Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИПиПУ Семинар 3.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
110.21 Кб
Скачать

Б) о целях и формах государства

Цель государства и основа его прочности - безопасность личности и незыблемость собственности; "человек, которого лишают какой либо выгоды, никогда не забывает этого". "Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных".

Благо свободы (незыблемость частной собственности и безопасность личности) - цель и основа прочности государства, наилучшим образом обеспечены в республике. Воспроизводя вслед за Полибием идеи о возникновении и круговороте форм правления, Макиавелли, как и античные мыслители, отдает предпочтение смешанной форме (монархии, аристократии и демократии). Особенность же его учения в том, что смешанную республику он считал результатом борющихся социальных групп.

Макиавелли высказывает свое, отличное от общепринятого среди историков, мнение о народе', народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко - в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем тиран: народ можно уговорить словом, от тирана можно "избавиться только железом". Жестокость народа направлена против тех, кто посягает на общее благо, жесткость государя - кто "может посягнуть на его собственное личное благо".

От народа он отличает знать. Нет общества, где бы не было противостояния знати и народа. Честолюбие знати - источник беспокойства и смут в государстве, их претензии безграничны. Но знать неизбежна и нужна государству. Именно из ее среды выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что государственные органы включают аристократические и демократические учреждения, играющие роль сдерживающего фактора.

Что касается дворянства ("те, кто праздно живет на доходы от своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь"), то Макиавелли отзывался о нем с ненавистью и призывал к его уничтожению. Дворяне - "решительный враг всякой гражданственности" и каждый "желающий создать республику ... не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их до единого".

Для создания свободной Итальянской республики Макиавелли предлагает ряд мер. Среди них освобождение от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и дворян, от папы и интриг католической церкви. Кроме того, нужен единоличный правитель с абсолютной и чрезвычайной властью, учреждающий мудрые законы и порядки. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым со спокойствием народа. Для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Везде основой власти "служат взаимозависимые, хорошие законы и хорошее войско". Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука - "ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого". Макиавелли отказывает итальянским городам-государствам в народовластии как в реальной перспективе, и единственной политической формой, способной затормозить процесс деградации, признано самодержавие.

Там, где (материал) испорчен, не помогут даже хорошо упорядоченные законы, если только они не предписываются человеком, который с такой огромной энергией заставляет их соблюдать, что испорченный материал становится хорошим.

Однако тиранию он считал временной мерой, горьким, но необходимым лекарством, надобность в котором отпадет, как только будет остановлено развитие болезни.

Особое отношение было у Макиавелли к религии. Это важное средство политики, мощный фактор воздействия на умы и нравы людей. Она "помогает командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Но Макиавелли критически относится к христианству, проповедующему покорность и смирение, и высоко ценит религию античности, почитающую "высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными". Отрицательно он относился и к духовенству, дурными примерами лишившему страну "всякого благочестия".

В связи с этим Макиавелли допускал преобразование религии, но в отличие от лидеров Реформации основой реформы считал не идеи раннего христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Его вывод о том, что не политика на службе у религии, а религия на службе у политики, резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.