Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Abdumanapov_R_A_Kipchaki_v_istorii_kyrgyzov_Bishkek_2015

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
3.99 Mб
Скачать

хан возвышал кыргызов, в том числе и кыргыз-кипчаков. Так, в Кашгаре большое влияние имели кыргыз-кипчакские предводители Апак-бек и другие234.

Во времена правления Исмаил-хана (возведен на престол в 1670 году – Р.А.) кыргыз-кипчакские бии, совместно с кашгарскими моголами, поднимают мятед и убивают начальника стражи Кашгара кыргыза из рода чон-багыш Кара-Кучук-бия.Исмаил-ханотправляетсявпоходнаКашгар для наказания убийц Кара-Кучук-бия. В числе кыргызкипчакских биев, отданных на растерзание жаждущим мести чон-багышам, упоминаются Апак-бий, Чигиль-бий, Худа- назар-бий, Йол-Болду-йасаул и Джагыр-бий235.

В дальнейшем кыргыз-кипчаки часто упоминаются в Восточном Туркестане в связи с борьбой за власть между группировками так называемых белогорских («ишкия») и черногорских («исакия») ходжей, чье противостояние началось еще в XVI веке.

В 1754 году, во времена подчинения Восточного Туркестана джунгарским ханам, группировка черногорцев во главе с Юсуф-ходжой поднимает восстание с целью восстановления независимости и выступает против хакимбеков — правителей восточнотуркестанских городов во главе с Гази-беком, ставленником джунгарского хана236. При этом черногорцы опираются на военные силы кыргызов из родоплеменных групп кипчак, сары калпак и кушчу. Стоит отметить, что после падения Джунгарского ханства в следующем 1755 году, черногорцы получают поддержку от кыргызов, в том числе и кыргыз-кипчаков во главе с

234Караев О.К. Чагатайский улус. Государство Хайду. Могулистан. Образование кыргызского народа. – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – С. 117.

235«Тарих-и Кашгар» // Материалы по истории киргизов и Киргизии. – М.: Наука, 1973. – Вып. 1. – С. 222.

236Сапаралиев Д. К вопросу о позиции кыргызов в освободительной борьбе народов Восточного Туркестана в середине XVIII века. Источник: www.manas. kg/pdf/sbdpdf7/Saparaliyev.pdf

80

Амир-мирзой237. Есть известия о том, что ему подчинялись предводитель рода тогуз-кипчак Суфий-мирза и глава рода таз-кипчак Хаким-мирза238.

Пожалуй,самымизвестнымкыргызскимпредводителем в Восточном Туркестане был Арзу-Мухаммед-бий из племени кипчак, названный в «Хидайат-намэ» Мир Халь ад-Дина «жемчужиной россыпи лжи и обмана»239. Будучи всесильным аталыком, он по своему усмотрению возвел на престол могольского хана Султан-Ахмеда, был хакимом Яркенда240. Кроме него упоминаются такие кыргызкипчакские предводители как Кара-Занги-бий, Абукабий, тысячник Мамай-бий, Камал-бий и другие241. Кстати, кыргызский предводитель Кара-Занги-бий-кипчак до этого служил у калмыков, как и многие его соплеменники. Как сообщает«Хидайат-намэ»:«кыргызскиестаршины,бывшие предводителями (сипахсалар) войск калмыков» выразили покорность кашгарцам. Как справедлдиво замечает исследователь истории Восточного Туркестана М.А. Салахетдинова, в составе калмыкского войска кыргызы, очевидно, выделялись не только многочисленностью, но и политическим весом, о чем говорит факт их военного предводительства242.

237Салахетдинова М.А. Сочинение Мухаммед-Садыка Кашгари «Тазкира-и ходжаган» как источник по истории киргизов // Известия АН Киргизской ССР, 1959. – Серия общественных наук. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 110.

238Там же. – С. 119-121. См. также: История Киргизской ССР. – Фрунзе:

Кыргызстан, 1984. – Том 1. – С. 466.

239Салахетдинова М.А. Сообщения о киргизах в «Хидайат-намэ» Мир Халь адДина // Известия АН Киргизской ССР, 1961. – Серия общественных наук. – Т. 3.

– Вып. 2. – С. 138.

240Караев О.К. Чагатайский улус. Государство Хайду. Могулистан. Образование кыргызского народа. – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – С. 122.

241Салахетдинова М.А. Сообщения о киргизах в «Хидайат-намэ» Мир Халь адДина // Известия АН Киргизской ССР, 1961. – Серия общественных наук. – Т. 3.

– Вып. 2. – С. 138.

242Там же. – С. 136.

81

Позднее, в 1864 году власть в Кашгаре захватывает предводитель кыргыз-кипчакского рода торайгыр Садыкбек, «потомок родоначальника бурутов (кыргызов – Р.А.) и правителя г. Ташбалыка Акима»243. Он пытался привлечь на своюсторонууйгурскихфеодалов,новтожевремяопирался на поддержку кыргызской племенной знати. Позднее, столкнувшись с растущим недовольством уйгуров, Садыкбек обратился к аталыку кокандских ханов кыргыз-кипчаку Алымкулу с просьбой о присылке: «кого-нибудь из потомков восточнотуркестанских ходжей, пообещав за это подчинить Кашгар Коканду»244. Выбор Алымкула пал на Бузрука

– последнего оставшегося в живых сына руководителя антицинского восстания в 1825–1828 гг. Джахангира-ходжи. Среди лиц, сопровождавших нового правителя Кашгара находился Якуб-бек, будущий правитель государства Йеттишаар.

В этой связи большой интерес представляют собой сведенияС.М.Абрамзонаотом,чтонекоторыестарикипрямо указывают на то, что кипчаки выделились из среды народа «ак-калпак» (как называют древние племена кыргызов – прим.С.Абрамзона)вкачествегосподствующейгруппы,они считались аксакалами (бийлеп чыкты; от бийле – управлять, владеть,повелевать),чтовначалевсемикыргызамиуправляло племя кипчак, а позднее – племя багыш245.

Как отмечает С.М. Абрамзон, кыргызское племя кипчак явно обнаруживает свою связь с племенами «алтайского» происхожденияинеможетбытьсопоставленосаналогичными

243Валиханов Ч.Ч. О состоянии Алтышара или Шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858–1859 гг. // Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. – Т.3. – С. 56.

244Исиев Д.А. Уйгурское государство Йэттишар (1864–1877). – М.: Наука, 1981.

– С. 19.

245Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

– Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – С. 58.

82

племенами среди узбеков и каракалпаков. Он пишет, что: «в составе кыргызского племени кипчак (тогуз уруу кипчак, т.е. девятиродовый кипчак – С.А.) называют следующие основные подразделения: тору айгыр, таз, коджомюшкюр, жартыбаш, шерден, кармыш, жаманан, омонок, алтыке. Среди подразделений этого племени, проживающих на юге Кыргызстана, не представлены некоторые группы, расселенные только на территории Синьцзян-Уйгурского автономногорайонаКНР:кан-кипчак,товур-кипчакидр.»246.

Сравнение списка С.М. Абрамзона со списком Я.Р. Винникова247, а также списками Б.Д.Джамгерчинова248, С. Аттокурова249, Турдубая Умар уулу250 показывает, что у С.М. Абрамзона отсутствуют такие подразделения как кызыл-аяк, ахтачи и сарт-кипчак. Кроме того, у Турдубая Умар уулу присутствуют такие подразделения как кара-кипчак, сары- кипчак,кытай-кипчак,көк-кипчак,ак-кипчакибөө-кипчак251.

По сообщению информаторов Ысакова Мухтара и Кенжебаева Мирзамхамдама252, легендарные Кожом-Шукур и Джартыбаш считаются братьями, а представителей рода кожомшукур еще называют кан-кипчаками по имени батыра Курманбека, сына Тейит-хана. От Курманбека происходил Сейтек, сын которого – Шырдакбек упоминается в числе

246Там же. – С. 55.

247Винников Я.Р. Родо-племенной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции.

– М.: Наука, 1956. – Т.1. – С. 159-160.

248СтруктураплеменЮжнойКиргизиивпериодприсоединениякРоссиивкниге: Джамгерчинов Б.Д. Присоединение Киргизии к России. – М.: Изд-во соц. экон. лит-ры, 1959. – С. 19-26.

249Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – 185 б.

250Турдубай Умар уулу. Кыргыз санжырасы. – Бишкек: Арым, 1991. – 24 б.

251Там же. – 24 б.

252Полевые записи № 14, 15. Ысаков Мухтар, 1930 г.р., село Джийде Сузакского района Жалалабатской области; Полевая запись № 12. Кенжебаев Мирзахамдам, 1926 г.р., село Джийде Сузакского района Жалалабатской области.

83

предков подразделения кожөмшүкүр253. Мы уже упоминали предание о прибытии кыргыз-кипчаков из местности Көк- Дөбө-Каркыра во главе с ханом Шырдаком.

Другие сведения, сообщенные Я.Р. Винникову Алиханом Тагаевымв1954году, говорятотом,чтокипчакови нойгутов изместностиИтаркаСарыджолпривелнекийЧумач-бийгде- то300летназад254.Чумач-бийможетбытьвполнесопоставлен с историческим Чамаш-бием, который согласно «Тарих-и Шахрухи» был потомком Алтын Бешика (легендарного сына Захириддина Бобура, основателя династии кокандских ханов – Р.А.). Считается, что Чамаш-бий усердно служил шейбаниду Абдуллах-хану (1583-1598) и был любимым мюридом Лутфаллаха Чусти255.

По другой легенде, девять подразделений кыргызских кипчаков – тогуз-уруу кипчак с древнейших времен кочевали в горных районах Ферганы, Памиро-Алая и даже Кашгара. Следуетотметить,чтоименнодевятьподразделенийкипчаков входят в состав южных алтайцев. Как пишет исследователь Н.А. Тадина, сёок кипчак состоит из 9-ти подразделений: котоң кипчак, казак кипчак, сурас кипчак, тумат кипчак и др., при этом сёок кипчак возглавляет также сёоки мундус и кергил256.

В составе кыргыз-кипчаков обнаруживаются родовые подразделения, встречающиеся в составе целого ряда

253Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

– Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – С. 57.

254Винников Я.Р. Родо-племенной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции.

– М.: Наука, 1956. – Т.1. – С. 159.

255Бейсембиев Т.К. Легенда о происхождении Кокандских ханов как источник по истории идеологии в Средней Азии (на материалах сочинений кокандской историографии) // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. –

Алма-Ата: Наука, 1983. – С. 98-99.

256Тадина Н.А. О трех линиях родства у алтайцев // Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. – СПб.: Наука, 2005. – Вып. 9. – С.

84

народов, в этногенезе которых приняли самое активное участие средневековые кипчаки. Например, древний кыргызско-кипчакский род джетти-кашка, упоминаемый в «Маджму ат-Таварих» в составе сподвижников Манаса257 сопоставляется со средневековым кипчакским племенем жете/жети/джети. Это племя упоминается в списках кипчакских племен, описанных ан-Нувайри, ибн-Халдуном, Бейбарсом Эльмансури258, также в составе узбекских племен.

Около 350 лет назад в Фергане появляются новые кочевники – кипчаки, прибывшие из Монголии, причем в их составе было несколько одноименных поразделений. Незадолго до возникновения Кокандского ханства в Фергане появляется небольшая группа кыргызов во главе с Ходжашукурбием, называвшими себя также кипчаками. Их потомство впоследствии стали называть подразделением кожөмшүкүр группы кипчак259. Следует отметить, что по сообщению Исакова Мухтара, его сородич Ташпаев Нурилла со слов некоего Каимбая из селения Рауткаут в Баткене записал родословную кожомшукуров, согласно которой отцом Коджо-Шукура был Кожо Тилекабыл (именуемый еще Мустожабом или Мустояном – Р.А.), а дедом – Кожо Башбармак. Согласно этой версии от КожоШукура происходят роды кавалы (кяльдар), казак, аткельтир и азберды, в который входят подразделения нодыр и эшмат. Позднее к ним присоединились такие родовые группы, как доскана, чоок, чегитир, кашкарлар, жаман тукум и джыгачаяк260.

257Сайф ад-Дин Ахсикенти. «Маджму ат-Таварих» //Материалы по истории киргизов и Киргизии. – М.: Наука, 1973. – Вып. I. – С. 200-216.

258Там же. – С. 540-541

259Там же. – С. 159.

260Полевые записи № 14, 15. Ысаков Мухтар, 1930 г.р., село Джийде Сузакского района Жалалабатской области.

85

В этой связи следует, на наш взгляд, присоединиться к мнению Я.Р. Винникова о том, что вряд ли эти сообщения исторически достоверны, но, во всяком случае, они являются одним из многих примеров традиционного представления о расселении в местах современного обитания ичкиликов, средикоторыхважнуюисторическуюрольиграликипчаки261.

Как сообщает С.Н. Абашин, ферганские кипчаки сохраняли свою обособленность вплоть до XX века262.

Тем самым, подтверждается предположение С.М. Абрамзона о том, что кыргызское племя кипчак было связано с восточной, приалтайской, ветвью кипчаков и продвинулось на территории современного Кыргызстана через Семиречье.

КXVI веку – времени написания «Маджму ат-Таварих»

кипчаки уже являются составной частью кыргызского эля — каркаринские кипчаки названы народом Манаса.

При всем этом, наличие «девятиродовых» кыргызских и «девятиродовых» южноалтайских кипчаков указывает на некоторую древнюю традицию, по всей видимости, существовавшую во времена вхождения кыргызов и южных алтайцев в единую общность.

1.2. Кыргызское родоплеменное подразделение каңды

Особенностью кыргызского этноса является то, что наряду с многокомпонентным и сложным племенным составом, каждое кыргызское племя в свою очередь состоит из некоторого количества родов, являя собой пример племенной организации в «миниатюре». Как показывает историческая практика, эволюция того или иного племени,

261Винников Я.Р. Родо-племенной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции.

– М.: Наука, 1956. – Т.1. – С. 159.

262Абашин С.Н. Кипчаки Ферганской долины: осколок еврезийских степей // Дешт-и Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры еврезийских народов. Материалы международной научно-практической конференции 10-11 апреля

2003 г. – М.: Наука, 2003. – С. 122-129.

86

всилу тех или иных причин, часто сопровождается сменой названия. Ярким примером такого развития является эволюция кыргызского племени каңды/кангды, которое на разных этапах своей истории меняло названия и этническую основу. Представители кыргызского племени кангды в настоящеевремяпроживаютвЛейлекскомрайонеБаткенской области, Кадамжайском, Ноокатском районах Ошской области, частично в Базар-Курганском и Сузакском районах Жалалабатской области Кыргызстана и в некоторых районах соседнего Узбекистана.

Самое ранее упоминание племени кангды мы встречаем

впервом рукописном генеалогическом списке кыргызских племен «Маджму ат-Таварих» Сайф ад-Дина Ахсикенти. Согласно этому списку, первопредком племени считается некий Кангды, сын Салус-бека Булгачи. Последний является предком отделения ичкилик – «внутренних»263, которое наряду с «правым» и «левым» крыльями составляют триальную структуру родовой организации кыргызов. Особенно важным представляется тот момент, что согласно большинству генеалогических списков кыргызов племя кангды причисляется именно к отделению ичкилик264. Это, безусловно, подтверждает глубокую традиционность генеалогических схем кыргызов.

Название племени и имя родоначальника Кангды указывает на его возможную связь с достаточно известным

вАзии народом/племенем канглы/канлы. Соотношение этнонимов кангды – канглы – канлы объективно отображает особенности кыргызского языка в частности, и кипчакской

263Сайф ад-Дин Ахсикенти. «Маджму ат-Таварих» // Материалы по истории киргизов и Киргизии. – М.: Наука, 1973. – Вып. 1. – С. 200-215.

264Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – 205-208 б.; Эсенкан Торокан уулу. Кыргыздын кыскача санжырасы. – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – Т. 1. – 165 б.; Турдубай Умар уулу. Кыргыз санжырасы. – Бишкек: Арым, 1991. – 22 б.

87

группыязыковвобщем(ккоторойпричисляетсясовременный кыргызский язык – Р.А.).

Кто же такие кангды/канглы? Исследование С.Г. Кляшторного выявляет определенную древнейшую этнонимическую традицию, корнями уходящую во времена «Авесты» – цикла различных по происхождению и содержанию мифов, сказаний и религиозных предписаний ираноязычныхплеменСреднейАзиииВосточногоИранаII-I тысячелетийдон.э.Деловтом,чтоименнов«Авесте»впервые упоминаетсяКанга(Кангха),столицалегендарногоТурана265. Упоминание Канга (Кангхи) встречается и у Фирдоуси, который использовал архаическую топонимическую и этнонимическую номенклатуру «Авесты» и располагал Канг – столицу Турана – за Сырдарьей, на северо-восток от реки266.СравнивназваниеэтогогидронимауИбнХордадбеха как «реки Кангар» с данными древнетюркских рунических надписей о столице кангарасов267 Кангу Тарбане, а также, приняв во внимание сведения китайских исторических летописей о государстве Кангюй с упоминаниями в «Авесте» и «Шахнамэ» Фирдоуси, С.Г. Кляшторный приходит к выводу о существовании на Средней Сырдарье древней этнонимической традиции. Тем самым прослеживается определенная трансформация названий топонимов/ этнонимов/оронимов с единой основой – Кангха-Канг- Кангюй-Кангу Тарбан-Кангар-Кангарас268.

Одним из самых ранних известий о Кангюе являются заметки китайского путешественника Чжан Цяня, посетившего это государство во II веке до н.э. Китайские

265Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. – М.: Наука, 1964. – С. 169.

266Там же. – С. 166.

267Кляшторный С.Г. принимает сопоставление кангарасов с кангаро-печенегами, предложенное впервые Марквартом И.

268Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. – М.: Наука, 1964. – С. 161-179.

88

авторы пишут о нем как о большом государстве, населенном кочевыми племенами, но имеющем и города. Власть кангюйского владетеля простиралась до северных берегов Каспия, где ему подчинялось государство Яньцай или Аланьна–союзсармато-аланскихплемен,кочевавшихмежду Приаральем и низовьями Волги269.

О Кангюе Чжан Цянь пишет в разделе «Повествование о Сюнну»:«ЦарствоКанцзюй.Зимняяставкаправителявземле Лэюэни,вг.Битянь,которыйотстоитотЧанъанина12300ли. Не подчиняется «духу». До [Лэ]юени семь дней конной езды, до летнего местопребывания правителя в Фаньнэй 9104 ли. [Население состоит из] 120 тысяч дворов, 600 тысяч ртов, а отборное войско из 120 тысяч человек. На восток до ставки духу 5500 ли. По обычаям одинаково с Большим Юэчжи. На востоке тесно связано с Сюнну»270.

Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан271, т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен. А.М. Мандельштам предположил, что кангюйцы были прямыми потомками ранее обитавших здесь сакских племен272.

По мнению Л.А. Боровковой, кангюйцы по облику, обычаям и одежде были подобны даваньцам, которые по сообщениям «Ши цзы» и «Хань шу» были европеоидами,

269Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и исследования. – Новосибирск: Наука, 1989. – С. 56-57., см. также примечание № 355 «Государство Канцзюй» на С. 201-202 и примечание № 356 «Государство Яньцай» на С. 202-204.

270Боровкова Л.А. Царства "западного края" во II-I веках до н.э. Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу". – М.: Крафт+, 2001. – С. 293.

271Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – М.- Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – Кн. 2. – С. 229.

272Мандельштам А.М. К восточным аспектам истории ранних кочевников Средней Азии и Казахстана // Краткие сообщения Института Археологии. – М., 1978. – Вып. 154. – С. 23.

89