Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Snovidenie.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
155.65 Кб
Скачать

Другие сходства сновидения и терапии

Один из важных параметров психотерапии - то, что пациента явно или неявно просят попытаться заменить вербальной активностью - разговором и проработкой в терапии - “отыгрывание”. Вместо того чтобы постоянно попадать в сражения или в неудовлетворительные взаимоотношения, пациента просят выдавать свободные ассоциации, переживать соответствующие чувства и работать над ними в терапевтической сессии.

Хорошо заметно, что эта инвектива – “работать над проблемами, но не отыгрывать их” – также достигается и в REM-фазе сна. Устанавливающаяся парализация мускулатуры REM-фазы (6,7) гарантирует, что сновидец будет спокойно лежать в кровати, переживая сновидение, а не отыгрывать его. Редкие исключения происходят в случае патологических условий, называемых нарушениями REM-поведения (27), иногда являющихся следствиями удара или других заболеваний, которые повреждают связи, ответственные за мышечное торможение в REM-фазе. В этих редких случаях пациент садится или встает, двигается и начинает отыгрывать свои сновидения в манере, неудобной ни для него самого, ни для людей, находящихся с ним в комнате или партнеров.

Другое сходство состоит в том, что некоторая разновидность свободных ассоциаций происходит как в психотерапии, так и в сновидении. Свободные ассоциации являются важной техникой психоанализа и психотерапии и в действительности были названы Фрейдом первым правилом психоанализа. Сновидения, как мы уже обсуждали, -- это спонтанные состояния крайне свободных ассоциаций, в которых наши ассоциации не ограничиваются привычными правилами бодрствования, и самокритика в значительной степени снижена (по мнению Фрейда, сила супер-эго уменьшена в сновидениях, но оно еще присутствует и проявляется в “цензуре сновидения”, которая принуждает угрожающий материал искажаться). В психотерапевтических свободных ассоциациях пациента просят добровольно уменьшить самокритику и позволить проявляться любому материалу, каким бы безумным и смущающим он ни был. В сновидении это происходит автоматически. Одна из самых явных характеристик обычного (неясного) сновидения - это наше отсутствие удивления и критичности к содержанию сновидения. Происходят странные и пугающие события, но мы не говорим: “Эй, это же безумие! Это невозможно”.

Существует также заметное сходство в терминах аффекта или настроения. Аффект играет множество ролей в терапии: есть подъемы и спады; тревожность, гнев, печаль проявляются по мере того, как вскрывается значимый материал. Но в глобальном смысле в успешной терапии, по мере того, как проводятся новые связи, и сложный материал исследуется и интегрируется, болезненные аффекты, такие как тревожность, уменьшаются и уступают дорогу более позитивным аффектам. Существует доказательство, что подобное происходит и в сновидении. Изменение аффекта наиболее хорошо наблюдать, исследуя серию сновидений после травмы, как обсуждалось выше, в которых ранние сновидения полны невыносимой тревожности, а более поздние включают в себя не столь крайние и более разнообразные аффекты. Однако похожий процесс можно наблюдать и в течение ночи при исследовании настроения вечерних и утренних сновидений. Настроение постепенно становится более позитивным при меньшем разнообразии утром, что позволило Крамеру (28, 29) говорить об “утренней стабилизации” функции сновидения.

(Примечателен тот факт, что в отношении возможной стабилизирующей настроение и снижающей тревожность функции сновидения связь между сновидением (или фазой REM) и некоторыми бихевиоральными терапиями установили несколько групп. Нильсен и Перлис (30) обсуждали сходство REM-фазы с терапией систематической десенситизации, при которой стимулы, вызывающие тревожность, представляются пациенту находящемуся в состоянии глубокой релаксации. Шапиро (31) разработал форму терапии, называющуюся “десенситизация движения глаз и репроцессинг”, при которой пациент энергично двигает глазами, визуализируя травматическую сцену. Оба исследования предлагают соотношения весьма интересные, хотя и отличающиеся от того, что я предлагаю здесь. Эти бихевиоральные техники, особенно Шапиро, по отчетам часто вызывают эффект за одну или две сессии; в таких терапиях “безопасное место” просто не требуется).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]