Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
145.92 Кб
Скачать

1 Во всех примерах и текстовых иллюстрациях сохраняется авторс­кая орфография и пунктуация.

функционирование в тексте, семантическая и стилистическая нагруз­ка (простенькая правда, плохонькие фильмы). Для образования дими­нутивных адъективных эпитетов С.Н. Есиным чаще всего используются суффиксы -еньк- (133 словоупотребления), -оньк- (115), затем -оват- (46), сочетание суффиксов -оват- и -еньк-. Эпитеты-дими-нутивы с этими суффиксами выступают в эпифразах без уменьшитель­ных суффиксов (116 раз) (пежповатый брюнет) и в сочетании с существительными с уменьшительными суффиксами (81 раз) (спокой-непький голосок). Диминутивы с двумя уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами оба раза выступают в сочетании с существительными без уменьшительного суффикса (страшноватепькая история, страш-поватенький душевный экстерьер). Таким образом, С.Н. Есин часто стремится к дополнительному усилению, используя в 82 случае из 197 не один, а два уменьшительно-ласкательных суффикса в одной эпиф-разе. Далее рассматривается использование отдельных суффиксов в порядке частоты их встречаемости в текстах С.Н. Есина. Результаты количественного анализа выборки обобщены и представлены в виде таблицы. Анализируется также частота использования С.Н. Есиным одного и того же диминутива как с существительным с уменьшитель­ным суффиксом, так и с существительным без уменьшительного суф­фикса. Уменьшительный суффикс в эпитете является средством актуализации оценки и создания фокусного поля читателя. Благода­ря диминутивным эпитетам писатель на уровне микроконтекста, эпиф-разы, устанавливает контакт с адресатом текста. Диминутивное эпитетотворчество является неотъемлемой характеристикой идиостиля С.Н. Есина, одним из средств достижения удивительной образности его художественных текстов.

С.Н. Есин является писателем-исследователем, экспериментатором, стремящимся к расширению выразительности языковых средств и демонстрирующим новые грани семантики и еще не использованные возможности словоупотреблений, причем делает он это осознанно и последовательно, намечая круг дальнейших лингвоэстетических экспериментов.

Далее рассматриваются мокорневые эпитеты-окказионализмы. Художественный текст позволяет писателю создавать новую форму слова. На уровне словотворчества писатель решает подчас стратеги­ческие задачи текста. Изменив исконную форму, слово начинает по-новому «звучать», вступая в новые отношения с окружающим микро- и макроконтекстом, образуя новые ассоциативные ряды. Окказионализмы помогают писателю точнее, короче, выразительнее донести образ, обрисовать ситуацию и делают повествование самобыт­ным, запоминающимся и объемным. В выборке окказионализмы-при­лагательные зафиксированы в группе простых и (особенно) сложных эпитетов. Для создания простых окказионализмов С.Н. Есин исполь­зует префиксальный способ (супервыездной, недосформулировапнъш, незаботливый), с использованием префиксов: супер-, недо-, не- (послед­ний является наиболее продуктивным); суффиксальный способ (эсте-тизировапный, кашный), несколько реже суффиксально-префиксальный

10

способ словообразования (офраченный). Приоритетным является суффиксальный способ словообразования от имен существительных (лифтный, шопинговый), прилагательных (любопытнепький, дешева-тый) и глаголов (переживательный). Большая часть окказиональных прилагательных мотивирована существительными.

В третьем параграфе предметом рассмотрения становятся сложные есинские эпитеты-двухкорневые (и более) прилагательные, оформлен­ные как одно слово. Сложный эпитет в индивидуально-авторском употреблении - явление известное в языкознании, однако его квали­фикация, его лексикографическая «прописка» остается открытой. Сам способ словообразования, в результате которого возникает образное, насыщенное эмоцией слово, потенциирует его появление в художе­ственном тексте. Творчество С. Н. Есина в этом аспекте уникально. Выделяются сложные эпитеты-прилагательные с дефисным написани­ем и (в основном) с сочинительным отношением основ, и сложные эпи­теты-прилагательные, со слитным написанием и с подчинительным отношением основ. Из 655 сложных эпитетов-прилагательных дефис-ное написание имели 349 двухкорневых и 10 трехкорневых (а также одно четырехкорневое), а слитное написание - 295.

Рассматривается ряд особенностей использования С.Н. Есиным эпитетов, выраженных сложными прилагательными с подчинитель­ным отношением основ. Первой особенностью является наличие в его идиостиле ряда повторяющихся групп эпитетов: 1) сложных прилага­тельных в положительной степени (розовощекие ситуации)', 2) сложных прилагательных в превосходной степени (верноподданнейшая критика); 3) сложных прилагательных, первой основой которых является числи­тельное (третьестепенные лозунги); 4) прилагательных с суффиксом -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- - адъективированные причастия (дорогостоящая мысль, умиротворяющие материалы); 5) прилагательных с первым ком­понентом высоко-, обозначающим высокую степень признака (высо­коталантливая рука); 6) прилагательных с первым компонентом само-(самодеятельный фильм); 7) прилагательных с первым компонентом много- (мпогожелающая молодежь); 8) прилагательных с первым компонентом полу- в значении «не вполне, почти» (полумертвый аро­мат). Выделенные группы - это восемь направлений повтора моделей двухкорневых эпитетов, восемь ситуаций, когда писатель явно пред­почитает сложный эпитет простому. Второй особенностью есинских сложных эпитетов со слитным написанием компонентов является принцип неожиданности словоупотребления, нарушение в эпифразе стандартных ожиданий читателя - носителя русского языка. С целью вскрыть нереализованные возможности слова, актуализировать периферийные семы прилагательных либо внести в семантическую структуру узуального слова окказиональные семы писатель констру­ирует оригинальные эпифразы (противоборствующие усилия, живот­ворящее дерево, благоухающие истины и др.). Третьей особенностью эпитетов - двухкорневых прилагательных со слитным написанием у С.Н. Есина является широкое использование безаффиксных образова­ний (легкокрылая бездна). Выразительность эпифраз, в составе которых

11

использованы поликорневые прилагательные с нулевым суффиксом, обусловлена их структурной напряженностью (А. Д. Зверев).

С точки зрения семантического соотношения компонентов, среди двухкорневых эпитетов-прилагательных с дефисным написанием выделяются следующие: а) видовые сочетания ассоциативного харак­тера (гипонимические отношения); б) стяжения (концентрация устой­чивой именной группы в окказиональном сложном эпитете); в) прилагательные с отношениями подчеркнутой несвязанности ком­понентов; г) прилагательные с введением степени признака; д) прила­гательные с синонимическими отношениями компонентов; е) прилагательные с антонимическими отношениями компонентов; ж) прилагательные с причинными отношениями и отношениями обус­ловленности компонентов; з) прилагательные-колоративы. Наиболее частотной является первая группа (26%) - сложные эпитеты с видовы­ми сочетаниями ассоциативного характера (оккультпо-ршпуальная сила). Вторая группа объединяет эпитеты, в которых соседство выра­жаемых их компонентами понятий хорошо знакомо, привычно. Они стали уже почти фразеологизированными. Произошло стяжение традиционного оборота в единый эпитет (революционно-романтичес­кая непоколебимость). Эта группа составляет 20% от общего числа. Следующей по частотности (19%) является группа эпитетов - сложных прилагательных, компоненты которых не связаны между собой по смыслу (нелепо-сегодняшняя прогулка, уголовно-филологическое дело). Группа эпитетов, в которых первый компонент уточняет степень или оттенок проявления признака, выраженного вторым компонентом (притворно-любезный взгляд) составляет 16% от общего количества эпитетов, выраженных двухкорневыми прилагательными, пишущимися через дефис.) Группы эпитетов с синонимическими отношениями компонентов (счастливо-радостная эстафета) и эпитетов с антоними­ческими отношениями компонентов (трагически-веселый маскарад) составляют каждая порядка 6%. Речь идет о контекстуальной синони­мии и антонимии. Наименее частотной (2%) является группа, в кото­рой компоненты связаны между собой скрытыми, имплицитными связями (всезнающая [и поэтому] задумчивая улыбка). Особую группу (5%) составляют прилагательные с введением оттенка признака -прилагательные колоративы (бело-золотистый цвет). В выборке эпитетов, выраженных трех- и четырехкорневыми прилагательными зафиксировано десять эпитетов, выраженных сложными трехкорневыми прилагательными (желто-зелено-серая среда, расчетливо-уморительно-понурый вид) и один - четырехкорневым (.молчаливо-сочувствующе-протестующе-подбадривающая толпа). На основе анализа структурно-семантических особенностей многокомпонентных эпитетов делается вывод о том, что принципы их образования по существу тождественны двухкомпонентным эпитетам-прилагатель­ным, с той разницей, что здесь между компонентами возникаю! еще более сложные семантические отношения на полюсах тождественнос­ти и полярности.

12

Далее рассматриваются окказиональные сложные эпитеты, возни­кающие вследствие сочетания производящих основ слов, по своему значению либо подчиненных одно другому (вислоносый старец), либо объединенных сочинительной связью и отсутствующих в кодифици­рованном языке (психоинтеллектуальное противостояние). Особого внимания заслуживает тот факт, что С.Н. Есин, пользуясь традицион­ными словообразовательными моделями, используя в качестве произ­водящих основ основы самых употребительных, общеизвестных слов, создает нечто новое, яркое, запоминающееся, многократно экспери­ментируя с одними и теми же компонентами, например: высоко- (вы­сокомудрый механизм), сладко- (сладкопапевный Пятидворов), само-(самоспровоцировапый гнев), много- (мпогомудрая жена), -образный (драгунообразная учительница), -любивый (венеролюбивый Кипр), -подоб­ный (сдобоподобная подруга), полу- (полумаститый композитор), около- (околонародные депутаты).

За основу принципа классификации есинских эпитетов - сложных прилагательных взят семантико-орфографический принцип, согласно которому способ написания (слитный, дефисный или раздельный) отражает смысловые отношения между компонентами слова: чем выше степень семантической спаянности, обнаруживающая наличие между компонентами подчинительных связей (одно зависит от другого), тем в большей степени проявляется тенденция к слитному написанию слож-ного окказионализма, с другой стороны, наличие между компонента­ми семантической дистанцированности или независимости, самостоятельности находит свое выражение в дефисном написании сложного окказионализма.

Далее рассматриваются две группы окказиональных эпитетов, выра­женных сложными прилагательными (слитное и дефисное написание).

Первая группа окказиональных эпитетов, выраженных сложными прилагательными (слитное написание), включает 54 единицы (сдобо­подобная подруга, роликовооруэкенпый округ). Относящиеся к этой группе эпитеты представляют собой сложения с опорным компонен­том, равным самостоятельному слову (с подчинительным отношени­ем основ). В данной группе предшествующий опорному компонент конкретизирует, уточняет содержание опорного компонента. В каче­стве опорного компонента С.Н. Есин использует мотивированные и немотивированные прилагательные, причастия, причем зафиксирова­но только два повторения опорных компонентов: -любивый (шашлы-колюбивый кинто) и -подобный (гороподобпый змей). Значительно меньшую свободу автор проявляет при выборе компонентов, предше­ствующих опорному слову. Самым продуктивным является компонент полу- (8 окказионализмов), означающий «не вполне, почти» (полухро­мые машины, полузапрещенное прошлое, полузнаменитая рука). Два окказиональных эпитета имеют в качестве компонента, предшеству­ющего опорному, производящую основу прилагательного сладкий сладко-. Этот компонент несет в себе мелиоративное оценочное значе­ние признака: сладконапевный Пятидворов, сладко жалостное пение.

13

Такую же частотность имеют такие компоненты, как около-со значением «имеющий некоторое отношение к...» (околопародиые депутаты)', само- (самопафаптазироваппые игрушки). Два эпитета образованы с помощью компонента псевдо- в значении «мнимый, лож­ный» (псевдославные публикации, псевдовеликие люди). Следующим способом образования окказиональных эпитетов, выраженных слож­ными прилагательными, является сложения со связанными опорными компонентами (драгунообразная ученица). Такие прилагательные с первым компонентом - основой существительного имеют значение «подобный тому, что названо первым компонентом». Зафиксировано 7 эпитетов, выраженных суффиксально-сложными прилагательными, значения которых определяется как степень признака (высокопревос­ходительный), положительная оценка (легкословные), количественная оценка признака (многочадная), указание на колоративный признак (оливковолицый); 3 эпитета-прилагательных, образованных при помощи сращения (многожелающая молодежь, многоинформативный разговор, многомудрая жена).

Вторая группа окказиональных эпитетов, выраженных сложными прилагательными (дефисное написание), включает 198 единиц. Боль­шая часть данных эпитетов С.Н. Есина представляет собой сложения с опорным компонентом, равным самостоятельному слову, с сочини­тельным отношением основ (избыточно-аморальное слово, пыточно-спортивный регламент, руководяще-праведная компания). Рассматрива­ются сложения, относящиеся к подчинительному типу, с опорным компонентом - качественным прилагательным и предшествующей ему основой относительного прилагательного, вносящей сравнительно-конкретизирующее значение (молочно-розовое печенье), а также слож­ные прилагательные, обозначающие степень признака, качество с дополнительным оттенком (ослепляюще-радостная субстанция). Выде­ляются группы с синонимическим отношением компонентов (репор-терско-журналистская удача), с антонимическими отношениями компонентов (реально-сказочная ситуация) (в данном случае мы имеем в виду контекстуальную синонимию и антонимию), стяжение традиционного оборота в единый эпитет (мускулисто-упругий посто­вой, опереточно-морская форма), причинно-следственные отношения компонентов (спокойно-располагающая внешность), степень признака (сладко-медовый голос, отвратительно-дымный запах), видовые отно­шения ассоциативного характера (братско-родительские чувства), отсутствие связи (пыточно-спортивный регламент).

Таким образом, объединение в акте окказиональной номинации нескольких эпитетов в один, как это происходит в сложных эпитетах с сочинительным отношением компонентов, между которыми не просматривается семантическая связь, является прекрасным средством достижения емкости, выразительности и насыщенности образа. Изло­женные наблюдения представлены в виде таблиц, иллюстрирующих основные тенденции использования эпитетов в идиостиле С.Н. Есина.

14