Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч4 гл7 (МН Пак)_24 стр.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
245.25 Кб
Скачать

3. «Политика беспристрастия» (тханпхёнчхэк) вана Ёнджо и новый подъем династии

Кёнджон (1720-1724 гг.), взошедший на престол после Сукчона при поддержке соронов, через четыре года умер. Последовавшее 52-летнее правление Ёнджо (1724-1776 гг.), четвертого сына вана Сукчона, было временем, когда династия Чосона переживала период расцвета. Этот период совпал с временем процветания Цинской династии при императорах Кан-си и Цянь-луне. Налаживание добрых отношений с Китаем позволяло Корее направить все силы на внутреннюю политику.

В начале своего правления в 1728 г. (4 год) Ёнджо столкнулся с вызовом со стороны соронов во главе с Ли Инджва; хотя он объединил силы соронов и наминов с мелкими и средними торговцами, а также поднял ноби на крупный мятеж в Чхонджу и других районах, он был подавлен. А в 38 году Ёнджо (1762 г.) был и такой трагический инцидент наследник Садо, связанный с соронами, по настоянию норонов был умерщвлен в заточении в амбарном ящике. Хотя в связи с этим были трения между группировками Пёкпха, которая одобряла эти действия, и Сипха, выражавшей сочувствие принцу, но по сравнению с правлением Сукчона было меньше ожесточенных политических стычек.

Для укрепления ванской власти Ёнджо применял иные меры по сравнению с прежними. Провозгласив себя священным государем, подобным древним Яо и Шуню, Ёнджо создавал образ неограниченного монарха и, основываясь на этом, проводил «политику беспристрастия» (тханпхёнчхэк)7. Хотя исконно тханпхёнчхэк означала ликвидацию «дру­жеских партий» (пундан), но немедленное осуществление этого наталкивалось на серьезные трудности, поэтому главные усилия были направлены на то, чтобы, не обращая внимания на раздоры между партиями, выдвигать умеренных и сговорчивых людей из любой партии для служения государевой власти. Это называлось и «смягчением споров, и уравнением (беспристрастностью)» (ваннон тханпхён). «Политика беспристрастности» (тханпхёнчхэк) была своеобразной реакцией на много­численные недостатки, проявившиеся в проведении политики укрепления ванской власти в форме переворотов (хвангук) и представляло признак стремления усилить монархию путем отбора политиков на надпартийной основе.

С другой стороны, Ёнджо, чтобы искоренить «дружеские партии», не только признавал так называемое «общественное мнение» стоявших за ним оппозиционных конфуцианских ученых, но и стал подвергать массовому регулированию (ограничению) совоны (храмы славы), служив­шие их опорной базой. Внутри правительства он упразднил порядок, когда чиновники Ведомства чинов (иджо нангван) и придворные академики (халлимы), называющие себя представителями «общественного мнения», занимались саморекламой (самовыдвижением) для занятия должностей.

Вместо этого, чтобы отразить мнение простого народа в управлении, ван возродил синмунго (барабаны, оповещавшие о передаче жалоб и предложений), часто выходил из дворца, чтобы прямо выслушать мнение народа. Непосредственное обращение народа к путешествующему в карете вану с жалобами на несправедливости называлось «словом к государю» (санон) или ударом в гонг (кёкчэн).

И в идеологической области Ёнджо стремился к беспристрастию (тханпхён). Хотя в центре его внимания было учение Чжу Си (соннихак), он принимал и толкования древних канонов (кохак) учеными наминами, поддерживавшими усиление монархической власти, в своих занятиях (кёнъен) занимал позицию открытости (либерализма), изучая такие сочинения легистского направления, как «Чжоули», «Чжэнгуань шэняо» и др. Иначе говоря, используя все прогрессивные взгляды тогдашних «дружеских партий», он применил их для усиления монархии и возрождения государства.

Кроме того, опираясь на усилившуюся монархию, он проводил различные реформы для повышения народного благосостояния и развития производства. Сначала для облегчения бремени военных повинностей народа в 1750 г. (26 год Ёнджо) он издал закон об уравнении повинностей, а всю военную власть, принадлежащую разным ведомствам, передал Военной палате (Пёнджо), преобразовал государст­венные финансы путем учреждения Податного ведомства (Тхакчи), путем издания сочинения «У юаньлу» (китайское сочинение XIV в. по судебной медицине) намного смягчил систему наказаний, а в отношении преступников, заслу­живающих смертной казни, строго соблюдался принцип троекратного рассмотрения дела (самбокпоп).

В правление вана Ёнджо много усилий было приложено для расширения пахотных земель и укрепления оборонительных сооружений в бассейне рек Туманган и Амноккан и на усиление морской оборонительной политики по защите о. Канхвадо, о. Токчок и других островных территорий на западном побережье. Наряду с постройкой внешних стен на о. Канхвадо (1744 г.), средних стен в Пхеньяне (1733 г.) и других оборонительных стен, стали создаваться карты, используемые для военных целей.

Затем для усиления обороноспособности столицы была перестроена система ее защиты, в которой в качестве основной силы предусмотрены богатые горожане (откупщики конины и купцы сиины), и об этом широко объявлено государевым «Сусон Юным» («Указом о защите столицы», 1751 г.). Это означало изменение концепции обороны столицы в связи с развитием промышленности в Сеуле. В 1760 г. (36 год Ёнджо) ван предпринял углубление городского канала (Чхонгечхон) и реконструк­цию столицы, и для того, чтобы показать процветающую столицу, где четко различались дворцовый город и торговая часть, были созданы многочисленные карты.

Для более глубокого и правильного восприятия территории страны и повышения эффективности управления ею активно велась работа по составлению географических описаний всей страны и ее карт. Поскольку составленное в XVI в. «Тонгук ёджи сыннам» («Обозрение всех земель Восточного государства») не могло отражать изменившиеся географические знания, уже со времен Сукчона предпринимались попытки его переработки, но только в правление Ёнджо продвинулась вперед эта работа и была завершена созданием огромного «Еджидо со» («Собрания карт всех земель», 1765 г.). Затем ван повелел специалисту по географии Син Гёнджуну составить обзор «Ёджи го» («Обзор всех земель», 1770 г.) для энциклопедии «Тонгук мунхон пиго» («Обозрение документов Восточного государства»).

Поскольку карта позволяет сличать географические описания с обликом страны, ван Ёнджо в 46 году своего правления (1770 г.) повелел Син Гёнджуну составить в 8 книгах цветной атлас «Тонгук ёджидо» («Карты всех земель Восточного государства»), в который были включены карта всей Кореи, карты провинций и всех округов страны, причем точность карт была повышена нанесением линейных квадратов. Кроме того, в Хонмунгване была выставлена карта двух выдающихся картографов Чон Санги и Чон Ханнёна (отца и сына), которые внесли крупный вклад в историю картографии в Корее. Хранящийся сейчас в библиотеке Кюджангак Сеульского университета атлас цветных карт «Хэдон чидо» в 8 книгах также был создан в 1750-е гг. В этом собрании представлено более 370 карт, включая карты всех округов и портов Кореи, а также карты всего Китая и Великой китайской стены и другие древние карты.

Кроме того, ван Ёнджо, стремившийся возвысить науки и развить духовную и материальную культуру страны согласно веяниям времени, развернул многообразную издательскую деятельность, которая создала предпосылки для расцвета литературы и искусства. Характерными примерами этого может служить издание труда «Сок тэджон» («Продолжение Великого уложения»), «Сок ореый» («Продолжение пяти наставлений к церемониям», «Сок пёнджан тосоль» («Продолжение иллюстрированного рассказа о воинах»), «Тонгук мунхон пиго» («Обозрение документов Восточного государства»).

В то же время расширился путь к превращению крепостных (ноби) в простолюдинов, равно как и дорога к чиновной карьере для «незаконнорожденных», намного возросли мощь государства и уровень культуры династии Чосон, укрепились социально-экономическое развитие и стабильность страны.