Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л7.Прав-е регул-е прав и обяз-й акц-в уч-в).Пра...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
435.2 Кб
Скачать

§ 3. Корпоративные обязанности акционера (участника)

Ф Общие положения

Акционеры и участники обществ с ограниченной ответствен­ностью не только обладают правами, но и несут обязанности. В со­ответствии со ст. 67 ГК РФ участники хозяйственных обществ несут обязанности перед обществом и перед другими участниками, если это предусмотрено договором учредителей общества или иными до­кументами общества по оплате акций (долей), а также обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Иные обязанности акционеров (участников) могут быть предусмот­рены законом или уставом общества.

& Обязанность по оплате акций (долей)1

Акционеры (участники) обязаны вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными докумен­тами хозяйственного общества.

Акции (доля в уставном капитале) общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного соответственно договором о создании общества или учредительным договором. При этом для акционерных обществ не менее 50% устав­ного капитала общества должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества, а для общества с ограниченной ответственностью — до государственной регистрации общества. Оставшаяся часть оплачивается в течение года с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 34 Закона об АО; п. 1 ст. 16 Закона об ООО).

Дополнительные акции общества должны быть оплачены в тече­ние срока, определенного в соответствии с решением об их размеще­нии, но не позднее одного года с момента их приобретения (разме­щения). Дополнительные вклады могут быть внесены участниками общества с ограниченной ответственностью в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения об увеличении уставного капитала, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок.

Оплата акций (доли) является, по сути, вкладом акционера в ус­тавный капитал общества. Оплата вклада в уставный капитал может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими де­нежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества или уставом общества, а дополнительных акций и иных ценных бумаг — решением об их размещении. Общие нормы законодательства не регулируют вопрос о соотношении оплаты уставного капитала общества в денежной и неденежной форме. Однако такие требования могут быть установлены

в соответствии со специальным законом. Например, ЦБ РФ в Законе о банках и банковской деятельности установил, что в оплату уставного капитала коммерческой организации может быть внесено принадле­жащие учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором будет располагаться кредитная организация1. Устав общества может содер­жать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при уч­реждении общества, производится по соглашению между учредителя­ми. При оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг общества неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг, производится советом директоров общества в порядке, предусмотренном ст. 77 Закона об АО. При этом имущество должно оцениваться по рыночной стоимости. Рыночная стоимость определяется как цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его про­давать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы приобрести. При учреждении в случае оплаты акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости та­кого имущества должен привлекаться независимый оценщик.

В соответствии со ст. 15 Закона об ООО если номинальная стои­мость доли участника в уставном капитале ООО, оплачиваемой не­денежным вкладом, составляет более 200 МРОТ, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.

В этом случае участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества (об увеличении уставного капитала, об увеличении номинальной стоимости долей) солидарно несут при недостаточности имущества общества субсиди-

арную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Акция не предоставляет акционеру права голоса до момента ее полной оплаты, за исключением акций, приобретаемых учредителями при создании общества.

В случае неполной оплаты акции в указанные выше сроки акция поступает в распоряжение общества, о чем в реестре акционеров общества делается соответствующая запись. В этом случае деньги и (или) иное имущество, внесенные в оплату акции, по истечении установленного срока не возвращаются. Уставом общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неис­полнение обязанности по оплате акций (п. 1 ст. 34 Закона об АО). Акции, поступившие в распоряжение общества, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы не позднее одного года с момента их поступления в распоряжение общества, в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций.

Необходимо отметить, что не допускается освобождение акционе­ра от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены между акционерами. Данное правило касается как закрытых, так и открытых акционерных обществ.

& Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества

В соответствии со ст. 139 ГК РФ к критериям информации, со­ставляющей служебную или коммерческую тайну, относится среди прочих условий коммерческая ценность этой информации в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законном основании. В частности, сведения могут иметь ком­мерческую ценность в силу неизвестности их конкурентам общества, третьим лицам, действующим на рынке того же или однородного то­вара (работ, услуг), которые могут использовать такую информацию в своих интересах, что может повлечь за собой причинение убытков

общества (часто в виде неполученных доходов вследствие ухудшения позиции общества на товарном или финансовом рынке).

Кроме общего критерия, законодательство содержит ряд поло­жений, позволяющих более четко определить конфиденциальную информацию. Основным актом, регулирующим правоотношения в данной сфере, является Закон о коммерческой тайне1. Согласно ст. 3 данного закона под коммерческой тайной понимается конфиденциаль­ная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или по­лучить иную коммерческую выгоду.

/r"h\ Связь коммерческой тайны с конкурентными преимуществами ее ЧХА обладателя часто является предметом судебного рассмотрения по корпоративным спорам. Например, в постановлении от 1 сентября 2005 г. № 1960/052 Президиум ВАС РФ отказал заявителю в обязании ответчика (ООО) предоставить ему документы, отметив, что требование о представлении заявителю документов, раскрывающих суть хозяйст­венной деятельности общества и его ценовую политику (сметы, акты выполненных работ, договоры подряда и субподряда), не основано на законе и его выполнение может негативно повлиять на конкурентоспо­собность общества. Данная позиция основана на материалах дела, в соответствии с которыми заявитель является бывшим участником ООО, на момент рассмотрения дела работающим в составе организации, являющейся конкурентом по отношению к ООО.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относится научно-техническая, технологическая, производственная, финансо­во-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее тре­тьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

В ст. 5 Закона о коммерческой тайне, в частности, указано, что применительно к хозяйственным обществам не могут составлять коммерческую тайну сведения:

  • содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе учредительные документы, лицензии, иные разрешения на осуществление предпринимательской деятель­ ности;

  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других фак­ торах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболе­ ваемости, о наличии свободных рабочих мест;

  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

  • обязательность раскрытия которых или недопустимость огра­ ничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Иная информация, право на доступ к которой имеют акционеры (участники), может относиться к конфиденциальной. Это обсто­ятельство имеет важное значение при совершении сделок купли-продажи акций (долей в уставном капитале ООО), поскольку для их справедливой оценки покупателем необходим анализ коммерческой информации. В связи с этим в хозяйственном обществе должен быть утвержден порядок раскрытия коммерческой информации акцио­нерами (участниками) третьим лицам с указанием перечня такой информации и органов (например, совета директоров), которые дают согласие на раскрытие такой информации.

Заметим, что информация, подлежащая раскрытию на рынке цен­ных бумаг для инвесторов в силу публичности выпуска эмиссионных ценных бумаг, не может быть отнесена к конфиденциальной.<=> Дополнительные обязанности участников 000

Статья 9 Закона об ООО позволяет возлагать на всех участников дополнительные обязанности по решению общего собрания участ­ников общества, принятому всеми участниками общества едино­гласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополни­тельные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие. В аналогичном порядке дополнительные обязанности подлежат прекращению.

<=> О проблеме «акционерных соглашений»

Необходимо иметь в виду, что требование о закреплении обязан­ностей акционера (участника) в законе лишает юридической силы какие-либо иные обязанности корпоративного характера, закреплен­ные соглашением между акционерами.

ШВ настоящее время отсутствует единое мнение об установ­лении обязанности через отказ от прав. С точки зрения сво­боды предпринимательства обязательность отказа от прав возможна, если учесть, что право является внешним огра­ничителем свободы. В таком случае самоограничение ак­ционером (участником) своих корпоративных прав, даже установленных законом, есть целенаправленная воля са­мого акционера (участника). Такой отказ от использования права должен быть признан правомерным, если только в результате этого не умаляются абсолютные права индиви­да, не подлежащие ограничению, такие как право на жизнь и здоровье1. В частности, М.И. Брагинский приводит при­мер ст. 3 ГПК РФ2, которая гласит, что отказ от права об-

ращения в суд недействителен.1 Другими условиями право­мерности самоограничения субъективного права являются добровольность и учет интересов субъекта ограничиваемого права. Именно такое самоограничение прав предусматрива­ется п. 2 ст. 9 ГК РФ. Несомненно, в противном случае, если отказ от субъективного права невозможен (или не имеет юри­дических последствий, или даже признается недействитель­ным) без специального указания в законе, тогда такое право превращается в ограничение свободы.

Следует отметить, что правомерность концепции самоограни­чения субъективных прав очевидна, в первую очередь, при­менительно к отношениям организационного, корпоративного характера в силу возникновения общности интересов (обще­го интереса) у участников организации. Например, каждый участник общества с ограниченной ответственностью может свободно продать принадлежащую ему долю в уставном ка­питале общества. Но участники общества могут и самоогра­ничить свои права, приняв на себя обязательство перед дру­гими участниками не продавать свои доли в течение трех лет с момента создания общества, если их участие в обществе не­обходимо для достижения целей общества. Вывод о невозможности представления об отказе от права как обязанности является общепризнанным. Пункт 2 ст. 9 ГК РФ гласит: что «Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекра­щения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом». То есть, несмотря на отказ от права, указанного в законе, любой субъект права вправе реализовать это право. Комментируя указанное положение, P.O. Халфина указыва­ет, что в данном случае «закреплена гарантия стабильности принадлежащих гражданам и иным лицам прав, состоящая в том, что, отказавшись от того или иного права, его облада­тель не лишается самого права»2. Данная позиция означает возможность отказа от права и его дальнейшего использова-

ния лицом по его собственному усмотрению в рамках того же правоотношения.

Эта позиция находит подтверждение и в судебной доктрине. В п. 14 Постановления от 18 ноября 2003 г. № 19 ВАС РФ ус­тановил, что положение ст. 7 Закона об АО, закрепляющее за акционерами закрытого общества преимущественное право приобретения акций, носит императивный характер, в связи с чем это право не может быть ограничено договором о создании общества либо его уставом. В то же время из положений ст. 7 Закона об АО явствует, что акции могут быть проданы сразу после получения отказа остальных акционеров (в некоторых случаях — общества) от использования преимущественного права приобретения продаваемых акций. Возможность доб­ровольного самоограничения каждым акционером своего пре­имущественного права путем закрепления этого в договоре о создании общества или его уставе позволяет усомниться в данной позиции суда.

Рекомендуемая литература

  1. Агарков А.А. Учение о ценных бумагах. М., 1994.

  2. Андреев В.К., СтепанюкЛ.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 1996.

  3. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996.

  4. Белов В.А. Вытеснение миноритарных акционеров: произвол «мажоров» или новый институт российского акционерного права // Законодательство. 2005. №2,3.

  5. Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002.

  6. Габов А.В. Сделки с заинтересованностью. Практика акционерных об­ ществ. М., 2004.

  7. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006.

  8. Ионцев М.Г. Акционерные общества. М., 2005.

  9. Киперман Г.Я. Выкуп акций акционерным обществом // Финансовая газета. 1996. №25.

  10. Козлов А.А. К вопросу о термине «ценные бумаги» // Деньги и кредит. 1991. №9.

  11. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Под ред. М. Хесселя. М., 1996.

  1. Костикова £, Черкашина М, Привилегированные акции // Экономика и жизнь. 1996. № 17.

  1. Крылова М. Ценная бумага — вещь, документ или совокупность прав? // Рынок ценных бумаг. 1997. № 2-4.

  2. Лебедев К. Оспаривание в суде решений общих собраний акционеров //Закон. 1997. №5.

  3. Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005.

  4. Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997.

  5. Мамай В. Еще раз об акциях и выплате дивидендов // Хозяйство и право.

1995. №6.

  1. Norma Cohen. Shareholder power is challenged // Financial Times. 22nd August. 1996.

  2. PIRC pressure forces Commercial Union to back down. Shareholders demand the right to vote // Corporate Money. Issue 185. 9th April. 1997.

  3. Семилютина М.Г. Что такое ценная бумага? // Законодательство и эко­ номика. 1992. №7.

  4. Сердюк Е.Б. Акционерные общества и акционеры. Корпоративные и обязательственные правоотношения. М., 2005.

  5. Старостин О. Покупка акций: вопросы процедуры // Финансовая газета.

1996. №26.

  1. Суханов Е. Объекты права собственности // Закон. 1995. № 4.

  2. Фетисов А. Защита прав акционеров мнимая и реальная // Экономика и жизнь. 1995. № 10.

  3. FraserR. Privatisation: The UK Experience and International Trends. Published by Longman Group UK Limited. London, 1998.

  4. Цепов Г.В. Акционерные общества: Теория и практика. М., 2006.

  5. Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве // Приложение к ежемесячному журналу «Хозяйство и право». 2001. №11.

  6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права по изданию 1914 года. М., 1994.

  7. Эрделевский А. О защите личных неимущественных прав акционеров // Хозяйство и право. 1997. №6.

  8. Яркое В. Судебная защита интересов АО и его акционеров // Экономика и жизнь. 1996. № 13.