Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мясищев В.Н. Личность и неврозы.rtf
Скачиваний:
703
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
4.32 Mб
Скачать

43 Павловские среды, т. II, стр. 584. 108

Правильное решение конкретных вопросов об особенностях отношений и деятельности человека, о развитии психологии в единстве с физиологией невозможно без понимания природы человека на основе учения марксизма-ленинизма. Физиология высшей нервной деятельности представляет материалистическую основу психологии. Это совпадает с учением основоположников марксизма-ленинизма о психике как функции, продукте или свой­стве высокоорганизованной материи мозга.

Необходимо не только учитывать, что человек как объект и субъект является продуктом объективных, прежде всего обще­ственных, условий. Важно помнить, что субъект практики — чело­век состоит из плоти и крови, может существовать только во взаимодействии с материальными предметами действительности и не представляет пустой идеалистической фикции интроспек­тивного «я». Однако подобно юму, как идея и сознание, являясь вторичными по отношению к материи и бытию, могут быть вели­кой преобразующей силой, так и субъект и субъективное чело­века нельзя рассматривать как только пассивный продукт внеш­них условий.

Учение Павлова позволяет раскрыть в применении к человеку корни содержания понятия «субъект» и преодолеть мистифика­цию этого понятия интроспективной психологией. Субъект — это человек, рефлекторная деятельность (действия и поступки) ко­торого определена все в большей мере нарастающим обобще­нием, второй сигнальной системой на основе индивидуального общественного опыта индивида. Этот огромный опыт, по своему характеру сознательный, по своему происхождению — обще­ственно-трудовой, лежит в основе избирательности и активности субъекта. В действии человека конденсирован этот огромный индивидуальный опыт. Действие человека определяется не только объектом, воздействующим на него в данный момент, но и сло­жившимся у человека на основе опытр отношением к объекту. Учет этого позволяет рассматривать личность как систему отно­шений, позволяет в реакциях и действиях человека усматривать и их личностный характер, не обезличивать их и вместе с тем не отрывать от их нейродинамической условнорефлекторной основы.

Сложные многосторонние объекты и процессы могут рас­сматриваться -под разными углами зрения. Это относится и к сложнейшему из фактов действительности — к сознанию.

В психике и в сознании осуществляется и отражение действи­тельности и отношение к ней. И при физиологическом и при пси­хологическом рассмотрении в реакциях и поведении мы видим и отношение и отражение. Вместе с тем оба эти понятия представ­ляют единство, потому что в них дано отражение единым субъек­том объективной действительности и отношение этого же субъ­екта к объективной действительности.

109

Психология вместе с тем недостаточно полно и разносторонне отразила учение классиков марксизма-ленинизма об отношениях человека и совершенно не усвоила взглядов Павлова на высшую нервную деятельность как отношение организма к окружающей среде. Поэтому совершенно не освещенным остался вопрос о пси­хике как о единстве отражения и отношения. Между тем, всякий нервно-психический акт может быть рассматриваем как отра­жение и как отношение. Ощущение представляет простейшую форму отражения. Но в широком смысле понятие «отношение» можно отнести также к ощущению. Так, Павлов говорит об ощу­щениях, как о «наипростейших субъективных началах объектив­ного отношения организма к действительности».44 Понятно, что это самый широкий и общий принципиальный план понимания. В этом же широком плане говорилось только что о стремлении, которое одновременно является и отражением и отношением.

В более узком смысле слова могут рассматриваться как отно­шения человека-субъекта к действительности такие понятия, как стремление, потребность, требование, любовь, вражда, доверие, недоверие, боязнь, уважение, презрение, интересы, оценки. Они также являются отражением в сознании реальных и объективных фактов избирательной связи человека как деятеля с различными сторонами окружающей его действительности.

В сознательной психической деятельности человека субъект выступает как относящийся, объект — как отражающийся. Из двух планов рассмотрения высшей нервной деятельности чело­века в зависимости от задач на первый план выступает то план отражения им действительности, то план его отношения к ней. В единстве субъекта и объекта акцент логический и психологи­ческий может быть сделан на объекте. При этом рассматривается действительность, которая отражается субъектом. Акцент может «быть на субъекте, при этом выясняется, как субъект относится к отражаемой действительности.

Человек в его способности отражения рассматривается как зависящий от мира, а его отражение оценивается в меру его со­ответствия объективной действительности. Одновременно с этим человек рассматривается в его отношениях как активный преоб­разователь мира.

Тот разрыв отношения и отражения, который часто еще встре­чается в психологии, представляет также разрыв познаватель­ной и действенной сторон в психической деятельности человека. Он является в психологии симптомом недостаточной связи, от­рыва теории от практики. Понятие рефлекса содержит то и дру­гое в их единстве Сознательная деятельность человека является высшим продуктом развития, оставаясь единым процессом дей­ственного отражения и сознательного отношения. В этом смысле