Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч4 гл7 (МН Пак)_24 стр.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
245.25 Кб
Скачать

4. Политика беспристрастия (тханпхёнчхэк) вана Чонджо и реформы «во имя государства для народа» (мингук)

Взошедший на престол после Ёнджо ван Чонджо (1776-1800 гг.), сын трагически погибшего принца Садо, унаследовал проводившуюся Ёнджо «политику беспристрастия». Несмотря на то, что он, как и его дед Ёнджо, признавал как истинное учение Чжу Си (соннихак), вместе с тем он не только признавал толкование древних канонов (кохак) наминами и северное учение (пукхак) сеульских норонов, но и широко привлекал необходимые для укрепления ванской власти учения, вплоть до буддизма и ханьско-танского конфуцианства. В отличие от Ёнджо, проводившего политику полного беспристрастия (или уравнения ваннон тханпхён) он стал различать правых и неправых в партийных распрях и проводил активную политику «уравнения в зависимости от взглядов» (чуннон тханпхён). Это объяснялось его убеждением в том, что ему трудно будет укреплять свою власть, не сдерживая норонов-пёкпха, обрекших на трагическую смерть его отца – принца Садо.

В своем убеждении, которое опиралось на полученные им знания еще во времена, когда был наследником, ван Чонджо проводил политику с позиции учителя (воспитателя сысын), который выращивает или перевос­пи­тывает своих слуг (подчиненных). Он исходил из мысли, что надо выра­стить таких слуг, которые будут следовать его политике. Он продемонст­рировал себя как монарх-ученый, оставивший громадное число трудов, составляющих 100 книг «Хонджэ чонсо» («Полного собрания сочинений Хонджэ»).

Ван Чонджо, ставя задачу построить государство для народа, заботящееся о простых людях (сомин), хотел иметь мощный политический орган, который поддерживал бы его власть и политику. Это и был Кюджангак8, учрежденный в начале его правления (1776 г.) во дворце Чхандоккун.

Здесь были сосредоточены десятки тысяч томов корейских и китайских книг, а в качестве сотрудников были заняты молодые ученые, которым поручались почетные обязанности писателей и секретарей, сочинявших государственные бумаги и ведавших организацией государственных экзаменов и другими важными делами. Для переподготовки чиновников, занимающих соответствую­щие должности, была установлена система продвижения гражданских чиновников, которое происходило по результатам экзаменов. Таким образом, усиленно внедрялись идеи и политическая линия вана Чонджо. Кюджангак стал местом, где рождались и подъем культуры, и реформаторская политика в правление вана Чонджо.

Для укрепления ванской власти ван Чонджо остро ощущал необходимость в личной гвардии, которая могла вооруженным путем подавить оппозиционные силы. В этих целях была учреждена воинская часть Чанёнён («Часть геройских молодцов»). Располагая личной элитной организацией [ученых] Кюджангак и отборной личной гвардией Чанёнён, ван Чонджо мог править как абсолютный монарх, называя себя даже «старым хозяином бесчисленных рек и светлого месяца».

Осознавая, что восстановление доброго имени своего отца принца Садо тесно связано с его собственной легитимностью, ван Чонджо усердно проявлял свою сыновнюю почтительность. В 1796 г. (в 20 году Чонджо) он перенес находящийся в Янджу прах своего отца в г. Сувон, где построил гробницу Хёнюнвон, к северу от которой у подножья горы Пхальтальсан возвел новую крепость Хвасон (совр. Сувон).9

В Хвасоне, построенном с использованием новейших научных методов градостроительства (для его сооружения, заимствуя западные образцы строительной техники, Чон Ягён и другие сирхаккисты впервые создали и применили подъемные механизмы и блоки), были размещены временный (походный) дворец и внешний гарнизон (Веён) личной гвардии Чанёнён. На расходы по содержанию крепости были учреждены государст­венные поместья (тэю тунджон), а для улучшения водного хозяйства были построены канал Мансокко и плотина Маллёндже. С другой стороны, размещая торговцев и ремесленников, здесь стремились развивать город как торговый, а также как земледельческий и военный. Хвасон стал образцовым самообеспечивающимся городом, символизирую­щим реформаторскую политику Чонджо.

После постройки крепости Хвасон ван Чонджо приступил к строительству городов-спутников Кэсона (Сондо) на севере, Канхва (Симдо) на западе, горной крепости Намхан (Кванджу) на востоке, которые защищали Сеул, а образ столицы приравнивался древней китайской столице Чанъань. Для поклонения могиле своего отца ван Чонджо часто приезжал в Хвасон, причем его экипаж сопровождали до 2000 человек свиты и 800 лошадей, что производило грандиозное впечатление. Для удобства движения процессии была заново открыта дорога Синджанно (теперь шоссе Сихындэ), а через Ханган был построен понтонный мост из 80 кораблей, и во время путешествия ван Чонджо, тесно общаясь с провинциальными конфуцианскими учеными и простым народом, мог узнавать их мнение. Особенно масштабной была процессия 1795 г. (19 год правления Чонджо), когда одновременно отмечалось шестидесятилетие отца ван и его матери (госпожи Хон из дворца Хегёнгун). Программа процессии, расходы, список участников, а также иллюстрации сцен процессии были включены в книгу «Вонхэн ыльмё чонни ыйгве» («Описание процессии года ыльмё», 1797 г.), которую затем раздали всем ее участникам. Придворным художникам было велено изобразить основные моменты процессии в виде картин на ширмах; сохранилось несколько видов этих картин, и они живо показывают, каковы были политика и уровень культуры того времени. Чтобы завоевать симпатию местных конфуцианских ученых, вана Чонджо издал книгу «Пинхыннок» («Записи о гостях»), в которой были помещены по провинциям все имена конфуцианских ученых.

Опираясь на окрепшую монархическую власть, ван Чонджо осуществлял различные меры по повышению благосостояния народа и развитию культуры. Наследуя традиционную культуру под девизом «Вести дела, следуя прежней мудрости» («кеджи сульса»), Чонджо стремился к обновлению правления государством путем заимствования науки и техники Китая и западных стран. В экономической области для увеличения доходов казны и развития промышленности и торговли он проводил политику «уравнения» (тхонгон), упразднил прежний порядок подчинения частных торговцев контролю привилегированных (казенных) фирм и содействовал развитию свободной торговли, а также поощрял во всех районах развитие горной промышленности. Таким образом, произошло сильное развитие промышленности и торговли, а в Сеуле так возросло население, что вне городских стен повсюду выросли новые поселения (синчхон), и по реке Ханган плавали многочисленные торговые суда, для которых устраивалось много причалов.

В правление вана Чонджо многочисленные местные объединения (хянъяк), контролируемые частными лицами, были подчинены контролю окружных и уездных администраторов. Этим был положен конец произволу местной знати (саджок) и усилена контролирующая роль государства.

И в культурной области произошли заметные перемены. Для полного понимания китайской культуры было приобретено составленное в правление императора Кан-си «Гуцзинь тушу цзичэн» («Собрание древних и современных сочинений») в 5022 книгах, а для полного упорядочения принципов управления государством был составлен и издан ряд трудов. Среди них: «Тэджон тхонпхён» («Общий свод Великого уложения», 1785 г.) путем дополнения «Кёнгук тэджон» («Великого уложения по управлению государством»), собрание дипломатических документов «Тонмун хвиго» («Собрание документов», 1788 г.), документы, определяющие функции государственных ведомств «Тхакчиджи» («О функциях Подворного ведомства Ходжо»), «Чхунгван тхонго» («О функциях Ведомства церемоний Еджо), «Чхунгваджи» («О функциях ведомства наказаний»), описание Канцелярии королевских бумаг («Хонмунгванджи»), разъяснение функций Кюджангака («Кюнджангакчи»), описание конфуцианского университета Сонгюнгван «Тхэхак чжи», пособие по военному делу «Пёнхак тхон» (1785 г.), иллюстрированное пособие по военному искусству («Муе тобо тхонджи», 1790 г.), подготовленное на основе изданного при Ёнджо «Тонгук мунхон пиго» («Обзор документов Восточного государства»), дополненное и исправленное издание «Чынджон Тонгук мунхон пиго» (1796 г.), дополненное к изданному при Ёнджо «Ёджидосо» («Собрание карт»), «Хэдон ёджи тхонджэ» («Полные сведения о землях Кореи»), книга по лингвистике «Кюджан чонюн», заново систематизированная история Сунского государства («Сонса джон») и др., всего несколько сот названий.

Выработав привычку отражать в личных ежедневных записях свою политику, ван Чонджо, еще будучи наследником, начал составлять «Ильсоннок» («Ежедневные записи»)10, а когда он стал ваном, вместо него подробную запись важнейших политических событий ежедневно вели ученые из Кюджангака. Кроме того, велись ежедневные записи деятельности Кюнджангака с момента его основания – «Нэгак иллёк» («Внутренние дневники Кюджангака»).

Одновременно с работой по составлению книг совершенствовались шрифты для печати. Заново были отлиты шрифты типа хангуджа, чонниджа и др. Выдающиеся шедевры появились и в астрономии, и в изобразительном искусстве. В области картографии, отражавшей тогдашний уровень науки, во множестве были созданы точные и красивые цветные карты, похожие на карты нашего времени.

Вслед за ваном Ёнджо таким массовым развертыванием издательского дела династия Чосон через 300 лет после XV в. показала, что она стала экономически мощной и в культурном отношении блестящей цивилизованной страной, наравне с империей Цин периода культурного расцвета при императорах Канси и Цянь-луне. И действительно, время вана Чонджо, являвшееся периодом блестящего расцвета и подъема династии, начавшегося еще в правление Сукчона, может считаться переходным периодом, когда история Кореи вступала в новое время.