Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник / Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса - теоретические начала и осно.rtf
Скачиваний:
399
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
5.41 Mб
Скачать

§ 3. Субъекты гражданских процессуальных отношений и гражданскогопроцесса. Их классификация

Субъекты гражданского процессуального права, реализуя принадлежащие им процессуальные права и обязанности, становятся участниками соответствующих гражданских процессуальных отношений.*(178).

В процессуальной доктрине дискутировался вопрос о соотношении понятий "субъект гражданского процессуального права" - "субъект процесса" - "субъект гражданских процессуальных отношений"*(179). Большинство современных исследователей, опираясь на общетеоретические положения, исходят из тождественности объема данных категорий. Есть и иные суждения: понятие субъектов гражданского процессуального права рассматривается как более широкое по объему относительно понятий субъектов процесса и субъектов процессуальных отношений*(180).

На наш взгляд, в решении данного вопроса следует различать два уровня: методологический (общетеоретический) и прикладной (правоприменительный), связанный с реализацией в конкретном процессе права на судебную защиту.

С общеметодологических позиций любой субъект, могущий быть субъектом гражданского процессуального права, также способен стать субъектом гражданского процесса и гражданских процессуальных отношений. В данном случае мы говорим о правовых возможностях, отраженных в процессуальном законе. Именно в этом смысле достаточно процессуальной правоспособности, чтобы стать субъектом и процессуального права, и процесса, и процессуальных отношений*(181).

Однако в реальном процессе и реальных правоотношениях данные категории не всегда совпадают. Вместе с тем их соотношение сложнее простого сопоставления объема понятий (сравнения "шире" или "уже" недостаточны).

Возможность быть субъектом судебной защиты и в таком контексте - субъектом гражданского процессуального права не связана с возможностью своими действиями осуществлять субъективные гражданские процессуальные права и обязанности: это обусловлено, в первую очередь, абсолютностью права на судебную защиту. Предоставление судебной защиты не может быть поставлено в зависимость от наличия дееспособности (понимаемой как в материально-правовом, так и процессуальном смысле) и от фактической возможности юридически действовать в процессе. Именно поэтому, чтобы быть стороной в деле, достаточно обладать гражданской процессуальной правоспособностью (ст. 36 ГПК). И именно поэтому, обладая гражданской процессуальной право- и дееспособностью, но бездействуя в процессе, в определенных ситуациях можно быть стороной в деле (например, при возбуждении процесса прокурором, когда дееспособный гражданин по уважительным причинам не может сам обратиться в суд, - ст. 45 ГПК). Однако чтобы стать субъектом гражданских процессуальных отношений, процессуальной правоспособности недостаточно - важно обладать также гражданской процессуальной дееспособностью. Это объясняется тем, что, как мы видели, процессуальные отношения неразрывно связаны с юридическими действиями, с возможностью определенного субъекта не только иметь определенные гражданские процессуальные права, но и осуществлять их своими действиями. Без этого процессуальное отношение не может возникнуть, существовать и развиваться.

Здесь следует сделать важное замечание. Итак, мы различаем ситуации:

1) лицо обладает только процессуальной правоспособностью и не обладает процессуальной дееспособностью;

2) лицо обладает процессуальной правоспособностью и процессуальной дееспособностью, но процессуальные права в реальном процессе само не реализует.

Общее заключается в том, что в обоих случаях лицо является субъектом гражданского процессуального права, но не конкретных процессуальных отношений. Различие кроется в соотношении способности быть субъектом права, иметь процессуальные права и обязанности и способности своими действиями их осуществлять.

Когда речь идет о недееспособных (и в материально-правовом, и в процессуальном смысле) лицах, их права, свободы и законные интересы защищают по общему правилу законные представители. Стороной в деле признается тот, чье право защищается (недееспособный). Но стороной - в материально-правовом смысле. Законный представитель действует "за сторону". Его процессуальная заинтересованность кроется в юридических фактах материально-правовой природы, в силу чего процессуальная дееспособность представителя "восполняет" процессуальную недееспособность представляемого. Сторона как процессуальная категория имеет здесь "двусубъектное" воплощение.

Иное наблюдается во втором случае, когда в защиту прав дееспособного обращается в суд прокурор, субъект ст. 46 ГПК или когда ведение процесса осуществляется добровольным представителем. Стороной в деле - и в материально-правовом, и в процессуальном смысле - является тот, чьи права защищаются.

Определяя соотношение понятий "субъект гражданского процессуального права" - "субъект гражданского процесса" - "субъект гражданских процессуальных отношений", следует иметь в виду следующее.

Во-первых, понятия "гражданское судопроизводство" и "гражданский процесс" - несинонимичны (см. об этом главу первую). Соответственно, можно быть субъектом гражданского судопроизводства, "подпадая" под регулирование норм ГПК, не будучи субъектом гражданского процесса и гражданских процессуальных отношений. Например, субъекты приказного производства субъектами гражданского процесса и процессуальных отношений не являются. Это участники особой судебной процедуры, урегулированной нормами ГПК, которая лежит за пределами гражданской процессуальной формы.

Во-вторых, допущение аналогии права в процессе (ч. 4 ст. 1 ГПК) означает, что можно быть субъектом гражданского процессуального права, гражданских процессуальных (по своей сущности) отношений, не будучи субъектом конкретной нормы ГПК. Данная ситуация объясняется несовпадением категорий "право" и "закон".

В-третьих, можно быть субъектом гражданского процессуального права, не будучи участником конкретных процессуальных отношений (таковы, например, случаи участия в процессе лиц, чьи права защищаются прокурором, обратившимся в суд с заявлением в защиту их прав, свобод или законных интересов, либо субъектами ст. 46 ГПК). Последствия, определяемые гражданским процессуальным правом, "падают" на тех, чье право защищается (субъектами процессуальных отношений они могут и не быть), но не на тех, кто это право защищает.

В-четвертых, можно быть участником отдельных гражданских процессуальных отношений, не становясь при этом участниками процесса, но являясь, соответственно, субъектами гражданского процессуального права. Например, при выполнении обязанности представления доказательств по требованию суда лицами, не участвующими в деле (ч. 2, 3 ст. 57 ГПК). Участвующее в деле лицо при затруднительности представления необходимых доказательств вправе ходатайствовать перед судом о содействии. По ходатайству такого лица суд может непосредственно запросить доказательство у лица, его удерживающего, обязав представить доказательство в суд. Складывается процессуальное отношение между судом и лицом, в процессе не участвующим и к делу отношения никакого не имеющим, по поводу возникшей в силу определения суда обязанности представить доказательство. Или: согласно ст. 159 ГПК в отношении граждан, присутствующих в открытом судебном заседании и нарушающих порядок судебного заседания, могут быть применены меры процессуальной ответственности (предупреждение, при повторном нарушении - удаление из зала заседания суда, штраф). Данные правила реализуются в соответствующих гражданских процессуальных отношениях, одним из субъектов которых становится гражданин, не являющийся участником процесса, но совершивший правонарушение.

Наконец, возможна ситуация, когда лицо, не будучи участвующим в деле, не являясь участником гражданского процесса в суде первой (а также апелляционной или кассационной) инстанций, становится субъектом только системы процессуальных отношений, складывающихся в связи с производством в суде надзорной инстанции. Это происходит в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 376 ГПК, когда право на обращение в суд надзорной инстанции реализует лицо, не участвующее в деле, но чье право или законный интерес нарушено судебными постановлениями. При рассмотрении и разрешении дела данный субъект не участвовал, но субъектом надзорного производства стал.

Участник гражданского процесса - всегда определенный субъект, допускаемый ГПК в качестве такового с определенным процессуальным статусом. Не поименованных законом участников в процессе быть не может. Например, до ГПК 2002 г. российскому гражданскому процессу была неизвестна процессуальная фигура специалиста, несмотря на фактические потребности. Соответственно, суд не вправе был привлечь специалиста, например, с целью оказания технической помощи (фотографирования, изготовления чертежа или плана и пр.) при осмотре письменного или вещественного доказательства.

ГПК исчерпывающим образом определяет возможный круг субъектов гражданского процесса, который весьма неоднороден:

это и орган государственной власти - суд;

и лица, спор о праве которых стал предметом судебного рассмотрения;

и лица, вовлекаемые в процесс, поскольку его результат может сказаться в будущем на их правах или обязанностях;

и субъекты, защищающие "чужой интерес";

и лица, чье участие в процессе обусловлено вспомогательными - по отношению к правосудию - функциями.

Различия в функциях и отношении к предмету процесса обусловило потребность в классификации субъектов гражданского процесса. В доктрине предлагаются разные классифицирующие критерии и их сочетания, однако наиболее общим является именно функция, обусловленная отношением к предмету процесса. По данному основанию можно выделить следующие группы субъектов гражданского процесса и гражданских процессуальных отношений:

суд - как орган, осуществляющий правосудие;

лица, участвующие в деле; им свойственна функция защиты;

лица, содействующие осуществлению правосудия.

К первой группе относятся суды всех звеньев судебной системы РФ. В первую очередь, это суды, рассматривающие гражданское дело по первой инстанции (в подавляющем большинстве - мировые судьи и федеральные районные суды, а также суды субъектов РФ и ВС РФ, когда в предусмотренных законом случаях они разрешают дело по существу в качестве суда первой инстанции). Ко второй подгруппе можно отнести суды, осуществляющие проверку судебных постановлений в качестве судов апелляционной или кассационной инстанции, надзорной инстанции.

Суд - обязательный участник процессуального отношения. Его процессуальный статус определяется совокупностью процессуальных прав и процессуальных обязанностей, которые обусловлены функцией осуществления правосудия и реализуются в конкретных правоотношениях.

Подчеркнем: процессуальные обязанности суда есть обязанности перед лицами, участвующими в процессе.

Это признанный постулат современной доктрины*(182), который законодательно был реализован в ГПК 2002 г.

Лица, участвующие в деле, - субъекты, которых отличает наличие заинтересованности к предмету процесса. К их числу относятся: стороны (истец и ответчик), третьи лица (заявляющие и не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора), прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 34 ГПК), а также представители (ст. 48 ГПК).

Как видим, состав участвующих в деле лиц в целом прямо определен ст. 34 ГПК. Вопрос об отнесении судебного представителя к числу участвующих в деле лиц традиционно в доктрине спорен*(183). В современных учебниках по гражданскому процессу одни авторы считают его участвующим в деле лицом*(184), другие - содействующим осуществлению правосудия*(185). На наш взгляд, судебный представитель, будучи самостоятельным субъектом гражданского процесса, выполняет функцию содействия в судебной защите стороне или третьему лицу, но не функцию содействия правосудию. Конечно, грамотный представитель объективно помогает не только стороне, но и - невольно - правосудию. Подчеркнем: именно невольно.

Также можно утверждать, что юридически грамотная сторона объективно содействует правосудию. В таком подходе трудно уловить юридически корректные аргументы pro или contra. Функция содействия стороне в судебной защите производна от интереса и заинтересованности стороны и ими обусловлена. Представитель действует в интересах представляемого, но не суда и не правосудия.

Главный отличительный признак лиц, участвующих в деле, - наличие интереса и заинтересованности*(186). Именно по этому критерию они выделяются среди других участников гражданского процесса. Вместе с тем заинтересованность участвующих в деле лиц неодинакова: совершенно очевидно, что заинтересованность истца не тождественна заинтересованности, например, прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов другого лица. Различия в заинтересованности можно определить, исходя из отношения того или иного лица к предмету процесса - спорному материальному правоотношению. Соответственно, выделяются:

участвующие в деле лица, имеющие материально-правовой и процессуальный интерес (истец, ответчик, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора; заявители в делах особого производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений);

участвующие в деле лица, имеющие только процессуальный интерес (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, прокурор, субъекты ст. 46 и ст. 47 ГПК, представитель, заинтересованные лица в делах особого производства).

В силу общего признака - заинтересованности - участвующих в деле лиц иначе называют заинтересованными лицами. Их процессуальный статус отличает наличие, в первую очередь, определенных процессуальных прав, которым в процессуальном отношении корреспондируют обязанности суда. Так, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением, в котором требует возбудить процесс в защиту своих прав, - судья обязан рассмотреть заявление в пятидневный срок и дать юридический ответ в определении суда; сторона имеет право заявить ходатайство - суд обязан рассмотреть его и дать мотивированный ответ в определении суда и т.д.

Заинтересованность участвующих в деле лиц объективно производна от интереса, кроящегося в предмете гражданского процесса. Однако о наличии действительного юридического интереса можно судить лишь в конце процесса, после установления соответствующих юридических обстоятельств, подтверждающих (опровергающих) существование действительных прав и обязанностей сторон материального правоотношения. В течение самого процесса мы имеем дело с заинтересованностью как субъективным осознанием интереса самим заинтересованным лицом. Эта особенность участвующих в деле лиц, наиболее ярко проявляющаяся у сторон и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, делает определяющим компонентом их процессуального статуса именно процессуальные права, так как гражданский процесс строится на интересе и движим им через категорию заинтересованности. Этим же обстоятельством определяется немногочисленность и известная "диспозитивность" процессуальных обязанностей заинтересованных лиц, реализация которых обеспечивается по общему правилу не принуждением в собственном смысле слова, а чаще всего - процессуальными мерами ответственности в виде неблагоприятных процессуальных последствий, препятствующих судебной защите. Так, сторона имеет обязанность несения судебных расходов. Поэтому в случае неуплаты государственной пошлины при подаче искового заявления процесс не может быть возбужден: заявление оставляется без движения до исполнения обязанности (в случае ее неисполнения заявление и все приложенные документы возвращаются заявителю - ст. 136 ГПК).

Наконец, третья группа субъектов гражданского процесса и процессуальных отношений - лица, содействующие осуществлению правосудия. Это свидетели, переводчики, эксперты, специалисты*(187). Они отличаются отсутствием заинтересованности к делу и вовлекаются в процесс по инициативе (ходатайству) заинтересованного лица (общее правило) или суда (эксперт, специалист). Определяющим признаком их процессуального статуса выступают процессуальные обязанности, а затем уже - процессуальные права. Не случайно соответствующие статьи ГПК озаглавлены: "Обязанности и права свидетеля" (ст. 70), "Обязанности и права эксперта" (ст. 85). Это объясняется их функцией содействия правосудию. Самостоятельно в процесс они не вступают, влияния на его движение не оказывают, субъектами рассмотрения гражданского дела не являются. Они вовлекаются в орбиту гражданского процесса на определенном его этапе для выполнения конкретной функции посредством участия в определенных процессуальных отношениях (связанных с получением свидетельских показаний; производством судебной экспертизы; консультацией специалиста или техническим содействием суду в процессуальном действии; содействием заинтересованному лицу участвовать в процессе на родном языке или на ином языке общения).