур­ного языка. – Херсон, 2003, § 26; То же.– Czestochowa, 2007;

  4. Дудников А.В. Современный русский язык. – М., 1990, §§ 100–101;

  5. Современный русский язык/Под ред. В.А.Белошап­ковой.– М.,1981. С.423–428; То же.– М., 1997. С.697-704;

6)­Современный русский литературный язык/Под ред.П.А.Леканта. – М., 1996. С. 343–356.

2. Дополнительная:

  1. Вихованець І.Р. Граматика української мови. Синтаксис.– К.,1993. С.230–243;

  2. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М.,1979. С.150-194;

3) Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика/Под ред. П.П.Шубы. – Минск, 1998. С.116–144;

4) Чеснокова Л.Д. Грамматические вопросы как средство анализа предложения//Русский язык в школе, 1978, №2, с.46–52;

5) Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 2001. С.279–290.

1. Понятие о второстепенных членах предложения

Ф.И.Буслаевым и его школой в ХIХ в. выработано смысловое членение второстепенных членов предложения на три класса: дополнений,  опреде­лений, обстоятельств. Оно основано на традиционном представлении о трёх видах логических отношений: объектных, определитель­ных и обстоятель­ственных. При этом смысловое выделение дополнений, определений и обстоятельств было  основным, но оно интуитивно опиралось на морфоло­гические признаки соответствующего члена предложения, а также на характеристику синтаксической связи между опорным словом и зависимым членом предложения.

Было установлено, что наиболее точно смысл второстепенных членов предложения выражают их “морфологизированные” т.е. специализирован­ные формы. К ним относятся: 1) приглагольные и приадъективные допол­нения, обозначенные предсказуемыми косвенными падежами существитель­ных; 2) определения, передающиеся согласованными прилагательными и причастиями; 3) обстоятельства, выраженные наречиями. Формы же “немор­фологи­зирован­ных” второстепенных членов предложения соответ­ствуют их типовому смыслу лишь частично и не во всяких условиях употребления.

2. Дополнение (присловное и детерминирующее). Син­кре­­­тизм в системе дополнений. Проблема детер­минан­тов

Дополнением является второстепенный член предложения, который обозначает объект (предмет), воспринимаю­щий действие, состояние или непроцессуальный признак, подчинённый либо отдельному члену предложения, выраженному словом со значением действия, состояния или признака, либо всей предикативной основе предложения в целом. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и имеет следующий набор дифференциальных формальных и семантических признаков.: 1) в типичных случаях выражается именами существительными в косвенных падежах без предлогов или с предлогами; 2) связывается с опорным словом управлением; 3) входит в формально-систаксическую струк­туру простого предложения как второстепенный член, подчинённый слову, или детерминирует предикативную основу предложения в целом; 4) выра­жает объектные семантико-синтаксические отношения, т. е. обозначает предмет, на который прямо или косвенно направлено действие, состояние, признак; 5) как правило, стоит после управляющего опорного слова или находится на детерминантной периферии предложения; 6) может входить в состав, как темы, так и ремы (или самостоятельно выражать их); 7) занимает позицию прямого (первого) объекта, адресата, орудия, средства действия, а также субъекта и др. в семантико-синтаксической структуре предложения.

В системе дополнений противопоставляются друг другу присловные и детерминирующие. Присловные выделяются в предложении на базе словосочетаний с объектными отношениями. Объектное (предметное) значение присловного дополнения – это его инвариантный семантический признак. В нём обобщены частные, контекстуальные значения объекта: Мать пишет письмо (прямой объект в ближайшей к глаголу синтаксической позиции справа, открытой валентнос­тью управляющего слова пишет) сыну (объект-адресат занимает следующую синтаксическую позицию) карандашом (ещё более отдалённый объект орудийный или инструментальный) замедленным движением (периферийный объект со значением средства-способа действия) руки (объект, вышедший из зоны синтаксического воздействия глагола пишет, подчиненный отглагольному существительному движением). Его предметное орудийное значение ослабляется, сливаясь со значением признака: движением – чего? и движением – каким?). Ср.: Я хочу написать книгу (К.Паустовский); Кот начал шаркать задней лапой (М.Булгаков); Он стоит уже в дверях и быстрыми, нервными движениями застегивает пуговицы (В.Некрасов) и др.

Среди присловных дополнений в свою очередь различаются прямые и косвенные. Прямое дополнение подчиняется прямо-переходному глаголу и выражается, прежде всего, сильно управляемой падежной формой винительного падежа без предлога. Например: Прежде всего он поднял паспорт и подал его Максимилиану Андреевичу… (М. Булгаков); Колечко на память дать? (М.Цветаева); Сними с меня усталость, матерь Смерть (Б.Чичибабин); И черный рак на белом блюде Поймал колосья синей ржи (В.Хлебников); Весной Вильгельм начинает складывать из брёвен избу (Ю.Тынянов).

При прямо-переходном глаголе с отрицанием прямое дополнение выражается преимущественно родительным падежом без предлога. Например: Можно подумать, что она никогда не читала романов (В. Катаев); Посаженных цветов не рвут (К.Федин); Такого не помнили ивановские старожилы (Ю.Нагибин).

Прямое дополнение в утвердительных конструкциях может выражаться так называемым родительным партитивным, т.е. падежом, обозначающим часть от целого при прямо-переходном глаголе. Например: Павел привёз старухам чаю и сахару (В. Распутин); Ты мне лучше скажи: табаку выдадут перед боем? (Ю. Бондарев). Остается прямообъектным и родительный падеж при деепричастиях и словах категории состояния с отрицательной частицей не. Например: Не выпуская из рук плети, которую она держала, она остановилась, ласково улыбнулась и снова принялась за работу (Л.Толстой); Я Вас люблю всю жизнь и каждый час. Но мне не надо Ваших губ и глаз (М.Цветаева). Все остальные дополнения, выраженные косвенными падежами без предлогов и с предлогами называются косвен­ными.

По главному (подчиняющему) слову различают приглагольное, приадьективное и присубстантивное дополнения. Большинство прямых и косвенных дополнений относятся к приглагольным: Копейкин надел шапку обратно на спящую голову (А.Платонов); Я поражён другим цвете­ньем(С.Есенин); И Лермонтов, тоску леча, нам рассказал про Азамата(С.Есенин). Дополнение по характеру его синтаксических связей выделяется прежде всего как приглагольный второстепенный член предложения.

Приадъективное дополнение обозначает объект, по отношению к которому проявляется признак, названный качественным прилагательным: опытный в делах, смелый в бою, деликатный с женщинами; подходящий для детей, удобный для рисования, дорогой для меня; способен к музыке.

Присубстантивное дополнение относится к имени существительному и обозначает косвенный объект того значения, которое выражается лексической основой управляющего существительного. Например: Я не люблю цветы с кустов, Не называю их цветами (С.Есенин); Цветы рябин другое дело (С.Есенин); Отлетай, отплывай самолетом молчанья в пространстве мгновенья кораблём забыванья – в широкое море забвенья (И.Бродский).

Нередко значение объекта у дополнений совмещается с определительным и обстоятельственным.

Об этом, в частности, свидетельствует возможность одновременной постановки двух разных смысловых вопросов к одному и тому же члену предложения. Например: Меня охватили думы о прошлом. Думы – какие? и Думы – о чём? Чем ярче в семантике управляющих слов глагольное значение, тем отчетливее значение дополнения у их распространителей. При нейтрализа­ции глагольного значения усиливается значение определения. Ср.: Джаз (какой?) предместий приветствует нас, слышишь трубы (чего?) предмес­тий(И.Бродский). Ср.: трубить и джазировать (!). Синкретич­ные дополнения как члены предложения – это реальный факт языка и речи. Они называются определительными дополнениями1. Такую же природу, обусловленную синкретизмом, имеют и обстоятельственные дополнения. Например: Непроницаемая мгла клубилась над лесами (К.Паустовский); Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце (К.Паустовский).

Детерминирующее, дополнение относится ко всему составу предложения, а не к слову. Детермини­рующее дополнение называет предмет как объект или субъект, которого касается все то, о чём сообщается в остальной части предложения2.

Субъектные детерминанты обозначают того, кто действует, кто испытывает состояние, того, от кого исходит, кем порождается или с кем связана какая-либо ситуация. Детерминант связан с предложением свободным присоединением, при помощи которого реализуется подчинение предикативной основе предложения в целом.

Обычно детерминант размещается в абсолютном начале предложения, но может и менять своё место под влиянием смыслового членения предложения: Мне безразлично (К.Паустовский); Ему стало страшно (А.Куприн). Кроме формы дательного падежа, детерминирующее дополнение со значением субъекта может выражаться формами родительного падежа (у кого?): У нас есть время, У ученика нет книги; (для кого?): Для ученого главное – искать; (от чего – кого?): От стен отдаёт холодом, От муравьёв польза; (из кого?): Из него вырос учёный. Здесь возможен и творительный падеж (с кем – чем?) со значением субъекта внутреннего или внешнего состояния: Со мной неважно, С чистописанием незадача. Некоторые детерминирующие дополнения с субъектным значением могут взаимодействовать с другими формами субъектно-детерминирующих дополнений, образуя ряды взаимозамещающихся детер-ми­нантов. Всего существует около тридцати таких рядов. Например: 1) Ему (у него) есть время писать; 2) У них (для них) сомнений не возникало; 3) От профсоюза (со стороны профсоюза) последовал протест; 4) Из этого (от этого) будет прок и т. д..

Детерминирующие дополнения с объектным значением обозначают того, на кого направлено действие, к кому обращено чьё-либо отношение, эмоциональное состояние, оценка либо вся ситуация в целом. Объектные детерминанты могут взаимозамещаться, образуя подобно субъектным соответствующие ряды: 1) с дательным падежом: Сыну (для сына) отец хочет добра; Всем (для всех/на всех) есть пища и др.; 2) с творительным падежом с предлогом с (со): Со старым специалистом (по отношению к старому специалисту) допустили бестактность и др.; 3) с предложным падежом с предлогом о: О письме (насчет письма, относительно письма) мне известно. С родительным, винительным падежами без предлогов и с предлогами: Мне совестно соседей (перед соседями); На театры (для театров) не остаётся времени; С него (от него) нет ни молока, ни шерсти; В русском языке функционируют и незамещающиеся объектные детерминанты. Например: Что тебе надо от меня?; С хулиганами главное – не робеть; С детьми много забот и др.

Есть такие случаи, когда в детерминирующем объектном дополнении присутствует элемент обстоятельственно-определительного значения: На его ошибке (благодаря, после ошибки) я понял, что он дело не продумал; Туда (в институт, на завод; институту, заводу) дано знать о прошествии; Тогда в армию брали в девятнадцать лет (девятнадцати лет) и т. п.

В целом детерминанты характеризуется: 1) отсутствием системной закрепленности за какой-либо группировкой слов; 2) синтаксической позицией в абсолютном начале предложения или непосредственно при предикативной основе предложения; 3) регулярной сохраняемостью в любой форме одного и того же предложения; 4) способностью свободно присоединяться к предикативной основе любой структуры – двусоставной и одноставной, глагольной и неглагольной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]