Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
rim.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
415.24 Кб
Скачать

1. Формирование монархических структур.

Победа при Акции, завоевание Египта и самоубийство Антония сделали Октавиана единственным правителем Римского государства. С 30-х годов до н. э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще — эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально-политической борьбы, как, например, во многих полисах Греции, где на смену полисным органам приходили тиранические режимы, они недолго держались у власти и, в свою очередь, заменялись традиционными республиканскими институтами.

Падение Римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально-политическим перево-

ротом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно-экономических и политических институтов. Основой перестройки стало превращение полисно-общинной организации как всеобъемлющей системы в структуру другого типа, которую условно можно назвать имперской провинциально-муниципальной системой. Полисно-общинная форма организации общества и всего образа жизни обеспечила создание эффективной экономики, динамичного общественного устройства, республиканского строя с его политической свободой, высокий уровень культуры, но к концу I в. до н. э. в Риме она исчерпала свои потенциальные возможности, стала тормозом дальнейшего развития общества и культуры.

Почему же полисно-общинная организация как универсальная система устарела и должна была уступить место иной организации?

191

авторитет. Так, он получил от сената полномочия по охране нравов и авторитета законов (cura legum et morum), был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 г. до н. э. он был избран верховным понтификом — главой самой авторитетной религиозной корпорации Ри-

193

ма. Своего рода завершением этого процесса стало присвоение Августу особого титула «отец отечества» — pater patriae (2 г. до н. э.). Этот титул, известный и ранее, например, его имел Марк Цицерон, в системе высших прерогатив Августа имел особое значение в качестве своего рода моральной основы всех юридических полномочий правителя, приравнивая его как отца нации к отцу семейства единодержавно, строго, но в то же время заботливо правящего народом как своими детьми.

Новый характер в процессе формирования императорской власти приобрели отношения между правителем Октавианом и

главными органами прежнего республиканского строя: народным собранием, сенатом и системой магистратур. При Октавиане народное собрание собиралось, принимало законы, в том числе многие законы о власти самого правителя, продолжало избирать традиционных магистратов (консулов, преторов, эдилов, квесторов), однако утратило какую-либо самостоятельную роль и превратилось в послушное орудие Октавиана. Прежде всего Август, получивший пожизненный трибунат, как бы получал полномочия полноправного представителя народного суверенитета, представляемого народным собранием.

194

195

рекомендации (ius commendationis), т. е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение. В ряде случаев проходили и неугодные Октавиану кандидаты, но, как правило, все магистраты, начиная с низших, были обязаны своей дальнейшей карьерой покровительству принцепса как при выборах на следующие должности, так и вне их, например в системе провинциального управления, в армии, целиком подчиненных Августу; от его воли зависело занесение бывших магистратов в сенатские списки. Прохождение таких карьер, начиная с самой низшей до высших консульских с последующим включением в сенат, создавало зародыш будущих бюрократических связей как основы собственно монархических структур. Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им единолично назначаемых. Так, им назначались руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом — префект Рима, префект анноны, ведающий снабжением огромного города, префект претория, т. е. командующий преторианской гвардией, префект вод, ведающий снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения.

Для управления императорскими провинциями Август назначал наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающие, главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими по размеру провинциальными областями, как, например, знаменитый Понтий Пилат, управлявший Палестиной во времена Иисуса Христа.

Таким образом, постепенно создавался и расширялся постоянный аппарат управления. К нему с установлением новых бюрократических связей стали все более переходить функции государственного управления, целиком зависимые от воли монарха. В эту систему исполнительных органов органично вписывалась система

выборных магистратур как ее составная часть.

К концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя, вошедшего в мировую историю под названием Римской империи. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, господствующих идей, что придавало императорскому режиму, так сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование эллинистических монархических институтов или некоторых тиранических режимов Древней Греции.

Поскольку монархический строй формировался на основе традиционных полисно-общинных институтов, рождающиеся имперские структуры оказались связанными с прежними порядками, а новая монархия — пронизанной некоторыми республиканскими правовыми идеями. Это проявилось в том, что власть Августа опиралась на традиционные органы, вместе с тем и сенат — цитадель республиканского строя — располагал огромной, в принципе равной императору, властью. Республиканские традиции проявлялись и в том, что огромные полномочия Августа в ряде случаев как бы прерывались, например, он вел счет годам своей трибунской власти, количеству проведенных им консульств, традиционных провозглашений войском императором. К тому же Август стремился занимать дарованные ему магистратские должности вместе с другими коллегами, придерживаясь древнего принципа коллегиальности.

Все эти особенности придали новым монархическим структурам некоторый республиканский оттенок, а в целом эта своеобразная форма Римской империи получила название принципата как особой формы Империи, пронизанной республиканскими идеями.

18) Интерес к древнему Риму, как и ко всей античной истории, появляется в Европе в эпоху Возрождения. Представители нового культурного движения, гуманисты стремились найти в античности опору в своей борьбе против религиозных предрассудков средневековья, за гармоническое развитие человеческой личности. Главная заслуга гуманистов состояла в том, что они сумели сберечь от уничтожения, собрать и даже напечатать большое количество латинских и греческих рукописей.

      Основные произведения античных авторов были разысканы и собраны главным образом в XIV—XVI вв. Горячее преклонение перед античностью не позволяло гуманистам сомневаться в истинности античной исторической традиции.

      Из трудов, появившихся в XVI в., сохраняет научное значение произведение Карла Сигония, вышедшее в Базеле и содержащее погодные списки римских консулов с указанием важнейших событий, происшедших в том или ином году. Этот труд положил начало современному научному пониманию хронологии римской истории.

      К концу XVII в. относится деятельность французского учёного аббата Тиллемона, издавшего в 16 томах историю христианской церкви и в 6 томах историю Римской империи.

      Тиллемон обладал исключительной эрудицией; он в совершенстве знал сочинения римских и греческих авторов, а также произведения отцов церкви. Его «История» проникнута христианской идеей. В оценке императоров Тиллемон руководствуется отношением их к церкви. Он даёт почти исключительно политическую историю. Значение его трудов заключается в систематической работе над источниками: он первый сопоставил версии различных авторов, относящиеся к определённым фактам. Благодаря этому работы Тиллемона сохраняли своё значение в течение долгого времени.

      Ещё в XVI в. Лоренцо Валла высказал сомнение в достоверности некоторых данных Тита Ливия; в XVII в. филолог Перизоний указывал на различные ошибки и неточности в труде Ливия.

      В начале XVIII в. глубокие мысли, предвосхищавшие те положения исторической науки, какие сформулированы были только-в XIX в., высказал итальянский философ Джанбатиста Вико. Большое значение имел труд Луи де Вофора, который от общих замечаний перешёл к систематическому разбору источников ранней римской истории и сделал заключение, что ранняя римская историческая традиция не была основана на достоверном материале: она была плодом тщеславия римских родов, стремившихся прославить своих предков. Позитивного построения ранней римской истории Бофор не дал, но он вполне определённо формулировал вопрос о недостоверности римской истории в первые пять веков.

      Первая серьёзная попытка осмыслить ход римской истории и установить известные закономерности её развития принадлежит известному деятелю и мыслителю французского Просвещения Монтескье написавшему «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян».

      Сравнительное изучение истории и правовых норм различных народов дало Монтескье возможность высказать некоторые общие положения, которые, по его мнению, объясняют различные явления римской истории. Равное распределение имуществ, простота нравов и разумные законы обусловили те доблести, которые поставили римлян выше их соседей и дали им преимущество сначала в борьбе с италийскими народами, а потом и во время заморских войн. Но завоевания вызвали имущественное неравенство, породили борьбу партий, что в конце концов , привело к падению свободы.

      Вся эпоха Империи рассматривается Монтескье как время прогрессирующего упадка, политического и морального. Лишь благодаря военному искусству римлянам в течение нескольких веков удавалось сдерживать напор варваров, но, когда порча нравов проникла и в армию, Рим пал под напором варварских племен.

      На первом плане у Монтескье продолжает оставаться политическая история, и различные этапы её развития он ставит в зависимость от правовых норм народов, учреждений и законов. Монтескье устанавливает взаимную связь между внутренней и внешней политикой.

      «История империи» Тиллемона и «Рассуждения» Монтескье способствовали появлению сочинения Гиббона (1737—1794 гг.), которое носит название «История упадка и разрушения Римской империи». Автор начинает свой труд с эпохи Антонинов и доводит его до падения Константинополя в 1453 г. История Византии для него — продолжение истории Римской империи.

      Подобно Монтескье Гиббон признаёт и ценит честь и добродетель граждан древнего Рима. Но эпоха Империи не была для Гиббона временем беспросветного упадка. Эпоху Антонинов он называет одним из самых счастливых периодов в истории человечества. Лишь со времени Комода (180—192 гг.) начинается упадок.

      Деспотизм римских императоров ослабляет в народе дух предприимчивости; честолюбие и малодушие императоров способствуют потере дисциплины, армия не могла защищать государство, и области западной половины Империи были завоёваны варварами.

      По мнению Гиббона, христианство сыграло отрицательную роль в жизни Империи, ослабляя дух патриотизма и отвлекая людей от их гражданских обязанностей. Наибольшее внимание Гиббон уделяет политической истории, то интересуется и другими сторонами жизни: он даёт общие сведения о жизни римских провинций, касается истории финансов истории учреждений.

      Особенное значение имеют главы его работы, посвященные христианству. Гиббон первый пытался дать светскую, неконфессиональную историю христианской церкви, которую он излагал в тесной связи с общим ходом событий, и первый поставил вопрос о причинах распространения христианства.

      Труд Гиббона написан на основании большого материала. Автор высказал но отдельным проблемам истории Римской империи ряд важных критических замечаний, развитых в XIX в. По- явление «Истории упадка» свидетельствует об успехе буржуазной историографии; несмотря на консервативные политические взгляды автора (Гиббон был одним из противников Французской буржуазной революции), в этой работе отражены идеи просветительной философии XVIII в. Гиббон был одним из инициаторов изучения истории Византии. Труд его оставался лучшей работой по эпохе Империи вплоть до середины XIX в. В некоторых своих частях он продолжает сохранять своё значение и до настоящего времени.

19) кризис римской республики

Несмотря на то, что могущество Рима в середине I века до н.э. было как никогда велико, конец эры совпал с кризисом Римской республики. Войны в провинциях, восстания рабов и гражданские войны в итоге привели к её распаду и образованию не менее могущественной империи.

Ситуация усугублялась постоянной политической борьбой консулов за власть в Риме. Всё чаще высказывалось мнение, что государству необходим один сильный правитель, что только обостряло ситуацию. В начале I в до н.э. борьбу за власть в Римской республике вели Марк Лициний Красс, разбивший войско Спартака, и Гней Помпей, подавивший восстание в Испании. В итоге последний возглавил флот и войско Рима, завоевав с ними Малую Азию, Сирию и Палестину.

Но пока Помпей прославлял себя в походах, в Риме появился ещё один политический лидер, выходец из знатной семьи – Гай Юлий Цезарь. Проявив себя умелым политиком и дипломатом, он смог не только не настроить против себя Помпея и Красса, но и помирить их между собой. В итоге после избрания Цезаря консулом под его контролем оказались Галлия и Иллирия, Крассу досталась Сирия, а Помпею – Испания.

Влияние Сената становилась всё слабее: без его разрешения Цезарь отправился в поход на Галлию. Цезарь пользовался всеобщей поддержкой своего войска, которому он щедро даровал земли и рабов. В это время на Востоке в сражении погиб Красс, а Помпею удалось добиться от Сената требования о возвращении Цезаря на родину с докладом. Цезарь действительно вернулся, но не так, как предполагал его противник. При помощи одного легиона Цезарю удалось подчинить себе Рим, а Помпей вынужден был бежать сначала в Грецию, а затем в Египет, где он и был убит. 

Вскоре Цезарь был провозглашён пожизненным диктатором и получил права трибуна, фактически сосредоточив всю власть над республикой в своих руках. Он уже вёл себя как царь: изготавливал монеты со своим изображением, сидел в Сенате на золотом троне, ходил в подобающих царю пурпурных одеждах. Когда в 45 г. до н.э. Цезарь начал готовиться к завоеванию Парфянского царство в Риме стали говорить о том, что он скоро провозгласит себя царём. В итоге в Сенате созрел заговор против диктатора, и Цезарь был убит (44 г. до н. э.).

После смерти Цезаря борьба за власть в республике вспыхнула с новой силой. Вскоре Рим был захвачен племянником Цезаря Октавианом, который сумел добиться от Сената признания его наследником. В дальнейшем ему удалось устранить своих основных конкурентов Эмилия Лепида и Марка Аврелия и стать первым римским императором. Октавиану также было присвоено имя Август, которое раньше употреблялось лишь по отношению к богам, и хотя Октавиан не принял титула царя и диктатора, создавая видимость существования республики, исследователи считают 31 г до н.э. датой образования Римской империи.

20)География и этнический состав Италии

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]