Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Техника детского психоанализа.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.11.2019
Размер:
177.66 Кб
Скачать

Терапевтическое воздействие общих вербализаций терапевта

Вопросы

Вопросы обычно задаются в силу следующих причин: прояснить ситуацию, получить информацию или выразить отношение терапевта.

Большинство теоретиков согласны, что вы можете задавать уточняющие вопросы, позволяющие понять, как ребенок пережил то или иное событие, но эти вопросы должны только подталкивать к переработке материала, представленного на сессии. В тех ситуациях, когда вы потеряли значительное количество деталей, включенных в утверждения или действия ребенка, лучше использовать иную стратегию вместо прямого задавания вопросов. Так, если вы не захотите пре­рывать течение эмоционально нагруженной истории, то вы подождете ее конца, чтобы начать попытки ее прояснения. А ребенок может не захотеть возвра­щаться к тому, что уже говорил. В качестве альтернативы, вы можете прокомментировать, каким длинным и интересным был рассказ, и выразить ваше желание получше разобраться во всем этом деле. Вместо повторного рассказывания истории вы можете предложить ребенку разыграть ее, поощрить ребенка про­иллюстрировать рассказ или поставить его в виде сценки. Оба этих метода позво­ляют вам уточнить материал, в то же время не мешая ребенку рассказывать даль­ше и не обескураживая его тем, что он, оказывается, не способен эффективно общаться.

Уточняющие вопросы обычно не планируются, и необходимость их использо­вания может значительно варьироваться от сессии к сессии. Режим этих вопросов довольно узконаправленный, потому что они генерируются в ответ на вербализа­ции или действия ребенка. Несмотря на очевидную безобидность уточняющих вопросов, если переусердствовать с их использованием, они могут разрушитель­но воздействовать на процесс терапии. Несколько сфокусированных уточняющих вопросов дают ребенку понять, что вы заинтересованы в том, что он сообщает, но не поняли кое-каких деталей. Слишком большое количество заданных вопросов может серьезно прервать течение истории ребенка и удержать его от продолжения. Данный тип ситуации часто возникает при обращении с детьми, страдающими нарушениями речи или языка.

Кроме того, в различные моменты сессии или курса лечения вам могут пона­добиться вопросы, направленные на получение информации. Ребенок, родители которого находятся в разводе, может проводить время с каждым из родителей, перемещаясь из одного дома в другой несколько раз в неделю или несколько раз в год. Независимо от того, являются ли эти переходы регулярными и запланирован­ными либо неупорядоченными и самопроизвольными, вам может понадобиться узнать, где ребенок проводит данный период времени, чтобы получить контекст, в котором можно интерпретировать дальнейшие дискуссии и игровое поведение.

Любой вопрос, заданный в начале сессии, потенциально обладает регулирующим потенциалом. Очевидно, вам следует тщательно соизмерять ценность необходимой вам информации и конструктивность способа, которым ребенок будет интерпретировать ваш вопрос, прежде чем ответит на него.

Наконец, бывают моменты, когда вы можете решить сделать утверждение, в котором не полностью уверены, что передается через вопросительную интонацию голоса или его модуляцию. Это ловушка, в которую попада­ют многие неопытные терапевты, так эта категория вопросов непродуктивна всегда, поскольку ребенок может отреагировать на этот материал несколькими способами. Во-пер­вых, он может понять, что вы не уверены в том, что предлагаете, и поэтому решит проигнорировать содержание. Во-вторых, он может почувствовать, что вынужден отвечать, и снова выберет уход от содержания, просто как оппозиционный ответ воспринимаемому требованию. И в-третьих, он может испугаться, что причина такой вашей осторожности в том, что содержание вашей речи сопряжено с боль­шими сложностями, даже для вас.

Информационные утверждения

Многие утверждения, которые вы будете делать, проводя игровую сессию с ребенком, направлены не на получение информации от клиента, а на сообщение ему некоторых данных. Среди этих утверждений выделяются структурирующие утверждения, ответы на вопросы клиента и комментарии.

Структурирующие утверждения

К структурирующим утверждениям относятся те комментарии, которые вы выносите для создания границ работы (или терапевтической сессии) для ребенка. Часто первая сессия состоит из предоставления ребенку значимой информации о природе терапии, о терапевте и терапевтических отношениях. Такие утверждения будут формировать временные рамки сессий - задавать время ее начала и конца или определять, сколько времени осталось до завершения данной сессии. Также вам понадобится предупреждать ребенка о приближении перерывов в ваших встречах, вызванных каникулами или рабочими планами.

Другие структурирующие утверждения могут устанавливать границы, поддер­живающиеся в течение сессии, в том числе базовые правила: ненанесение вреда другим, себе самому и имуществу. Также сюда относятся правила посещения убор­ной, завтраков и т.п. Если вы в разумных пределах предвидите потребности ре­бенка, вы сможете избежать проблемы столкновения с множеством прагматических, прямых вопросов с его стороны, с которыми вам придется справляться.

Ответы на вопросы клиента

Некоторые читатели удивятся, почему вопросы, задаваемые ребенком, можно считать опасными, заслуживающими чего-то большего, чем просто пpямой ответ. Самая главная проблема состоит в том, что вопросы могут быть двусмысленными и необдуманный ответ может преждевременно раскрыть ваши планы. Поэтому, прежде чем отвечать на любой вопрос, его следует интерпретировать. Обычно вы просто отражаете вопрос, но реорганизовывая его таким образом, что 6ы он включал лежащие в его основе эмоции или мотивы ребенка.

Интерпретация служит двум целям. Во-первых, она помогает прояснять кон­текст задаваемого вопроса. Также, если это необходимо, вы выигрываете время для придумывания адекватного ответа. Задаваемые детьми вопросы часто подпадают под одну из трех ка­тегорий: практические, личные, связанные с отношениями. Дети с готовностью обращаются к вам с практическими вопросами, не предполагающими скрытых мотивов. Эти вопросы могут включать просьбы пойти в уборную, вопросы отно­сительно того, сколько времени осталось до конца сессии или сколько сессий оста­лось до каникул либо до завершения лечения. Эти, с виду невинные вопросы, на которые неопытные терапевты отвечают, ни секунды не медля, с большой вероят­ностью маскируют скрытые планы действий, особенно сопротивление.

Личные вопросы ребенка редко основаны лишь на простом социальном инте­ресе. Клиенты могут спрашивать вас, состоите ли вы в браке, есть ли у вас свои дети, где вы живете, сколько вам лет и так далее. Их можно интерпретировать как проявление личного интереса, желание контактировать за пределами терапии, стремление контролировать терапевта и т.д.

Вопросы, касающиеся отношений, также редко задаются без лежащих в их основе умыслов или мотивов. Эти вопросы могут включать расспросы о том, при­нимали ли вы на сессиях других детей, нравятся ли вам другие дети, хотите ли вы усыновить ребенка и т.д. Очевидно, эти вопросы требуют большего, чем простой и прямой ответ.

Текущие комментарии, или комментарии в процессе взаимодействия.

Выдвигая текущие комментарии, терапевт подводит итог сказанному ребенком, обобщая материал для себя и для ребенка и закладывая основы конфронтации и интерпретаций. Эти утверждения не добавляют во взаимодействие никакой информа­ции, а лишь по-новому формулируют его. Начинающие игровые терапевты совершают ошибку, практически дословно повторяя все сказанное ребенком (в попытке присоединения). Ребенок смотрит на терапевта будто тот полоумный, и продолжает играть. По этой причине обычно лучше не делать текущих комментариев относительно вербализаций ребенка, чтобы избежать аф­фекта бесконечной магнитофонной кассеты с автореверсом. Лучше, если вы посвя­тите побольше много комментариев поведению ребенка и содержанию его игры. Предоставляемые в такой манере, текущие комментарии создают модель вер­бализаций для ребенка, демонстрируя их важность и способствуя его постоянному движению к тому, чтобы говорить, а не «показывать». Текущие комментарии также демонстрируют интерес терапевта к деятельности ребенка, способствуя его «производительности».