Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Автореферат_Сигановой_В.В..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
197.12 Кб
Скачать

Б. В речи персонажей:

1. Для выражения мыслей и чувств, нравственных позиций, идейных установок, идеологических стереотипов самого героя:

Пример Ч.1, кн.2, гл.2. С. 50. «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие, сосцы особенно!»

Слова Федора Павловича опошляют смысл еван­гельского текста. Ср.: Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 27. Эта репрезентация Евангельского стиха дословная, но во всей фразе есть собственное добавление Федора Павловича:…сосцы особенно!» Мы думаем, что акцентирование внимания Ф.П. Карамазова на лексеме «сосцы» является следствием его беспорядочной и нечистоплотной жизни души (блудом). Таким образом, данный пример искаженного репродуцирования фрагмента Нового Завета выступает своего рода «инвентивной ячейкой», вносящей определенный и существенный вклад в целостный образ данного отрицательного персонажа.

В Новом Завете данное изречение произносит женщина, «возвысив голос из народа» во время проповеди Иисуса Христа. На что Господь ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Ев. от Луки, гл.11, ст.27). (На наш взгляд, данная репрезентация выполняет также элокутивную функцию, т.к. излишний пафос Ф.П. Карамазова еще более убеждает нас в том, что он является шутом, признаваясь в этом сам).

2. Для характеристики устремлений других действующих лиц, с которыми сталкивается герой:

Пример: Ч.1, кн.2, гл.2. С. 51. Воистину ложь есмь и отец лжи! Впрочем, кажется, не отец лжи, это я всё в текстах сбиваюсь, ну хоть сын лжи, и того будет довольно.

Ср. слова Христа, сказанные о дьяволе: «...он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 44). Учитывая, что в произведениях Ф.М. Достоевского «целые глубины смысла лежат за пресловутыми «ошибками в цитатах» (А.Г. Гачева), «ошибка» и поправка героя в равной степени знаменательны: они косвенно характеризуют не только Федора Павловича, но и Ивана, так как слова «отец лжи» по отношению к Федору Павловичу в серьезном своем значении нацелены на Ивана.

Далее приведем ряд отдельных примеров репрезентаций, играющих ярко выраженную инвентивную функцию, уже вне пунктов представленной выше классификации:

Ч.1, кн.1, гл.4. С. 28. Ведь невозможно же, думаю, чтобы черти меня крючьями позабыли стащить к себе, когда я помру. Ну вот и думаю: крючья? А откуда они у них? Из чего? Железные?

Представление о том, что после смерти души грешников черти утаскивают в ад, зацепив их крючьями, отражено в иконах, изображающих Страшный суд. В духов­ном стихе о богатом и убогом Лазаре убогий Лазарь, не получивший от богатого помощи, просит у бога смерти. Но бог, сострадая убогому Лазарю, посылает ему тихих ангелов, которые вынимают его душу «и хвально, и честно В сахарны уста» и уносят ее в рай. Когда же богатый Лазарь просит у бога долгой жизни, бог послал ему грозных ангелов, они вынули душу железными крючьями и отнесли в ад. Евангельская притча о богатом и Лазаре, положенная в основу духовного стиха, в дальнейшем упоминается в тексте романа (с. 365).

Ч.1, кн.1, гл. 5. С. 30 Апостол Фома объявил, что он не поверит, прежде чем не увидит, а когда увидел, сказал: «Господь мой и бог мой!».

Один из учеников Христа, Фома, не хотел верить рассказу о воскресении учителя. Когда Христос явился ученикам еще раз, Фома воскликнул: «Господь мой и бог мой!». Христос пояснил: «...ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие». (Евангелие от Иоанна, гл. 20, ст. 19–29).