Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русский городской костюм XV века.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
7.78 Mб
Скачать

Украшения

Украшений женщины носили множество. Вот примерный перечень драгоценных украшений, какими владела богатая русская женщина в конце XV в.: «двои серги: одни яхонты, а другие лалы... трои серги, двои яхонты, а третьи лалы... монисто большое золото да три обруча золоты... монисто на гайтане, два обруча золоты... перстни золотые 17» — всего 2 мониста, 5 пар серег, 5 браслетов, 17 перстней20.

Под одеждой носили кресты-тельники, довольно крупные и зачастую художественно выполненные. Их делали из хороших сортов дерева (например, кипариса), кости, бронзы, серебра и золота, иногда и из оправленных в серебро и золото камней.

Для нашей реконструкции выбраны и изготовлены наиболее характерные для Новгорода украшения: серебряный крест-тельник на серебряной цепочке, монисто (ожерелье в современном смысле слова), состоящее из двух нитей чередующихся стеклянных бус и просверленных камней-самоцветов; серебряный перстень, серебряная цепь с медальоном-змеевиком и серьги-тройчатки.

Перстень – копия бронзового перстня 70—80-х годов XIV в., найденного в Новгороде. Щиток перстня выполнен в виде розетки из гофрированной тонкой ленты, окружающей ячейку для вставки. В нашей реконструкции в ячейку вставлен неграненый рубин.

Оригинал медальона-змеевика найден в слое, датируемом 1313—1340 гг. Он отлит из оловянисто-свинцового сплава в двусторонней литейной форме. Фигура Богородицы поясная, по бокам ее расположена зеркальная надпись: справа - М, слева – PY, по краю медальона расположен узор из двух рядов треугольников и концентрических кругов. По изображению на лицевой стороне он напоминает змеевик из собрания Эрмитажа, датируемый XV в.

Крестик с трехлепестковыми криновидными концами и ромбиками в средокрестии укладывается в хронологические рамки с начала XIV по начало XVв.21

Серьги-тройчатки получили широкое распространение с XVв. Они состояли из округлой несомкнутой швензы-кольца и трех подвесок, выполнявшихся из коротких, прямых, навитых на швензу металлических стерженьков с нанизанными на них в различном сочетании литыми металлическими цилиндриками, украшенными ложной зернью, жемчужинами, бусинами, просверленными самоцветами и перламутровыми зернами22.

В нашем варианте это серебряные серьги с нанизанными стеклянными бусинами и зернами речного, розового жемчуга.

Заключение.

В заключении хотелось бы привести некоторые принципы, которые следует помнить тем, кто реконструирует средневековую русскую одежду.

XV в. – это время, когда в городском костюме идет поиск новых форм, фасонов, которые могли бы воплотить идеал русской жизни – спокойной, богатой жизни православного государства. Однако в тот период это оставалось идеалом, полностью костюм еще не обрел статичности и тяжеловесности XVI-XVII вв.

Чем богаче и знатнее был горожанин, тем больше предметов одежды он надевал одновременно, и тем роскошнее были эти предметы. Покрой их был, в общем, одинаковым и у рядовых горожан, и у знатных, отличаясь лишь материалом и отделкой.

Основа древнерусского кроя – прямые линии, то есть, одежда шилась из прямоугольных полотнищ и клиньев, за счет которых одежда расширялась в подоле. Судя по изобразительным источникам, а так же археологическим находкам, одежда могла быть и отрезной, собранной на талии в мелкие сбороки. Пройма расширялась ластвицей (ее вставляли не только в рубахи, но и в другие виды одежды).

О том, как шили в средние века на Руси можно узнать из «Домостроя» (кон. XV- нач. XVI в.). Согласно 34 и 35 главам «Домостроя», кроили экономно, так, что практически не оставалось обрезков. И это не удивительно, ведь к ткани в Древней Руси относились почти так же, как к хлебу. Выбросить кусок ткани было немыслимо, все лоскутки тщательно собирались и шли в дело: « все остатки и обрезки, камчатые и тафтяные, дорогие и дешевые, золотное и шелковое, белое и крашеное, пух, оторочки и спорки, и новое и ветхое,- все было бы прибрано: мелкое - в мешочки, а остатки скручены и связаны, и все по размеру разобрано и припрятано… остатки эти и обрезки различные ко всему пригодятся в домашнем деле: заплату наставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить, вот тогда остаток или обрезок и выручит, на рынке ведь устанешь, подбирая по цвету и виду, да втридорога и купишь, а иногда и не сыщешь. Если же придется какую одежду кроить для молодых, сыну или дочери, или молодой невестке, какая одежда ни будет, мужская и женская, любая хорошая, то, кроя, загибать нужно по два вершка и по три на подоле и по краям, возле швов и по рукавам; а как вырастет он года через два или три, или четыре, то, распоров такую одежду, загнутое выпра­вить и снова впору будет одежда лет на пять или шесть. А какая одежда не на каждый день, кроить ее так же».

Перечень одежды, которую изготавливают дома, скурпулезно приводит тот же «Домострой»: «А хорошая жена… вместе со слугами холстов и полотен и тканей наготовит на все, что нужно: то окрашено на летники и на кафтаны, на сарафаны и на терлики, и на шубы на­кидки, а иное у нее для носки домашней перекроено и перешито… А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны, - все то самой кроить или велеть при себе кроить…» или «А если случится в домашнем хозяйстве какую одежду кроить, себе и жене или детям да слугам: камчатое или тафтяное, шерстяное или златотканое, хлопчатое крашенинное или суконное, армячное или сермяжное, или шубу, или кафтан, или терлик, или однорядку, или кортель, или летник и каптур, или шапку, или нагавицы, или какое иное платье; или кожи придется кроить - на саадак, на седло, на шлею, на сумы, на сапоги, так сам господин или госпожа смотрят и подбирают товар».

К сожалению, восстановить внешний вид и покрой всего многообразия городской одежды средневековой Руси уже невозможно, даже в пределах таких богатых на археологические находки городов, как Новгород и Москва. К тому же, говоря о городском костюме необходимо учитывать его региональные особенности. Новгород с его более свободными, чем в остальной православной Руси нравами и особой модой, вбирал в себя все, что нравилось из других городов и стран. В Москве одевались несколько иначе, чем в Новгороде, а, к примеру, в Рязани – иначе, чем в Москве. Данное исследование – лишь первая страница в истории городского костюма Руси XV в. Кто напишет следующую страницу?

1 См. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

2 Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.; Арциховский А.В. Одежда // Очерки русской культуры, XIII-XV вв. Часть 1. Материальная культура. – М., 1969.; Сабурова М.А. Древнерусский костюм // Древняя Русь. Быт и культура. – М., 1997; Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М., 1989.

3 Рабинович М.Г. О Древней Москве. – М., 1964.

4 Фотографии автора.

5 Пармон Ф.М. Русский народный костюм. – М., 1994.

6 Рабинович М.Г. О Древней Москве, с. 282.

7

(Пармон Ф.М. Русский народный костюм.)

8 Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. – М., 1960, с. 548.

9 Рабинович М.Г. О Древней Москве, с.288.

10 Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XVвв. -

11 Рабинович М.Г. О Древней Москве, с. 113-115.

12 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987, с. 465.

13 Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура// История культуры Древней Руси. Т. 2. М., 1951. С. 397

14 Археология СССР. Быт и культура Восточных славян. Таб. 116, сост. Макаровой Т.И.

15 Археология СССР. Быт и культура.

16 Новгород и Псков в начале XV в. (Гильбер де Ланноа) // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в., с. 545-549.

17 Новый завет. – М., 1990, с. 212.

18 Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб, 2001, с.237..

19 Там же, с. 110.

20 Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города.— М., 1988, с. 182.

21 М.В. Седова Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XVвв. - М., 1981.

22 Русский традиционный костюм. – СПБ, 2001, с. 321