Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник / Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса - теоретические начала и осно.rtf
Скачиваний:
399
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
5.41 Mб
Скачать

Глава пятая. Иск и право на судебную защиту

§ 1. Понятие и природа права на судебную защиту. Право на судебную защиту и право на иск (право на судебную защиту: введение и общее понятие; основные учения о сущности права на судебную защиту и права на иск; право на судебную защиту и право на иск, содержание права на судебную защиту) (263) § 2. Иск: понятие и элементы. Тождество иска (исков) (287) § 3. Виды исков (301) § 4. Право на обращение в суд за защитой: понятие и природа (истоки и назначение права на обращение в суд; право на обращение в суд - самостоятельное процессуальное право; право на обращение в суд и заинтересованность) (312) § 5. Предпосылки права на обращение в суд за защитой и условия его реализации (323) § 6. Процессуальные средства защиты ответчика против иска (возражения ответчика; встречный иск) (330)

§ 1. Понятие и природа права на судебную защиту.Право на судебную защиту и право на иск

I. Право на судебную защиту: введение и общее понятие

Иск и исковое производство - центральные категории всего цивилистического процесса. Судебная защита гражданских прав и само субъективное гражданское право "родились" и "выросли" вместе с иском. "Иметь иск - значит иметь право", - эта формула выработана римским правом (actio habere - ius habere). Известно, что римскими юристами любой юридический вопрос рассматривался, в первую очередь, с точки зрения наличия исковой защиты и только потом - права*(236).

Несмотря на смену исторических реалий, иск остается главным средством судебной защиты. "Генеалогическое древо" иска столь разветвлено, что не дает возможности дать однозначное, раз и навсегда определенное, понятие иска, и это подтверждается всей историей развития иска и учений о нем. В то же время иск - вполне осязаемый и реальный юридический инструмент, работающий уже более двух тыс. лет.

Современное процессуальное законодательство не содержит дефиниций иска и права на иск, но оперирует производными категориями, например: "исковое производство", "исковые дела", "предъявление иска", "исковое заявление", "предъявление встречного иска", "обеспечение иска", "истец", "ответчик" "основание иска", "предмет иска" "отказ от иска", "признание иска" (см. ст. 22, 28, 30, 31, 38, 39, 131-146 и др. ГПК).

Существо иска и производных от него категорий нельзя уяснить без понимания природы права на судебную защиту и механизма его реализации. Верно и обратное утверждение: иск и его значение "здесь и сейчас" в действующем праве не могут быть вполне поняты без обращения к той концепции судебной защиты и права на судебную защиту, с которой иск онтологически связан.

В современном праве России право на судебную защиту обрело конституционный статус (ст. 46 Конституции РФ). Право на обращение в суд закреплено законодательно - как самостоятельный процессуальный институт (ст. 3 ГПК, ст. 4 АПК). Как соотносятся право на судебную защиту, право на обращение в суд за защитой и выработанные теорией и практикой гражданского процесса право на иск, право на предъявление иска? Каков юридический механизм действия иска? Эти вопросы и по сей день остаются в центре дискуссий о сущности судебной защиты и цивилистического процесса. Не стала исключением и современная отечественная доктрина, в которой отсутствует единая концепция иска и единый взгляд на процессуальный механизм реализации права на судебную защиту*(237).

Право на судебную защиту в гражданском процессе неразрывно связано с категорией иска и исковым производством, составляющим основу, стержень всего цивилистического процесса. Все другие виды производств и процессуальные средства защиты дополняют и обогащают судебную защиту, развиваясь "вокруг" иска.

Иск (actio) как средство защиты прав в суде есть действие, посредством которого защищается право. Nihil aliud est quam ius quod sibi debeatur, iudicio persequendi*(238) (иск - это не что иное, как право добиваться в суде того, что тебе следует) - это ставшее классическим определение Цельса породило едва ли не все последующие теоретические конструкции иска и права на иск, в том числе в России. В современный научный оборот категории иска, права на иск, права на предъявление иска и в таком контексте права на получение судебной защиты вошли в XIX в. вначале в Германии и Австрии (Савиньи, Бюлов, Виндшайд, Вах), затем и в России (К.Д. Кавелин, В.М. Гордон, Е.А. Нефедьев, Е.В. Васьковский, Т.М. Яблочков и другие). Последующее развитие права привело к законодательному признанию юридической самостоятельности права на судебную защиту.

Право на судебную защиту - конституционное право. В России право на судебную защиту как юридическая категория нашло конституционное воплощение впервые - в Конституции СССР 1977 г. (ст. 57), ныне - в Конституции РФ: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" (ч. 1 ст. 46). Именно правосудием, т.е. реализацией права на судебную защиту, обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, что отражено в ст. 18 Конституции РФ. В ГПК закрепляется право на обращение в суд за защитой (ст. 3 ГПК).

Итак, право на судебную защиту является конституционным правом, существующим в силу одного юридического факта - признания его Конституцией Российской Федерации. Отраслевым, а именно процессуальным, законодательством определяется механизм реализации права на судебную защиту.

Конституционная природа права на судебную защиту означает, что:

1) его отличают все особенности, присущие конституционным правам (возникает в силу закрепленности в Конституции РФ; носит всеобщий характер и является элементом конституционного статуса личности; неотчуждаемо; не прекращается реализацией в каждом конкретном случае);

2) оно обладает спецификой, определяемой его назначением - быть гарантией реализации всех других прав и свобод;

3) оно реализуется в различных формах - через определенный тип судопроизводства и в соответствии с определенной формой судебной защиты (в судах общей юрисдикции или арбитражных судах).

Право на судебную защиту абсолютно. С конституционно-правовой точки зрения право на судебную защиту необходимым элементом предполагает право на обращение в суд. Находясь в состоянии покоя (статики), право на судебную защиту выражается в конституционно-правовых отношениях между гражданином (иным субъектом) и государством. Реализация права на судебную защиту "здесь и сейчас" осуществляется посредством определенного юридического механизма, специально устанавливаемого государством и в иных по своей сущности юридических отношениях - процессуальных. В стадии реализации права на судебную защиту право на обращение в суд "обособляется" в самостоятельное процессуальное право, не утрачивая при этом своих конституционных истоков. Это объяснимо, как будет показано далее, значением реализации права на обращение в суд как юридического факта, элемента "пускового механизма" для реализации права на судебную защиту в каждом конкретном случае.

Именно специфика форм реализации посредством определенного процессуального порядка предопределяет особенности содержания права на судебную защиту при его осуществлении.

Таким образом, применительно к гражданскому процессу природа права на судебную защиту может быть раскрыта с учетом (а) его конституционного статуса и (б) особенностей форм реализации в гражданском процессе (посредством искового и иных видов производств)*(239).

Исковое производство стало конституирующим для понимания сущности судебной защиты в гражданском судопроизводстве. Уяснение содержания и механизма реализации конституционного права на судебную защиту предполагает определение соотношений:

"право на судебную защиту" - "право на иск";

"право на иск" - "право на предъявление иска";

"право на обращение в суд" - "право на предъявление иска";

"право на судебную защиту" - "право на обращение в суд".

Разобраться в данном вопросе нельзя без уяснения сущности основных научных направлений, сложившихся относительно понимания права на судебную защиту и права на иск, без учета исторического опыта развития процессуальной мысли.