Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Мулик_А_Б_Ред_Физиология_адаптации_Материалы_1_й_Всероссийской_научно.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.89 Mб
Скачать

Содержание белка, глюкозы и холестерина в плазме и эритроцитадсорбированном пуле после введения витамина е и пальмового масла

Показатели

Общий белок, г/л

Глюкоза,

ммоль/л

Холестерин, ммоль/л

В плазме

Контроль

52,84±2,42

4,91±0,35

1,64±0,09

Витамин Е +пальмовое

масло

53,25±1,74

5,17±0,25

1,70±0,06

В смыве

Контроль

16,10±1,34

2,61±0,1

1,82±0,07

Витамин Е +пальмовое

масло

21,17±1,69

3,25±0,17

2,08±0,11

Отношение смыв/плазма

Контроль

0,31±0,05

0,54±0,05

1,12±0,06

Витамин Е +пальмовое

масло

0,40±0,03

0,65±0,05

1,24±0,08

Особенно значительные изменения были выявлены в смыве с эритроцитов. Так количество белка переносимого на поверхности эритроцитов увеличилось на 31,7%, глюкозы – на 26,9%, холестерина - на 16,7% по сравнению с контролем. В плазме были выявлены незначительные сдвиги по содержанию глюкозы (увеличение на 6%), холестерина (увеличение на 3,7%). Содержание белка оставалось на уровне контрольных показателей.

Увеличение показателя «смыв/плазма» одновременно по белку (на 29%), глюкозе (на 20,4%) и холестерину (на 10,7%) указывает на повышение адсорбционно-транспортной функции эритроцитов.Таким образом, при комплексном введении витамина Е и пальмового масла происходит одновременное увеличение транспорта белка, глюкозы и холестерина на поверхности эритроцитов, что указывает на улучшение адсорбционно-транспортной функции эритроцитов.

Литература

  1. Волкова Н.А. Влияние некоторых антиоксидантов на функциональную активность эритроцитов больных сахарным диабетом // Сбор. тезисов 2-го Съезда росс. науч. общ. фармакологов. – М., 2003. – С. 102.

  2. Гаврилова Л.В. Влияние некоторых антиоксидантов на гемостаз при экспериментальной дислипидемии, артериальной гипертонии и сахарном диабете второго типа: Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Саранск, 2001.

  3. Косолапов В.А., Степанов А.В., Спасов В.А. Антиоксиданты: современное состояние проблемы // Сбор. тезисов 2-го Съезда росс. науч. общ. фармакологов.- М., 2003.-С.263.

  4. Шмырев В.И., Миронов Н.В., Горяйнова И.И. Роль антиоксидантов в биологической клеточной трансплантологии // Труды нац. научно-практ. конф. с межд. участием «Свободные радикалы, антиоксиданты и болезни человека».-Смоленск, 2001.- С.205-207.

Активность фотопической и скотопической подсистем зрения и субъективное ощущение качества зрительных функций

Д.И. Кошелев, Е.А. Тимофеева

ФГУ «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Росздрава», г. Уфа

Тема сохранения здоровья обучающихся уже не один год является предметом обсуждения педагогов, врачей, психологов, ученых. Результаты исследования ученых доказывают, что современная школа основательно подрывает здоровье детей, понижает порог жизнеустойчивости, выносливости, истощает резервные и защитные возможности организма [1]. Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит перед студентами вузов. Обучение в вузе приходится на период выраженной социально-психологической перестройки молодых людей, и, кроме того, сопровождается высокими нагрузками. Не случайно в этот период увеличиваются темпы прироста общей заболеваемости по сравнению с 14-летними [1].

Современный технологический прогресс предъявляет повышенные требования к устойчивости нервной системы человека в целом и в частности к работе анализаторных систем мозга. При этом основное давление оказывается на орган зрения, учитывая его ведущую роль в обработке экстрасенсорной информации. В данных условиях адаптивные возможности зрительной системы могут рассматриваться как важнейшая составляющая здоровья [2]. В этих условиях исследования, направленные на изучение механизмов достижения и поддержания оптимального состояния зрительного анализатора, являются весьма актуальными.

Наряду с объективными методами исследования состояния различных уровней зрительной системы, большое значение принадлежит субъективной оценке качества зрительных функций. Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи субъективной оценки качества зрительных функций и активности скотопической и фотопической подсистем зрения.

Методика. В исследовании приняли участие 15 испытуемых в возрасте 20-24 лет, среди которых 7 - без нарушения зрения и 8 – с миопией различной степени. Выяснение субъективной оценки качества зрения заключалось в опросе испытуемых по специально разработанному опроснику. Оценка качества зрения производилась по 10 бальной шкале на основе субъективного ощущения. Понятие качества заранее не разъяснялось испытуемым, для достижения свободы в выборе его критериев. После процедуры оценки выяснялись особенности принятия решения о выставляемом балле. Также, тестирование включало в себя выявление спектра жалоб и оценки степени их выраженности по 5-ти бальной шкале. Кроме того, оценивали активность скотопической и фотопической подсистем зрения на основе данных темновой адаптометрии. Скорость темновой адаптации регистрировали при помощи портативного адаптометра SST-1 (LKC Technologies, USA) в стандартных условиях. Тестирование производилось в изолированной от света комнате. Перед тестированием производился засвет для приведения зрительной системы в стандартное состояние. Задача испытуемого состояла в обнаружении световых колебаний фиксированной яркости на экране прибора. В ходе исследования темновой адаптации яркость световых колебаний уменьшалась. Регистрировалось время, которое требовалось для достижения каждого из фиксированных уровней темновой адаптации (19 точек).

Результаты и обсуждение. В результате опроса был получен полный спектр субъективных оценок от 1 до 10. На основании данных оценки качества зрения группа была разбита на 3 части: с низкой, средней и высокой оценкой качества зрительных функций. Большинство испытуемых (6 человек) оценило качество своего зрения на 7 баллов, составив группу со средней оценкой. Испытуемые с оценкой выше 7 баллов (5 человек) составили группу с высокой оценкой качества зрения, а ниже 7 баллов (4 человека) группу с низкой оценкой. Причины, ведущие к снижению балла субъективной оценки можно разделить на 3 варианта. Первый - снижение оценки из-за наличия рефракционных нарушений, которые создавали неудобства в повседневной жизни. Данный вариант снижения необязательно сочетался с жалобами на зрительные функции. Такое снижение можно условно назвать «эргономическим». Второй вариант присущ в основном испытуемым без патологии зрения, которые снижали оценку, исходя из соображений надёжности, то есть жалоб и претензий к работе зрительной системы они не предъявляли, однако, снизив оценку, субъективно достигали большей надёжности. Такой вариант можно назвать «страховочным». И последний вариант снижения – «реальный», базировался на ощущениях недостаточной адаптационной возможности зрительной системы и наличия конкретных зрительных жалоб.

Анализ спектра и степени выраженности жалоб показал, что большинство испытуемых (10 человек) испытывает высокую или среднюю степень усталости зрительной системы. При этом испытуемые, не отмечающие усталости (5 человек) вошли по качеству в 1 и 2 группы. В целом можно отметить, что группы с высокой и средней оценками имели схожие показатели по спектру и степени выраженности жалоб. Вероятно, что этот факт объясняется снижением балла качества из-за рефракционных нарушений, не имеющих проявлений на уровне зрительных функций. Группа 3 с низкой оценкой качества зрения в значительной степени отличалась по выраженности и спектру жалоб. Так, основными жалобами в группе выступали: высокая степень зрительной утомляемости, болевые ощущения в глазах и висках, покраснение и зуд в глазах, а также трудности при смене освещенности. Набор жалоб указывает на вовлечение в процесс дезадаптации как вегетативной нервной системы, так и специфических зрительных систем. Руководствуясь классификацией Баевского данное состояние можно отнести к преморбидному уровню, который характеризуется протеканием на фоне перенапряжения и истощения регуляторных систем [3]. По той же классификации, состояние половины испытуемых с высокой и средней оценкой качества может быть отнесено к донозологическому уровню, так как сохранение высокого качества обеспечивается повышенным функциональным напряжением, что проявляется в жалобах на повышенную утомляемость. Известно, что для организма здорового человека характерна высокая адаптивность при наличии больших функциональных "запасов" [4].

Сопоставление данных субъективной оценки и параметров темновой адаптации позволило выделить несколько ключевых моментов. Во-первых, это достаточно эффективная работа фотопического звена зрительной системы у всех испытуемых, что согласуется с отсутствием патологии центрального зрения. Скорость адаптации в фотопической области находилась в пределах нормальных значений и не имела значимых корреляций с оценкой качества зрения. Более того, при сравнении данных в фотопической части темновой адаптации обнаружена тенденция к более высокой скорости адаптации у тех испытуемых, которые оценивали качество своего зрения наиболее низко (менее 7 баллов). Переход к скотопической части темновой адаптации характеризуется постепенным замедлением скорости адаптации у испытуемых с низкой и средней оценкой. Обнаружена отрицательная корреляция времени достижения начальных этапов темновой адаптации и значений максимальной чувствительности скотопической подсистемы. Таким образом, усиление активности фотопического звена зрительной системы согласовано с угнетением скотопической подсистемы [5].

Лежат ли в основе данного смещения функциональной активности фотопической и скотопической систем органические изменения или функциональные сдвиги неясно, тем не менее, можно предполагать, что влияние повседневной деятельности играет важную роль в установлении баланса активности этих подсистем. Фотопическая подсистема наиболее часто используется в современном техногенном мире, так как именно через центральное поле зрения поступает основное количество информации. Именно благодаря данной подсистеме обеспечивается зрительный поток на протяжении всего процесса обучения. Скотопическая подсистема значительно менее задействована, несмотря на ее огромное функциональное значение для организма. Основными факторами, способствующими сдвигу функционального баланса в сторону фотопического звена зрительной системы, можно считать: сбой режима сна, регулярную работу в ночное время суток и частую работу с дисплеями и видеотерминалами, что обеспечивает дополнительную нагрузку на центральную область поля зрения. Не исключено, что наряду с нарушением баланса фотопической и скотопической подсистем, изменяется и степень задействования в зрительном процессе парво- и магноцеллюлярной систем, с преимущественной нагрузкой на парвоцеллюлярную систему, которая больше задействована при детальной обработке зрительной информации [6].

Таким образом, восприятие качества зрения зависит от сбалансированной работы скотопического и фотопического звеньев зрительного анализатора. При этом более уязвимым звеном является палочковая подсистема зрения. Мы считаем, что подавление активности скотопической подсистемы осуществляется в процессе повседневной деятельности человека, так как скотопическая подсистема не обеспечивается в достаточной степени функциональной нагрузкой. Кроме того, в значительной степени, на качество зрительных функций влияет хроническое напряжение центрального поля зрения. Следовательно, возможными направлениями для предотвращения появления астенопических жалоб и снижения качества зрительных функций являются: развитие способности к произвольному управлению размерами оперативного поля зрения для оптимизации работы центральных отделов зрительного анализатора и достаточная функциональная нагрузка на элементы скотопического звена зрительной системы.

Литература

  1. Румянцев, А.Г. Опыт междисциплинарной оценки состояния здоровья обучающихся / А.Г. Румянцев, М.В. Тимакова, А.И. Подольский и др. // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса. Матер. Всеросс. научн.-практ. конф. – Чебоксары, 2004. – С.183.

  2. Бабенко, В.В. Функциональные резервы сенсорных систем в онтогенезе: методы мониторинга и оптимизации / В.В. Бабенко, О.Г. Симоненко // Валеология. – 2002. - №3. – С.86-92.

  3. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Медицина, 1997. – 236 с.

  4. Михайленко, А.А. Изучение иммунного статуса в оценке и прогнозировании здоровья человека / А.А. Михайленко, Б. В. Городицкий, В. В. Сидельцев и др. // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья. – Москва, 1985.- С.200.

  5. Шостак, В.И. Адаптационное взаимодействие фотопического и скотопического зрения / В.И. Шостак. – Физиол. ж. им И.М. Сеченова. – 1973. - №5. – С.725-728.

  6. Зуева, М.В. Современные представления о параллельности зрительных путей / М.В. Зуева, Цапенко И.В. // Клиническая физиология зрения: Сб. науч. тр. - М.: ПБОЮЛ «Т.М.Андреева», 2002. – С.70-91.