Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
т.9. РАП4525.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.47 Mб
Скачать

Приложение 3. Усадьба Ясная Поляна

Дом музей Толстого в Ясной Поляне. Толстой поселился в этом доме (бывшем флигеле) в 1856 г. Сюда привез он в 1862 г. свою молодую жену. Позже небольшого флигеля уже не хватало для растущей семьи, и Толстой расширил его, добавив несколько пристроек.

В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они принадлежали Толстому, его домашним, а то и предкам писателя. В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 г., последнего года жизни Толстого.

Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна очень любила цветы, сама ухаживала за ними.

План усадьбы: 1. Башни въезда. 2. Прешпект. 3. Большой пруд,. 4. Баня. 5. Нижний пруд. 6. Нижний (английский) парк. 7. Средний пруд. 8. Теплица. 9. Кузня и плотницкая. 10. Конюшня и каретный сарай. 11. Дом Волконского. 12. Парк «Клины». 13. Старый сад. 14. Кучерская и садовый домик. 15. Житня и рига. 16. Флигель Кузминских. 17. Дом-музей Л. Н. Толстого. 18. Могила Л. Н. Толстого. 19. Старый Заказ. 20. Красный сад. 21. Развилка. 22. Чепыж. 23. Молодой сад. 24. Павильон. 25 Источек. 26. Арковский верх. 27. Елочки под Грумантом. 28. Бисов покос. 29. Афонина роща. 30. Косая поляна. 31. Поддонный верх. 32. Плоцкий верх. 33. Любимая скамейка Л. Н. Толстого. 34. Елочки у колодца и елочки – ромбы. 35. Абрамовская посадка. 36. Колодец. 37. Калинов луг. 38. Юшкин верх. 39. Митрофановская посадка. 40. Круглый осинник. 41. Самородный лес. 42. Засечные леса. 43. Гусева поляна. 44. Осинник. 45. Старая пасека. 46. Деревня Ясная Поляна. 47. Кафе «Прешпект» и сувенирный киоск у башен въезда. 48. Стоянка. 49. Туалет.

6. Выводы Мир и свет

Толстой начинает роман с описания правил света. Тех правил, которые уничтожают честь и совесть людей. Русский человек может иметь величие как единство простоты, добра и правды, но в свете нет ни одного из трех компонентов. Соблюдение правил приличия в свете империи Александра или Наполеона исключает величие. Однако оно предполагает успех, славу и чины. Русский человек может выбирать: получить чин или величие. Путь чина ‑ это полное подчинение роевой стихии и утрата индивидуальности. Однако роевая стихия не может управлять человеком, тот приобретает индивидуальность западного типа, построенную на корыстном эгоизме. Впереди всех на этом пути оказалась Франция, которая поглощена была светом, и мир исчез, после этого государство претерпело внутреннее вырождение и погибло. Народ получил власть, произошла революция. Путь от мира к свету ведет к революции. Немецкие государства на полпути в этом движении, Россия двигается туда же.

Уподобление народу, по Толстому, означает не просто приток народных выходцев во власть, а переформирование структуры власти по народным принципам жизни. Толстой выявляет четыре типа общества: во-первых, это древняя форма общества, представителями которого является Болконский старший и Кутузов. Они отождествляют государство и отчизну. Эта форма в самой России умирает, и война ее хоронит окончательно. Во-вторых, свет, построенный по немецким принципам, но имеющий эталоном предреволюционную Францию. В России эта структура преимущественно и захватывает свет. В-третьих, народная Франция, которая обеспечивает силу власти за счет притока народа. Этой силой обладает французская армия. Ее обуздывает и использует Наполеон. Эта сила оказывается более искусной в войне, чем все другие. Толстой же ищет в войне 1812 г. четвертую форму организации общества в мирах. Мир ‑ это организация жизни одновременно по древним и народным принципам, как это стихийно произошло в России при нашествии. Эта форма в военном противостоянии с Наполеоном оказывается более сильной. Итак, она сильнее в военном плане и мудрее в управлении. Толстой считает, что управление по этой форме сделает Россию учителем мира.

Поиск четвертой формы общества Толстой ведет через противопоставление ее другим, вырабатывая отношение к разным формам общества и типам людей, им соответствующих. Это противопоставление сказывается и в самих героях, которые показаны как ищущие форму и в конце романа ее находящие. Это форма – мир. Мир имеет аналог в древности и намечен как будущее. Любой здравомыслящий человек, который любит Родину, по мнению Толстого, должен понять и выбрать эту форму управления. Однако сложность не только в ее поиске, но и в подготовке и воспитании людей, способных ее сформировать.

Особое значение играет это противопоставление внутри индивидуальности. Есть мнение, что Россия эпохи Екатерины не имела индивидуальности, тут не была еще развита личность, русский человек того времени включен был в общину, в сообщество. Толстой придерживается иной точки зрения. Речь идет о разных типах индивидуальности в России и в Европе. Европеец обременен не просто индивидуальностью, он – эгоист. Толстой многократно подчеркивает эгоизм как специфическое качество европейца и особенно француза. Собственно идеальным для русского света является французское общество до революции 1789 г. Это общество предельно эгоистично. Правила игры установлены, но деятельность индивидуальности мотивирована на себя. Русское дело в противоположность этому направлено на общую пользу. Истина и мнение в Европе – эгоистично, ибо польза и точность может быть использована только односторонне, русская правда – общественное понимание, то, что очевидно всем. По всем нравственным понятиям между Россией и Европой пролегает различие человека общины в России и эгоиста в Европе.

Эгоистический тип индивидуальности имеет специфическую особенность: такая индивидуальность подчиняется общественному разделению труда, правилам поведения, ибо она согласна утратить свой внутренний мир в обмен на чины, удовольствия и признание света. Индивидуальность русского типа опирается на собственное, внутреннее чувство, на внутреннее достоинство. Условно выражаясь, чистое французское общество подразумевает внешнего человека, который внутри только желает. Русское общество, которое ищет Толстой, подразумевает внутреннего человека, которого останавливает особенное приличие. Например, князь Василий к моменту смерти графа Безухова мог бы (и он уговаривает княжну Катишь) уничтожить завещание, которого они не видели, но предполагают, что оно составлено в пользу Пьера. Европейский тип эгоиста уничтожил бы документы, не задумываясь. В этом случае как ближайшие родственники Василий и Катишь могли бы претендовать на наследство. Пьер же – незаконный сын и без завещания не может им противостоять. Однако такого поступка, несмотря на владение портфелем с завещанием, они не делают. Даже в желании богатства они не преступают некоторую невидимую границу приличия, которая удерживается на внутренней порядочности. Князь Василий Курагин показан предельно эгоистическим человеком света.

Индивидуальность русского человека сохраняет внутреннего человека. Этот внутренний человек – главное качество русского дворянина. Это то, что видит и во что влюбляется Николай Ростов в княжне Марье. Эта индивидуальность подразделяет мир русского на две части ‑ роевую и личную жизнь. Личная часть европейца – подчинена порядку и усиливается им. Соединенный в легион европеец становится сильным. Русский же тяготится порядком, и он становится гораздо сильнее разъединенным, в таком порядке, который допускает его индивидуальность. В порядке европейского типа русский становится обычным, адаптируется под него так, что вверху власти оказываются подлецы, а честные люди власть покидают.

Иного типа порядок русские люди создают, когда организуются в него сознательно, например на поле Бородина. Тут, по словам Толстого, французы получили противника, который оказался духовно сильнее. Русские объединились в военный порядок сознательно. При этом русские не утратили каждый своего индивидуального духа, который совсем не сводится, а скорее исключает эгоизм.

Таким образом, русский тип индивидуальности противопоставлен европейскому, как внутренний человек – внешнему, как интроверт – эгоисту. Отсюда следует, что русское общество неизбежно есть некая мера между роевой (внешней) и личной (внутренней) жизнью. Причем свет – это форма предельно внешняя в русском обществе, а народ – форма преимущественно внутренняя. Промежуточная форма – миры. Мир, по Толстому, – это синтез жизни светской и народной, роевой стихии и личного пути и выбора. Так же как мир – форма организации единства двух видов жизни на русской почве, путь есть процесс развертывания конкретной меры. Для мира необходима особенная личная жизнь, основанная на иных, нежели европейский эгоизм, основаниях.

Русский человек – человек судьбы. Мир, в котором он живет, предопределяет его путь, т. е. реализацию своей индивидуальности в условиях меры. Исполнив свой путь, русский человек достигает величия. Путь – это способ существования мира.

Во введении говорилось, что размер и стадия развития мира у Толстого разные. Есть миры, которые охватывают большие семьи, или дома, в которых все домочадцы и дворня принимают один сценарий существования (дом Ростовых). Есть миры, которые только формируются и составляют часть, причем ускользающую, внутри отдельного человека (Пьера Безухова). Третий мир дан в семействе Болконских. Он совпадает с семьей и ее хозяйством. Эти три основных мира проходят параллельно по страницам романа. На каждом из миров Толстой показывает какие-то идеи и перспективы.

Главным противником миров выступает свет. Реакции миров на поведение и правила света создают калейдоскоп событий, которые иллюстрируют на опыте героев романа, что может, а чего нет делать мир в свете, если он желает существовать.