Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современные требования в земледелии и растениев...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
42.12 Кб
Скачать

Современные экологические требования в земледелии и растениеводстве.

На мой взгляд они заключаются в принципах экологического и безопасного земледелия, а это выражается в замене интенсивных технологий с применением значительных количеств средств химизации на органическое биоземледелие.

По стандарту Европейского Союза основные требования для продукции растениеводства: это применение натуральных удобрений и запрет на использование химических средств защиты растений. Разрешены механические и биологические средства. Запрещена обработка семян искусственными химическими препаратами. Таким образом, растения должны выращиваться только из не модифицированных семян с использованием компоста и навоза животных и биохозяйств. С вредителями борются при помощи птиц, хищных насекомых, шума, ультразвука, ультрофиолета и ловушек. Полностью запрещены химические удобрения, гербициды, фунгициды, инсектициды.

Хочу представить к вниманию Систе́му нулево́й обрабо́тки по́чвы, также известную как No-Till, — современная система земледелия, при которой грунт не пашется, а поверхность почвы укрывается пластом специально измельчённых остатков растений — мульчей и производится посев семян в почву, которая не подвергалась никакой обработке. Поскольку верхний пласт грунта не повреждается, такая система земледелия предотвращает водную и ветровую эрозию почвы, а также значительно лучше сохраняет воду.

Специалисты советуют применять поэтапный переход к нулевой технологии через минимальную обработку почвы, которая исключает отвальную вспашку, но еще использует культивацию, которая необходима для выравнивания поверхности посевной площади при сохранении естественной структуры почвы и механической борьбы с сорняками в период формирования слоя из пожнивных остатков.

Система No-Till — экономическая модель растениеводства. При ее создании специалисты взяли за основу технологию нулевой обработки почвы, уделили больше внимания оптимизации производственных процессов и в итоге, сделали растениеводство управляемым, прогнозируемым и экономически эффективным.

При нынешней организации сельского хозяйства урожай на 80% зависит от природы. При системе No-Till влияние погоды и климата на эффективность растениеводства сведено к 20%. Остальные 80% приходятся на технологии и управление в сельском хозяйстве, объединенные в одну систему.

Система No-Till — наиболее разумный подход к растениеводству, взвешенный с точки зрения экологии и экономики. При этом исключается механическое воздействие на почву. Производится прямой посев по пожнивным остаткам с минимальным нарушением структуры почвы.

Родоначальником нулевой технологии земледелия в России является Иван Евгеньевич Овсинский, который еще с 1871 года начал практические опыты по выращиванию сельскохозяйственных культур без глубокой вспашки. Книга с описанием этой технологии называется «Новая система земледелия». Впервые автор издал ее 1899 году в Киеве. Она потрясла умы земледельцев, и за десять лет была четырежды переиздана в России. Петр Аркадьевич Столыпин, прочитав эту книгу, дал распоряжение губернаторам и предводителям дворянства приступить к изучению новой системы, рекомендуя взять ее за основу. И кто последовал этому распоряжению, получил на своей земле прекрасные урожаи. Жаркое лето 2010 года напомнило нам о том, что развитие земледельческой отрасли должно осуществляться за счет введения и освоения почвозащитных систем земледелия. Новые подходы в решении ряда проблем положительно сказалось на результатах земледелия в ряде хозяйств, использовавших бесценный опыт основоположника почвозащитной системы земледелия И. Е. Овсинского. 

Ученый-агроном Иван Евгеньевич Овсинский, живший на рубеже XIX и XX столетий, теоретически обосновал и практически доказал, что отвальный плуг – враг земледельца. И что сеять надо на глубину два дюйма. Не глубже. Овсинский отказался и от тогдашних удобрений – чилийской селитры. Овсинский никогда не пахал глубже, чем на 5 см. Главным достоинством его системы была исключительная устойчивость посевов и к засухам, и к переувлажнению, и, когда у соседей посевы выгорали или не всходили, он получал прекрасные урожаи.

Овсинский утверждал, что, естественный, природный способ обработки земли состоит не в буйном противодействии законам природы, а в разумном подражании таким законам, в использовании всех природных факторов, способствующих хорошему, верному ежегодному урожаю.

Калениченко Д. автор брош. об урожае (М., 1908—1910).

Овсинский подарил нам такую систему земледелия, которая способна навсегда избавить нас от рабского, слепого подражания европейским законам борьбы за существование. Там прославляют Круппа, фабриканта ужаснейших смертоносных орудий, способных в минуту уничтожить тысячи человеческих жизней и труды тысячелетий; еще более приходят в неистовый восторг от изобретений Цеппелина(дирижабля), стремящегося с птичьего полета уничтожать целые села и города,— но совершенно незаметным приходит великое творение Овсинского, творение, несущее миру не смерть, нужду, горе и слезы,— а довольство, счастье и независимость человека от случая.

В мировом аграрном секторе нулевые технологии применяются на площади более 94 млн гектар, в основном на территории государств, занимающих лидирующие позиции в области производства сельскохозяйственной продукции (Канада, США, Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Австралия и др.) Основными сдерживающими факторами внедрения данной технологии на территории России являются относительно низкие цены на горюче-смазочные материалы и традиционный консерватизм, а также негативное отношение многих представителей аграрной науки. Но, не смотря на это, нулевая технология всё более активно используется сельхозпроизводителями (Северный Кавказ, Поволжье, Западная Сибирь).

Необходимо понять, что почва действительно создаёт себя сама – с помощью растений, и пахота – не способ работы на земле. В 60-е годы серьёзные работы по без пахотному земледелию начали англичане. Канадцы уже давно привыкли к поверхностной обработке. Но вот в Японии появился человек, удививший всех – фермер Масанобу Фукуока. Он создал систему земледелия, вообще не требующую никакой обработки почвы, никакой техники, никаких удобрений и химикатов. Он научно показал, что первичный источник и точка устойчивости всего сельского хозяйства – сама природа.

Масанобу Фукуока – человек, на деле доказавший, что цели сельскохозяйственной науки в целом ошибочны, а интенсивно-химическое растениеводство вовсе не обязательно, и человечество может без него прекрасно обойтись. Не используя никаких химических средств, удобрений и техники, без всякой борьбы, опровергая «неоспоримые» научные положения, Фукуока выращивает высокие урожаи, постоянно улучшая при этом плодородие почвы и устойчивость своего агроценоза. Тем самым он демонстрирует безрезультатность и бесполезность современной науки.

 Ферма Масанобу находится на острове Шикоку в Южной Японии. Это гектар зерновых и пять гектаров цитрусового сада, где между деревьями растут и овощи. К моменту написания своей знаменитой книги «Революция одной соломинки» в 1975 году почва на ферме не вспахивалась уже 25 лет, плодородие почвы продолжало расти, а урожаи зерновых приближались к рекордным для индустриального полеводства Японии. При этом растения никогда не страдали ни от голода, ни от вредителей и болезней, ни от сорняков. Фукуока решил задачу, над которой бьётся наука нового тысячелетия - создал устойчивый и продуктивный агроценоз. Если  его мысли покажутся вам слишком абстрактными, осознайте: он пишет о том, что сделал.

 Метод «натурального растениеводства» основан на философской идее «недеяния». За четверть века Фукуока довёл его до практического совершенства. Но это был путь, полный трудностей. Ещё в молодости, работая микробиологом и наблюдая, как американская сельхозиндустрия  вытесняет традиционное японское земледелие, Масанобу пережил момент глубокого прозрения. Он осознал, что раздробленные научные знания человечества не приближают его к пониманию природы, а только всё больше запутывают. Чем больше наук и знаний, тем меньше шансов у отдельного человека осознать природу целиком, и тем дальше человек от целостного её понимания. Учёные, убеждённые в важности своих исследований, особенно далеки от этого. Поэтому любое активное вмешательство в природу никогда не улучшит её, но всегда что-то разрушит. Сейчас в сельском хозяйстве мира назревает кризис: наука действительно создаёт гораздо больше проблем, чем решает. Очевидно, более правильный путь - стать самой природой, учиться у неё и сотрудничать с ней.

 Фукуока видит проблему исключительно глубоко. Ложная наука и ложное интенсивное хозяйство вытекают из наших ложных убеждений и потребностей. Следствия этого - экономические трудности для фермеров и всей страны, ухудшение здоровья людей, разрушение экологии. Всё упирается в недостаток духовной цельности человека. Технология натурального растениеводства не мыслима, пока фермер не свободен от навязанных ценностей индустриального сельского хозяйства.

Натуральный метод Фукуока описывает так. «Посмотрите на эти поля ржи и ячменя. Их зреющее зерно даёт урожай около 58 ц/га. Я думаю, что это высшая отметка урожайности в префектуре Эхиме. Это может быть также высший урожай во всей стране, поскольку это один из ведущих сельскохозяйственных районов во всей Японии. И тем не менее, эти поля не были вспаханы в течение 25 лет.

Очерёдность посевов на этом поле следующая: в начале октября (за 4-5 недель до сбора риса) по зреющему рису разбрасываются семена белого клевера. В середине октября (за 3 недели до сбора риса) разбрасываются семена озимого хлеба – ржи или ячменя. В начале ноября рис убирают серпами, а затем поле покрывают рисовой соломой.

То же самое для риса. Озимые зерновые скашиваются приблизительно 20 мая. За две недели до того, как зерно полностью созреет, я разбрасываю семена риса по полям, занятым рожью и ячменём. После их уборки и обмолота я разбрасываю по полям их солому.

Я думаю, что использование одного и того же метода для посева и риса, и зерновых – уникальная особенность этой системы земледелия. Если вы пройдёте к следующему полю, то обратите внимание: рис здесь был посеян прошлой осенью одновременно с озимыми зерновыми. Так что все посевы были закончены к Новому Году. Это ещё один способ облегчения труда.

На поле площадью 0,1 га (десять сотокодин или два человека могут сделать все полевые работы целого года за несколько дней. Вряд ли существует более простой способ возделывания зерновых.

Этот метод совершенно противоположен современной сельскохозяйственной технологии.  Этот способ, не использующий ни машин, ни готовых удобрений, ни химических средств защиты, позволяет получать урожай равный или более высокий, чем на средней японской ферме. Доказательство этого зреет прямо перед вашими глазами».

Слава Богу, сейчас мировая наука уже признаёт приоритетность экологии в земледелии. Многие институты изучают причины устойчивости экосистем и ищут способы создания устойчивых агроценозов.

«Моё убеждение состояло в том, что культурные растения должны расти сами по себе и не должны быть выращиваемы. Но я обнаружил, что если вы примените эту идею без должной подготовки, то довольно долго ваши дела будут идти неважно. Это будет просто БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, а не натуральное хозяйство».

Вначале Масанобу просто отказался от традиционной агротехники, не создав ничего взамен. Потерпев неудачу, он восемь лет обдумывал взаимоотношения между научным и натуральным земледелием.

«Химическое земледелие признано самым прогрессивным. Вопрос, который всегда вертелся у меня в голове: может ли натуральное земледелие противостоять современной науке?

…В течение 30 лет я двигался прямиком к созданию метода «ничегонеделания» в земледелии.

Обычно разработка метода заключается в том, что задают вопрос: «А что, если сделать это? А что, если сделать то?» Такова современная наука, и единственным её результатом является то, что она делает фермера ещё более занятым.

Мой способ прямо противоположен. Я стремлюсь сделать работу легче, а хозяйствование сделать естественным и приятным. «А что, если не делать это? А что, если не делать то?» – вот мой способ мышления. В конце концов я пришёл к заключению, что нет необходимости пахать землю, не нужно вносить удобрения, делать компост и применять пестициды. Когда вы придёте к этому, то останется немного агротехнических приёмов, которые действительно необходимы.

Причина, по которой постоянное совершенствование агротехники кажется необходимым, заключается в том, что естественный баланс уже так сильно нарушен этой самой агротехникой, что земля становится зависимой от неё».

Иначе говоря, ЗАКОН 1: чем интенсивнее агротехничаешь, тем интенсивнее нужно агротехничать.  Ибо сама агротехника – разрушитель долговременной естественной устойчивости и плодородия. Самые устойчивые и продуктивные – естественные сообщества, не тронутые агротехникой. У нас есть непревзойдённо результативный учитель агротехники - ПРИРОДА. Наука, претендующая на роль учителя, ещё не доросла до её устойчивости и продуктивности.