Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная философия.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
87.75 Кб
Скачать

38. Социализация. Социальные роли личности. Социализация и маргинализация.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

СОЦИАЛЬНая РОЛЬ – образ поведения, ожидаемый от человека в силу его места в обществе. Ожидания, которым должно удовлетворять поведение исполнителя роли, могут быть закреплены в законах, правилах, инструкциях или же заданы существующими обычаями, традициями, нравственными нормами, образцами поведения (на похоронах надо горевать, на свадьбе – веселиться).

В. Шекспир: "Весь мир театр. В нем женщины, мужчины – все актеры... И каждый не одну играет роль". Но социальные роли, в отличие от театральных, развиваются не по написанной кем-то пьесе с заранее известным финалом. В жизни все мы, играя роли отцов и детей, начальников и подчиненных, преподавателей и студентов, покупателей и продавцов, являемся одновременно и исполнителями и авторами своих жизненных пьес. Ролевое поведение человека зависит от:

1) содержания роли – ролевых ожиданий;

2) глубины усвоения содержания;

3) уровня исполнения роли.

Нередко человек подчиняет себя давлению большинства, проявляя конформизм (лат. conformis – "подобный, сходный") – приспособленчество, пассивное принятие господствующего мнения, порядка вещей и т.п. Конформизм служит способом разрешения конфликта между личным и групповым мнением в пользу группы, так как зависимость человека от других вынуждает искать его подлинного или мнимого согласия, подстраивать свое поведение под чужие эталоны.

Личность формируется на пересечении ее внутреннего духовного мира и внешних требований ее социальных ролей. Усвоение определенных ролей существенно меняет психические черты и весь духовный облик личности. Как правило, профессиональная роль сильно деформирует способности, интересы, характер личности: у многих милиционеров не только на работе, но и в личных отношениях проявляются назидательная манера речи, склонность к поучениям, негибкость, прямолинейность мышления, связанная с привычкой упрощать сложные вещи, "блюдя законность". С другой стороны, сами психические особенности, ценностные ориентации личности, ее кругозор, влияют на выбор ею профессиональных и других социальных ролей.

Маргинализация - процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных Люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов.

39. Философия истории это часть философских наук, изучающая законы исторического развития общества.Она разрешает проблемы направленности ист процесса и типологизации истории.

40. Проблема смысла истории в историософских теориях. ИСТОРИОСОФИЯ (греч. istoria — история, sophia — мудрость) — совокупность философских истолкований исторического процесса, каждое из которых усматривает в ходе истории воплощение тех или иных аксиологических принципов: органичности (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); воли к жизни (В. Дильтей, Ф. Ницше); всеединства и богочеловечества (B.C. Соловьев и русская религиозная философия XX в.); эстетического начала (К. Леонтьев); стремления к утверждению духовной свободы (Н. Бердяев) и др. Понимание истории, выраженное в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этим И. отличается от философии истории (ФИ) в собств. значении слова как метафизики истории, данной в понятиях. Познание истории в понятиях (гносеологич. аспект) предполагает выявление ее логики, «объективного закона» (онтологич. аспект) и требует максимальной абстрагированности от личности познающего. И. претендует на познание тайны истории, являясь в этом плане ее мистикой, и требует от познающего переживания истории как своей личной духовной судьбы. ФИ строится как теоретич. дедукция понятий и фактов, к-рым соответствуют реальные историч. законы и события, исходя из единого принципа, причем последний по своей онтологии мыслится лежащим в рамках естеств. (идеального, историч. или природ.) мира. В связи с этим, ФИ обычно выражается в форме науч. системы. И., напротив, возможна лишь как осмысление истории извне ее самой — видение смысла истории, соответственно ее начала и конца, лежащими вне истории, но только проявляющимися в ней. В таком случае история представляется онтологич. символизацией нек-рой превосходящей ее реальности, историч. события мыслятся как символы событий духовных, тайна к-рых до конца не открыта, — замысла Божьего, Божьей воли (см. Промысел), творения, грехопадения, искупления, воскресения. Отсюда — символич. и аллергологич. язык И. и та важность, к-рую в ее рамках приобретают мифы о начале (сотворении, грехопадении) и о конце (см. Апокалипсис, Эсхатология). Одним словом, ФИ онтологична и аналитична — рассматривает историю в горизонте времени, бытия, продолжения (см. Развитие, Процесс, прогресс), И. эсхатологична и профетична — видит историю в горизонте вечности, небытия, окончания. В связи с этим ФИ выступает как интегральный элемент большинства крупных философских систем, выделяясь в их самостоят. подраздел (Гердер, Гегель, Маркс, Шпенглер) или не выделяясь.

41.

42.

43. Проблема направленности мирового исторического процесса.

Идея социально-исторической закономерности. История общества отличается от истории природы, прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Биологические формы, какими бы высокоорганизованными они ни были, лишь приспосабливаются к среде. Люди активно воздействуют на природу, видоизменяют ее и приспосабливают к своим потребностям.

Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися абсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. В своих действиях люди исходят из своих потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий масс, классов, партий, правительств. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи.

Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

Само определение законов истории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть своя специфика и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими законами имеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же общественных законов, во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются; ведь они «должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются»

О случайном в социально-исторических процессах. Отдельные исторические события во всем богатстве их конкретности, случайности действительно никогда не повторяются. Случайность, как уже сказано, вообще играет большую роль в историческом процессе и в жизни общества. В истории общества в большей мере, чем в природе, действует случай: ведь деятельность людей побуждается не только их идеями и волей, но и страстями и даже пристрастиями. Однако случайность случайности рознь даже в истории. С одной стороны, случайность выступает как более или менее адекватная форма проявления необходимости. Здесь случайности, как бы взаимно «погашаясь», способствуют выявлению определенной закономерности. А случайности другого типа, являясь для исторического процесса чем-то посторонним, вторгаясь в него как бы со стороны, могут внести в него серьезные и подчас роковые коррективы.

44.