Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эндрю Четли, Проблемные лекарства.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
5.62 Mб
Скачать

Некачественные исследования

По данным издания Drug and Therapeutics Bulletin, ни одно лекарство, рекламируемое в Великобритании для связанных симптомов, таких как перемежающаяся хромота (хромота, вызванная недостаточным поступлением крови в мышцы), не приносит пациентам пользы. Однако они обходятся Национальной службе здравоохранения в сумму свыше 25 миллионов фунтов стерлингов (37,5 миллионов долларов США) ежегодно. Оценивались следующие продукты: инозитола никотинат (Гексопал фирмы Winthrop), нафтидрофурил (Праксилен фирмы Lipha), окспентифиллин (Трентал фирмы Hoechst), цикланделат (Циклоспазмол фирмы Brocades), никофураноза (Брадилан фирмы Napp), циннаризин (Стугерон-форте фирмы Janssen), никотиниловый спирт (Роникол фирмы Roche)[37]. Объем мировых продаж одного из данных продуктов - Трентала фирмы Hoechst (окспентифиллин) составил в 1990 г. 380 миллионов долларов США[38]; а объем продаж в 1993 г., по прогнозам Nicco Securities, составит 446 миллионов долларов США[39]. В 1991 г. шведский орган регламентации лекарственных средств после десятилетнего исследования этого препарата отклонил запрос на получение лицензии для Трентала на основании плохого качества клинических испытаний[40].

Один из аналитиков промышленности заявил, что "фармацевтическая промышленность имеет неприглядную репутацию в области лечения нарушений деятельности головного мозга и нервной системыЕ. Для наиболее серьезных проблем - дегенеративных заболеваний мозга, таких как болезнь Альцгеймера, - до сих пор не имеется действительно эффективных средств" [41]. Это подтверждается даннымиDrug and Therapeutics Bulletin, согласно которым в 1991 г. "лекарства, имеющиеся в настоящее время для лечения болезни Альцгеймера, не дают клинически существенного эффекта[42]."

Страх перед болезнью Альцгеймера, которая примерно в половине случаев вызывает старческое слабоумие [43], породил волну исследований. Одним из продуктов, которые вскоре появятся на рынке, является такрин, выпускаемый фирмой Warner-Lambert под названием Когнекс. Результаты раннего исследования, которые подавали определенные надежды, были впоследствии поставлены под сомнение; в результате FDA США призвала обеспечить новые доказательства эффективности и безопасности. FDA особенно беспокоила возможная способность такрина вызывать поражение печени. В 1991 г. FDA предоставило данному препарату исследовательскую лицензию, однако попросило провести дальнейшие исследование его эффективности перед тем, как дать полное разрешение на его использование[44]. Первоначальные результаты показали некоторые улучшения у ряда пациентов. Однако данные этого исследования позволили предположить, что такрин "пригоден не для каждого"[45]. Консультативный комитет FDA нашел, что аналогичный препарат - велнакрина малеат (Ментан производства фирмы Hoechst-Roussel) - обладает неприемлемым соотношением риска и положительного действия. Комитет выразил особую озабоченность по поводу риска возникновения агранулоцитоза, который возник в ранних исследованиях[46].

Возрастное ухудшение памяти

Трудность в определении необходимой терапии при болезни Альцгеймера является, возможно, одной из причин недавнего появления синдрома, названного возрастным ухудшением памяти (AAMI - age-associated memory impairment). Исходной точкой данного синдрома является "легкая забывчивость", представляющая собой слабые нарушения памяти, обычно без дальнейшего ее ухудшения. К середине 1980-х гг. появилось определение синдрома, которое в некоторой степени было отражением раннего определения MBD у детей. Определение было настолько широким, что его можно было отнести к большинству людей старше 50 лет. Одним из факторов, который делает это определение настолько всеобъемлющим, является сравнение возможностей памяти взрослых здоровых людей старше 50 лет без признаков слабоумия с теми же возможностями взрослых молодых людей. Результат такого сравнения практически неизбежно покажет, что память у людей более старшего возраста хуже. В редакционной статье British Medical Journalговорится, что данный синдром "является пока слишком широким понятием, чтобы оправдать его медикаментозное лечение"[47].

Понятно, однако, что фармацевтическая промышленность заинтересована в том, чтобы процесс старения определялся бы как заболевание; или выражаясь словами профессора Джеймса Макгоу [James McGaugh] из Центра нейробиологии познания и памяти в Калифорнийском университете (Ирвин, США), "естественное состояние теперь будут называть болезнью, с тем, чтобы можно было лечить его препаратом для улучшения памяти". Профессор Иан Хиндмарч называет AAMI "псевдозаболеванием. Это ситуация, когда есть лекарство и нужно найти для него болезнь. Это болезнь нашего времени, когда химики-фармацевты способны синтезировать сотни молекул, и промышленность отчаянно желает вывести эти молекулы на рынок [48]."

"Ваши нейроны устали? С Когитумом вы почувствуете себя лучше" - "психостимулятор" для французских фармацевтов, публикация в Le Quotidien du Pharmacien, 20 янв. 1992 г.

 

Sandoz является одной из фирм, которые надеются заработать на AAMI. Она выпустила брошюру для продвижения Гидергина, озаглавленную "Возрастное ухудшение умственной деятельности и слабоумие: место для Гидергина [49]." Бельгийская фирма UCB также питает определенные надежды. Выпускаемый ею пирацетам под названием Ноотропил, рекламировался на Ближнем Востоке в декабре 1990 г. как продукт для "памяти, концентрации", который Уактивизирует, предохраняет и восстанавливает обмен веществ, кровообращение и функции коры головного мозга[50]." Достигнув в 1990 г. мировых продаж продукта в объеме 100,7 миллионов долларов США, фирма ищет новые рынки сбыта[51]. Продукт был лицензирован в Великобритании в начале 1993 г. для лечения кортикальной миоклонии - состояния, возникающего в результате поражения мозга и наблюдающегося в Великобритании только у 50 - 60 человек. Однако фирма надеется, что в будущем будут одобрены дополнительные показания препарата. По заявлению представителей фирмы, она пока не добивается включения AAМI в показания к использованию продукта в Великобритании, "поскольку имеющиеся на настоящий момент данные, вероятно, будут недостаточными для органов Великобритании, которые, как считается, имеют более жесткий подход в отношении данного состояния по сравнению со многими другими регламентирующими органами." Однако фирма UCB признает, что вполне могут быть случаи применения ноотропила при AAMI "не по показаниям на этикетке"[52].

Glaxo - фирма, которая однозначно ориентирует свою деятельность на AAMI. По заявлениям фирмы, ранние испытания онданзетрона (производимого как Зофран и зарегистрированного в Великобритании для лечения тошноты, вызванной химиотерапией раковых заболеваний) свидетельствуют о том, что этот препарат является "первым фармацевтическим средством, эффективным для нормализации нарушений памяти" [53]. Директор отдела клинических исследований в области ЦНС фирмы Glaxo др. Пол Уильямс [Paul Williams] заявил, что, по мнению фирмы," по меньшей мере четыре миллиона человек в Великобритании страдают от возрастного нарушения памяти, так что если они - раньше или позже - получат доступ к такому лекарству, интерес к нему проявит действительно огромное количество людей"[54].