Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Abdumanapov_R_A_Kipchaki_v_istorii_kyrgyzov_Bishkek_2015

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
3.99 Mб
Скачать

вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Она предположила, что и кангюйцы к IV веку н.э. перешли с кочевого на оседлый образ жизни и при этом занимались отгонным скотоводством273. О силе их государства говорит тот факт, что чиновников империи Хань кангюйцы сажали ниже усуньских послов274.

С начала первого тысячелетия Кангюй оказывается вовлеченным в события, связанные с крушением державы сюнну. Завершающим эпизодом событий 91 г.н.э., когда произошло фактическое уничтожение могущества северных сюнну, было бегство шаньюя Чжичжи на запад – в Кангюй. В пределы государства прибыло несколько тысяч подданных шаньюя, и если принять во внимание версию о тюркоязычности хунну, можно предположить, что началом постепенной тюркизации владения Кангюй послужило именно это переселение. Известно то, что кангюйский правительпоселилшаньюяиегонароднарекеИли,отдалему в жены свою дочь и часть своего войска. Проанализировав китайские сведения о шаньюе Чжичжи, Л.А. Боровкова пришла к выводу о том, что граница между Кангюем и государством Усунь в I в.н.э. проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль275.

Последнее упоминание государства Кангюй в китайских династийных хрониках относится к 287 г. Под 437 г. встречается последнее конкретное свидетельство о существовании царства Чжэшэ, согласно «Вэй шу»

273Боровкова Л.А. Царства «западного края» во II-I веках до н.э. Восточный Туркестан и СредняяАзия по сведениям из «Шицзи» и «Хань шу».– М.: Крафт+, 2001. – С. 312.

274Нусупбеков А.Н., Кумеков Б.Е. Социально-политические, этнические и культурные процессы в Южном Казахстане // Труды АН Каз. ССР. – Алма-Ата, 1959. – Т.1. – С. 40.

275Боровкова Л.А. Царства «западного края» во II-I веках до н.э. Восточный Туркестан и СредняяАзия по сведениям из «Шицзи» и «Хань шу».– М.: Крафт+, 2001. – С. 301.

90

являвшегося преемником Кангюя: «Царство Чжэшэ, бывшее царство Канцзюй, находится к северо-западу от Полоны»276.

Боровкова Л.А. считает, что царство Чжэшэ, бывшее Канцзюй, исчезло с исторической арены, как и Усунь, со второй половины V в., т.е. в то время, когда в Восточном Туркестане и Средней Азии появились гаоче (протоуйгуры

– прим. Л. Боровковой) и яда (эфталиты – прим. Л. Боровковой)277. Действительно, в середине V века мы наблюдаем перемещение с востока – из Западной Сибири

истепей современного Казахстана на запад тюркоязычных огурских племен во главе с савирами, которые по мнению американского исследователя Питера Голдена являлись частьюплеменнойконфедерациителэиобиталидооткочевки на запад на территориях между рекой Или, Западным ТяньШанем и районами Западной Сибири278. Эти перемещения, по всей видимости, затронули и кангюйские племена, в среде которых должны были активизироваться процессы тюркизации.

В554 году с востока на земли владения Кангюй устремляются тюрки-тугю, преследовавшие остатки разгромленных ранее жуань-жуаней. В 555 году войско тюркского Истеми-кагана достигает «западного моря» – по мнениюЛ.Н.Гумилева,опиравшегосянаизвестияФирдоуси,– Аральскогоморя279.Кангюйскиеплемена,повсейвидимости, покоряются тюркам-тугю, так как нет свидетельств войны

сними. В качестве оказавших сопротивление указываются лишь приаральские хиониты (сармато-аланы – Р.А.), вары

иугры280, платившие раннее, как указывалось выше, дань

276Там же. – С. 312.

277Там же. – С. 312-313.

278Golden P.B. The Peoples of the South Russian Steppes // The Cambridge History of Early Inner Asia. From Earliest Times to the Rise of the Mongols. – Cambridge, 1990. – P. 257.

279Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.: Наука, ГРВЛ, 1967. – C. 34-35.

280Там же. – С. 35.

91

именно Кангюю. В любом случае, тюрки-тугю, развязавшие в это время большую войну с эфталитами, должны были бы «замирить»народы,оказавшиесятеперьвпределахкаганата.

Дальнейшие судьбы кангюйцев были тесно связаны с тюркским кругом племен. После распада единого каганата тюрков-тугю в 604 году, кангюйские племена

иподконтрольные им земледельческие оазисы и города оказываются под властью западных тюркских каганов. Центром ихвладений,согласнодревнетюркскимэпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они были известны тюркам-тугю под именем кангарасов. Как показало исследование С.Г. Кляшторного, город Кангу Тарбан упоминается персидскими и арабскими источниками под именами Тарбад-Тарбанд-Турарбанд-Отрар281. Исследования казахстанских археологов показывают то, что город Отрар

иодноименный оазис примерно с I в. н.э. играют большую роль в жизни Кангюя, более того предполагается столичный статус города Отрара282.

Судя по всему, вассальное положение кангарасов имело достаточно условные формы, иначе трудно объяснить двукратное бегство около 630 года в их земли западнотюркского кагана283.

Некоторые группы кангараского населения оказываются

ив пределах восточно-тюркского каганата. Об этом говорит тот факт, что представители их знати занимали в государстве восточных тюрков-тугю достаточно высокие должности. Известно о посольстве, отправленном восточнотюркским Шиби-каганом в Китай – во главе этой миссии Цзю Таншу

281Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика в орхонских текстах // Советская этнография, 1951. – № 3. – С. 55-59.

282Акишев К.А., Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древний Отрар: Топография, стратиграфия, перспективы. – Алма-Ата: Наука, 1972. – С. 181 и др.

283Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. – СПб, 1896. – Вып. 3-4. – С. 303.

92

упоминает некоего тегина Кан-хэ-ли: «Ши би (каган) отправил своего тэлэ (тегина) Кан-хэ-ли преподнести в дар [китайскому императору] тысячу лошадей». Имя главы посольства, по мнению Ю.А. Зуева, закономерно читается как «кангарлыг», более того, в разделе «Тамги лошадей из вассальныхкняжеств»трудаIXвека«Танхуйяо»упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар284. Предполагается, что, являясь вассальным племенем восточных тюрков-тугю, кангары кочевали вблизи каганской ставки на территории современной Монголии.

Переселение тюркских племен не могло сказаться на языковой ситуации во владениях кангаров/кангарасов. Однако тюркизация областей Средней Сырдарьи не могла быть сплошной и быстрой. Можно предположить, что ранее всех подверглись языковой ассимиляции именно кочевые кангары, к тому времени объединившие вокруг себя некоторыетюркскиеплемена.Достаточнопродолжительным процесс смены языка являлся для оседлых оазисов на землях «древнего Кангюя». С.Г. Кляшторный обнаружил свидетельства того, что у некоторых потомков кангаров еще в XI веке существовал так называемый «смешанный хорезмийско-печенежский» язык285.

Тюркизации подвергаются и другие племена, кочевавшие на Средней Сырдарье, например, крупное объединение печенегов. По мнению ряда исследователей, этноним печенег возводится к названию одного из сакских племен – пасикам-пасианам, упомянутых Страбоном в числе кочевников, сокрушивших около 130 г. до н.э. Греко-

284Зуев Ю.А. «Тамги лошадей из вассальных княжеств» (Перевод из китайского сочинения VIII-X вв. Танхуйяо, т. III, цзюань 72, стр. 1305-1308) // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР, 1961. – Т.8. – С.

285Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. – М.: Наука, 1964. – С. 174-175.

93

Бактрийское царство286. Как отмечает П. Пелльо, печенеги под названием пей-жу, наряду с огурами и аланами, в VII в. упоминаются в китайской летописи «Суй-шу» в разделе, посвященном племенной конфедерации телэ. В VIII веке печенеги Средней Сырдарьи упоминаются в форме пе-ча- наг в тибетском переводе уйгурского текста, повествующего о северных народах287.

Стоит предположить, что согласно древней государственной традиции кочевые кангары сохраняют на Средней Сырдарье главенствующее положение – им подчиняются остальные племена, в том числе и печенеги. Именно этим объясняется то, что впоследствии, уже на границах Византии, греки фиксируют самоназвание кангар только у трех, самых влиятельных, печенежских племен: «Должно знать, что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие: ибо это означает прозвище кангар»288.

В результате падения Западно-тюркского каганата, печенеги приобретают известную самостоятельность. Однакоихположениевэтовремятрудноназватьстабильным. Если война 711-712 годов с тюргешами289 имела, скорее всего, локальный характер, то последующее противостояние проникновениювэтотрегионкарлукскихиогузских,апозжеи кимакскихплеменприобрелохарактерборьбызавыживание. Ал-Масуди упоминает, что в IX веке шла жестокая борьба «между этими четырьмя племенами: баджанак, баджане,

286Плетнева С.А. Половцы. – М.: Наука, 1990. – С. 177.

287Golden P.B. The Peoples of the South Russian Steppes // The Cambridge History of Early Inner Asia. From Earliest Times to the Rise of the Mongols. – Cambridge, 1990. – P. 271.

288Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. – М.: Наука, 1989. – С. 157.

289Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.: Наука, 1967. – С. 266.

94

баджагард и наукерде и гузами, карлуками и кимаками»290. Неравноправная война против огузов, карлуков и кимаков приводит к откочевке в IX в. основной части печенежских племен на запад291.

Рассмотрение исторических судеб ушедших на запад

ифактически сокрушивших Хазарский каганат печенегов не входит в задачи этого исследования, нас интересует их часть, оставшаяся в Средней Азии. Эти печенеги была инкорпорированы в состав племенного союза огузов – новых хозяев Средней Сырдарьи. По предположению Плетневой С.А.напрежнихсвоихкочевьяхосталасьсамаямалоактивная

ибедная часть печенегов292. Этих печенегов упоминает Константин Багрянородный: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами

ипоныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): ведь одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали до самыхплеч,стремясьэтимкакбыпоказать,чтоониотрезаны от своих и от соплеменников»293.

Участи вошедших в состав огузов кангарских племен обнаруживается старый этноним – кангар в форме хангакиши. Ал-Идриси (XII в.) пишет: «Это очень большое

290Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы:

Гылым, 1995. – С. 158.

291Стоит отметить, что переселение групп кангаро-кенгереских племен на запад началось задолго до IX века. По мнению Кляшторного С.Г. первые представители этих племен появились в районах Кавказа и в Восточной Европе еще в I-IV вв.

– Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. – М.: Наука, 1964. – С.175-177.

292Плетнева С.А. Половцы. – М.: Наука, 1990. – С. 12.

293Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. – М.: Наука, 1989. – С. 157.

95

озеро… в нем много рыбы – главной пищи того народа… на нем много пастбищ и плодородных мест, принадлежащих хангакишам.Этовидгузов,которыепостоянноносяторужие, у них чрезмерные осторожность и мужество по отношению к соседним с ними видам тюрков»294. В этом названии отражается их древний этноним «канг» в форме канга-киши

– «люди Канга».

Как мы видим, процесс взаимодействия огузских и кангаро-печенежских племен был очень сложным и неоднозначным. Часть кангаро-печенежских племен была полностью ассимилирована огузами, это подтверждаются древними генеалогическими списками легендарных огузов – согласноданнымМахмудаКашгари(XIв.)295 иРашидад-Дина (XIII в.)296 в составе их левого крыла – учуков мы встречаем племя бичинэ/бедженэ. К этим временам можно отнести легенду, приводимую тем же Рашид ад-Дином: «Канлы. В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединилиськнемуисталиснимзаодно,посоображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них [все] награбленное, другие навьючивали добычу на животных. [Повозку по-тюркски называют канлы], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства. Впрочем, Аллах знает лучше!»297. Схожую легенду уже в китайской летописи «Юань ши» (XIV в.) обнаруживает исследователь А.Ш. Кадырбаев: «Канглы

294Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. – М.: Наука, 1964. – С. 178.

295Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы:

Гылым, 1995. – С. 159.

296Рашид ад-Дин. Сборник летописей. – М.: Издательство АН СССР, 1952. – Т.

1.– С. 89.

297Там же. – С. 84.

96

(Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го – страна высоких повозок»298.

В начале XI века, на огромных просторах степного коридора от Монголии до Европы произошли события, ставшие судьбоносными не только для Азии, но и определившие по своей сути и будущее всего евразийского континента. Из-за военной экспансии киданьских племен, происходят крупные перемещения кочевых племен на обширном пространстве степей от Оби и Иртыша до Арала

иКаспия. Цепь перемещений больших массивов кочевников в итоге затрагивает и владения сырдарьинских огузов, где проживали и печенеги. В бурном водовороте вызванных этими событиями миграций оказались и кипчаки, которые граничили с огузами Приаралья и Северного Прикаспия

иимели до этого времени с ними мирные отношения. Под давлением наступавших с востока каев и кунов, кипчаки постепенно овладели землями огузов, которые распались на несколько группировок. Эти события отражены в сообщении армянского летописца Матфея Эдесского, писавшего о том, что в середине XI века народ отц (змей) разбил племя хардеш

(рыжеволосых), которые обрушились на узов (огузов) и печенегов и совместно с ними двинулись в пределы Византии299. Основная часть огузов уходит в Нижнее Поволжье,южнорусскиестепиинаБалканы,другая–уходит в Мавераннахр и Хорасан, к родственным сельджукским племенам300.

По мнению К.И. Петрова, продвижение кимакокипчакских племен в южном направлении стало принимать

298Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии XIII-XIV вв. – Алма-Ата: Гылым, 1990. – С. 21.

299Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы:

Гылым, 1995. – С. 186-187.

300Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI - XII вв. – М.:

Наука, 1991. – С. 68-69.

97

систематический характер с конца X – начала XI века и во времена арабского летописца аль-Мукаддаси (980-е годы) они уже кочевали в низовьях Сырдарьи301. Около 1030 года кипчакские племена появляются на границах Хорезма. Как мы уже упоминали выше, в письме к своему сюзерену султану Махмуду Газневи, кипчаков упоминает владетель Хорезма Алтунташ302.

Оказавшиесяподвластьюкипчаковогузы,сырдарьинские печенеги и другие кочевые племена казахстанских степей инкорпорируются в кипчакский племенной союз. Именно с этого времени – с середины XI века начинается процесс постепенной их ассимиляции. Первым отметил связь кипчакского племени канглы с кангарами/печенегами исследователь С.П. Толстов. Он пришел к выводу о переоформлении имени кангар в канглы в результате ассимиляции кипчаками части огузо-печенежских племен303. С.Г. Кляшторный пришел к тем же выводам, определив, что принятие этого имени первоначально кипчакской знатью выражало их стремление связать себя с древней генеалогической традицией завоеванных земель, прежде всего по Сырдарье, и таким образом, легитимизировать свои права на власть над указанными областями304. Эта гипотеза подтверждается утверждением Махмуда Кашгари (XI в.) о

301Петров К.И. Киргизско-кипчакские отношения (К вопросу об этногенезе и переселении киргизов) // Известия АН Киргизской ССР. – 1961. – Т. 3. – Вып. 2. – Серия общественных наук. – С. 89.

302Абу-л-Фазл Бейхаки. История Масуда. 1030-1041. /Вступительная статья, перевод и примечания А.К. Арендса. – Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1962.

– С. 104.

303Толстов С.П. Города гузов. // Советская этнография, 1947. – № 3. – С. 101.

304Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика в орхонских текстах // Советская этнография, 1951. – № 3. – С. 63; Кляшторный С.Г. Древнетюркские руническиепамятникикакисточникпоисторииСреднейАзии.–М.:Наука,1964.

– С. 178-179.

98

том, что «Канглы – один из великих людей из кипчаков»305. Историки отмечают факты того, что мусульманские авторы XII в. – начала XIII в. употребляют значения кипчаки и канглы как синонимы306. В XII веке мы встречаем племя кангароглы (кангар-оглы – «потомки кангаров» – А.Р.) в составе кипчакской конфедерации в трудах ан-Нувейри, ибнХалдуна и Рукн ад-Дина Бейбарса307.

Согласно исследованию С.М. Ахинджанова, племя канглы обитало до монгольского нашествия в основном в Сыгнакском владении кипчаков, и кочевало летом на Иртыше, а зимой уходило в долины Сырдарьи, Чу и Таласа. Сообщения о кочевьях канглов в верховьях Иртыша по соседству с найманами встречаются и у Рашид ад-Дина308. С.М.Ахинджановприводитсведенияхана-историкаАбулгази о том, что: «Канглы жили с туркоманами, перешедши в область тюркменов, они поселились на берегах Иссык-куля, Джуды и Телеша, здесь жили много лет»309. При этом С.М. Ахинджанов справедливо отмечает, что «тюркменами» Абулгази называет не туркменов, а карлуков. Это сообщение для нас очень важно – оно фиксирует кочевья канглов вблизи Иссык-куля,наземляхсовпадающихилисмежныхсместами современного обитания кыргызского племени кангды.

Известно, что карлукские племена прикочевали в Семиречье и на Иссык-Куль еще в VIII веке после серии

305Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы:

Гылым, 1995. – С. 238.

306Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии XIII-XIV вв. – Алма-Ата: Гылым, 1990. – С. 20.

307Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.

– СПб.: издано на иждивение гр. С.Г. Строганова, 1884. – Т.1. – С. 539-541; Баскаков Н.А. Имена половцев и названий половецких имен в русских летописях // Тюркская ономастика. – Алма-Ата: Наука, 1984. – С. 50.

308Рашид ад-Дин. Сборник летописей. – М.: Издательство АН СССР, 1952. – Т.

1.– С. 136-137.

309Ахинджанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы:

Гылым, 1995. –С. 239.

99