Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Удовиченко Е.М. Электронное учеб. пособие.doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.56 Mб
Скачать

III.4. Современные альтернативные методологии и модели развития. Синергетика.

В 20 веке в противоположность гегелевской (логико-гносеологической) и марксистской (диалектико-материалистической) моделям развития разрабатывались другие, альтернативные модели и методологические концепции. Например, так называемая «негативная диалектика» (Т. Адорно, нем. ф-ф, 1903-1969; Ж.-П. Сартр, фр. ф-ф, 1905-1980 и др.). Главным положением негативной диалектики (Т.Адорно: «Негативная диалектика», 1966; Ж.П. Сартр: «Критика диалектического разума», 1960) была абсолютизация критичности, как познавательного и методологического приема, заключающаяся в полном отбрасывании всего накопившегося старого, мешающего идти вперед, отрицание преемственности с предыдущей и последующими стадиями в процессе изменения и развития. На первый план выдвигается момент разрушения, деструкции, поэтому диалектическое отрицание в негативной диалектике – это не гегелевское «снятие», как синтез положительного прежнего и народившегося нового, а твердый процесс раз и навсегда утраты старого, его полного уничтожения.

Теории равновесно-интеграционной модели развития (Ле Дантек, Уорд и др.). В этой модели абсолютизируются равновесность и устойчивость системы, состояния, к которым должна стремиться система, и в которой нет антагонистических противоречий. Но под воздействием ряда сил, энтропийных процессов происходит нарушение равновесия, которое сменяется состоянием неравновесия, неустойчивости, побуждающее систему снова стремиться к состоянию равновесия. Развитие осуществляется по схеме: «равновесие – неравновесие – равновесие», т.е., по сути, имеет циклический характер.

Другая, противостоящая ей, но в сущности того же плана, модель, абсолютизирующая роль конфликта в изменении системы (Дарендорф и др.). Конфликт – центральное понятие в этой концепции. Благодаря конфликту, приводящему систему к кризису, она может развиваться, преодолевая кризисное состояние. Здесь развитие выглядит так: «конфликт – равновесие – конфликт».

Во 2-0й пол. 20 века наибольшее значение получили концепции коэволюции и глобального эволюционизма, которые вписываются в синергетический подход, формирующий современный синергетический тип культуры.

Коэволюционный подход (приставка «co»-ко обозначает: совместность, согласованность), возникший первоначально в рамках биологии, в настоящее время стал использоваться в более широком смысле как концепция совместного развития биосферы и общества. Коэволюционный подход (Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Моисеев и др.) основывается на определении оптимального соотношения интересов человечества и всей остальной биосферы, избегая при этом крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения, боязни перед её мощью. Согласно принципу коэволюции, человечество для обеспечения жизнедеятельности и своего будущего, должно не только использовать биосферу, часто варварски приспосабливать её, создавая экологические проблемы, но и изменяться сам, сознавать, что природа, биосфера – это основа жизни человека, без неё он погибнет. Именно коэволюционный переход системы «биосфера – человек» к динамически устойчивой целостности, разумному симбиозу и будет означать переход биосферы в ноосферу (В.Вернадский). Только на этом пути, считают представители данной концепции, и не без основания, возможно предложение оптимальных решений глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и обеспечение его выживания и стабильного существования в будущем.

В концепции глобального (универсального) эволюционизма преобладают представления о развитии как едином, имманентном (внутреннем) атрибуте всех форм реальности, всего универсума: природы (биосферы) – общества (социума) – космоса. Этот подход включает не только учение о единстве биосферы и ноосферы и переходе первой во вторую, но и концепции нестационарной Вселенной, а также теорию синергетики. Для современного этапа развития культуры, науки и философии действительно должен быть характерен синергетический тип мышления, являющий синтез исторически сложившихся форм естественнонаучного и гуманитарного знания, так как современная культура, включающая науку и философию, представляет совокупность духовных, материальных и природных ценностей, созданных и сохраняемых в процессе социокультурного развития цивилизации. Для синергетического стиля мышления характерны интегративность, нелинейность, саморганизуемость, бифуркационность, учет большой роли случайности. Все эти характеристики относятся к синергетике. Логика требует остановиться на ней несколько подробней.

Синергетика – современная теория самоорганизации (развития), новое мировидение, одна из фундаментальных теорий постнеклассической науки, изучающая поведение сложных нелинейных систем, глобальной эволюции, «порядка через хаос» (И.Пригожин), бифуркационных изменений и необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции. Синергетика возникает как новая методология на границах философского и естественнонаучного знания – физики, теории открытых нелинейных систем и др. отраслей, как их интеграция. Основателями и разработчиками синергетики считают И.Пригожина (бельгийский ученый русского происхождения): «Философия нестабильности» и др., И.Стенгерс: «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», Г.Хакена: «Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах», отечественных ученых: Б.Н.Белоусова, А.М.Жаботинского, С.П.Курдюмова и др. Системы, которые исследует синергетика, характеризуются следующими условиями: а) они нелинейны (многовариантны, многопричинны); б) открыты (испытывают большое внешнее воздействие, выводящее систему из состояния термодинамического равновесия); в) диссипативны (быстро рассеивают энергию); г) неравновесны (уменьшение энтропии внутри системы, т.е. поддержание ее равновесия идет за счет увеличения энтропии вне системы); д) способны к самоорганизации за счет обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Для синергетических систем И.Пригожиным был сформулирован универсальный принцип эволюции: в неравновесных системах и процессах термодинамические силы всегда изменяются так, что энтропия стремится к уменьшению. При удалении системы от состояния равновесия, её прежний аттрактор может стать неустойчивым, и в системе может появиться другой аттрактор, и даже не один, тогда система приходит в состояние бифуркации – качественного изменения свойств системы при малых изменениях её параметров. Главными посылками синергетического подхода можно считать следующие:

а) невозможность жесткой обусловленности и программирования тенденций развития (эволюции) сложно- и самоорганизованных систем;

б) большой созидательный потенциал хаоса (случайности), самодостаточность для возникновения новых организационных форм;

в) квантовый эффект нелинейности – дискретность путей эволюции системы;

г) спонтанность и альтернативность сценариев развития, осуществляющихся через случайность выбора путей в точках бифуркации (ветвления);

д) неравнозначность целого и суммы его частей, качественное различие этих структур;

е) неустойчивость системы как условие и предпосылка последующего динамичного развития и стабильности.

Один из синергетиков, К.Майнцер, в работе «Размышление в Сложности. Сложная динамика материи, разума и человечества» (М.,1994), констатирует: «Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат…влечет за собой серьезные следствия для нашего поведения… Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ… Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность (единопричинность – сост.) может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму…» На основе синергетики разрабатывается теория катастроф, без которой невозможен анализ социоприродных систем, их состояния и возможных путей развития. Некоторые придают синергетике значение «прологовой» дисциплины к науке и философии третьего тысячелетия. Так ли это, как всегда, покажет время. Но конец 20-го и начало 21 века ознаменованы многими методологическими новациями. В целом утверждаются новые стили мышления, характерные для постнеклассического этапа познания. О синергетическом стиле, который, собственно, основательно потеснил диалектику, мы уже сказали. Происходят и другие изменения: детерминизм все больше сменяется индетерминизмом, хотя никто не отменял каузальности, прогнозируемость – непредсказуемостью вследствии бифуркационности процессов, необходимость – вероятностью, вообще, утверждается теоретико-вероятностный стиль мышления. Не весь ученый мир однозначно оценивают смену методологического кластера, сознавая, что здесь есть свои «подводные камни». Но новые горизонты, масштабы и потребности развивающегося социума требуют преодоления методологических барьеров и роста методологической культуры, причем это касается не только науки, но и прочих сфер деятельности. Информационное общество развитых стран, основанное на цифровых технологиях, позволяет человеку более ответственно подходить к процессу познания и выбору методов исследования. При этом не следует забывать, что технологии стали человекомерными, а исследования – комплексными. И следует помнить, что новации нужны не ради самих новаций, только потому, что даже хорошо зарекомендовавшее себя старое надоело, а для того, чтобы повысить эффективность исследований, точность прогнозов, их научную обоснованность.

Вопросы для самопроверки и повторения:

1.Что такое метод и что такое методология?

2.Какие методы были разработаны в философии?

3.Почему вся философия в целом является методологией?

4.В чем суть диалектики? Какое понимание диалектики, начиная с античности, имело место?

5.По значимости каких принципов бытия и познания разошлись диалектика и метафизика?

6.Что такое развитие?

7.Какие процессы развития описывают законы диалектики?

8.Что такое синергетика? Каковы ее основные принципы?

9. В чем суть принципа глобального эволюционизма?