Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданская журналистика. Лекция 2.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
51.21 Кб
Скачать

Новое понимание гражданской журналистики

Проблема использования понятия «гражданская журналистика» осложнилась в последние два-три года, когда в России оно стало широко употребляться в значении citizen journalism.

Пространство сitizen journalism – интернет. Джойс Нип, исследуя формы и уровни участия аудитории, представляет в 2005-2006 гг. пять моделей: традиционная журналистика (traditional journalism), общественная журналистика (public journalism), интерактивная журналистика (interactive journalism), партиципарная журналистика (participatory journalism), гражданская журналистика (citizen journalism). По его словам, этот список многократно критиковали и дополняли42.

Известный блогер из Германии Михаил Гизигер в 2007 г. пишет, что интересующиеся гражданской журналистикой (Bürgerjournalismus) сталкиваются с вавилонским смешением терминов, которые приходят из английского языка едва ли не каждый день. Характеризуя партиципарную журналистику (participatory journalism), совместную журналистику профессионалов и любителей (pro-am journalism), сетевую журналистику (network journalism), журналистику открытых ресурсов (open source journalism), кроудсорсинговую журналистику (сrowdsourced journalism), он отмечает, что гражданская журналистика (citizen journalism) является обобщающим понятием, платформой для всех этих видов43.

Примерно такая же картина с названиями, пришедшими из интернета, наблюдается и в России.

В рунете гражданская журналистика в значении «citizen journalism» ограниченно употреблялась с начала 2000 гг. Перелом случился в 2007 г., когда в России произошел массовый выход в блогосферу, точнее, на сервис «Живого Журнала» (livejournal). В этом же году инициаторы во главе с известным блогером и активистом рунета В. Вылегжаниным провели первый в России форум гражданских журналистов44.

Начиная с 2007 г. термин «гражданская журналистка» стал привычным в интернете, затем его освоила традиционная профессиональная журналистика.

Скорость, с которой гражданская журналистика вошла в язык медийного сообщества на новом этапе, озадачивает. Главной причиной этому, видимо, является то, что субъекты массового медийного пространства не знакомы с историей термина и его первоначальным значением.

Но «…вряд ли кто-нибудь может запретить практикам называть это так», – говорит известная исследовательница, анализируя актуальные для нее примеры употребления терминов45. Остается прибавить, что и теоретикам не запретишь тоже. Примерно через два года, в 2009 г., термин «гражданская журналистика» в значении citizenjournalism уже присутствует в академической сфере46.

При этом иногда исследователь даже и не знает, что русскоязычный эквивалент «гражданская журналистика» появился в доинтернетовскую эпоху и продолжает существовать в первоначальном значении.

 

Преемственность в направлениях: желаемое и действительное

Каков же характер связи между civic и citizen journalism там, где эта связь существует?

Дэвис Меррит видит разницу между направлениями в том, что общественная журналистика (public) была разработана как концепция и ее инициаторы призывали практиков на основе концепции создавать реальные проекты. [В данном контексте Дэвис Мэррит рассматривает общественную (public) и гражданскую (civic) как синонимы. – Н.Х.] Гражданская журналистика (citizen), наоборот, возникла как массовое практическое движение, которое ищет различные теории для своего обоснования47.

Джек Розенберри, подводя итоги дискуссии по этому вопросу, развернувшейся в его книге, отмечает, что деятельность граждан не является автоматически гражданской журналистикой. Ответственность за развитие плодотворного симбиоза между двумя направлениями и развитие журналистики, в которую вовлечены граждане (citizen-engaged press), он возлагает в большей степени на профессиональных журналистов48.

В США нити от civic journalism к citizen journalism тянутся в различных сферах. Многочисленные примеры дает повседневная практика, в том числе локальных интернет-изданий. Опыт современной локальной журналистики, основанной на активности граждан, был широко представлен на Национальной конференции за реформы в медиа (the National Conference for Media Reform) в апреле 2011 г. в Бостоне49. В сфере исследований примечательно, что группа университетских преподавателей, которые раньше изучали гражданскую (civic) журналистику, теперь сосредоточились на направлениях civic и citizen50.

На развитие журналистики, которой занимаются граждане, работает также целенаправленная политика фондов. С 2005 г. «Джей-лаб» (J-lab), или Институт интерактивной журналистики, где директором сейчас работает Джейн Шаффер, направил 185 млн. долл. на 146 новых проектов в 23 штатах (данные на июль 2011 г.). Это не считая средств, потраченных на тренинги журналистов и поддержку студенческих новостных сервисов51. Основное финансирование осуществляют «Фонд Найта» (Knight Foundation) и «Фонд Маккормика» (McCormick Foundation)52. Все проекты, так или иначе, развивают новую гражданскую журналистику (new citizen journalism). Не всегда это находит понимание у приверженцев традиционных СМИ. Полемизируя с такой политикой, обозреватель Рик Эдмондс пишет, что давно известно: «Фонд Найта» теперь предпочитает давать гранты новым медиа и не поддерживает традиционные, оставляя их во время кризиса на произвол судьбы53.

Взаимосвязь в США между civic и citizen остается идеальным, желаемым, а не достигнутым результатом, но она присутствует в общественном, профессиональном и научном дискурсе, и это главное.

В России связь между citizen journalism и civic journalism в исследованиях и на практике значительно слабее.

Актуальнейшую для гражданской журналистики проблему изменения социально-функциональных ролей журналиста в интернет-СМИ рассматривает И.В. Стечкин на примере развлекательных программ, объясняя это тем, что развлекательные программы преобладают54. Д.В. Платонова делает вывод о том, что использование онлайновых версий зависит от предыдущей политики каналов. Те из них, которые обеспечивают участие аудитории в традиционных версиях, переносят эту практику и в онлайновые55.

Исследование российской блогосферы 2009-2010 гг. выделяет различные зоны и кластеры дискуссионного ядра, где, например, наряду с социальным и экологическим активизмом присутствуют национализм, хобби, а также инструментальная зона с целью получать от блога доходы56.

Профессиональные журналисты в последнее время стали расценивать гражданских журналистов (сitizen journalism) как дополнительных поставщиков информации, близких понятию «репортер». При таком взгляде у журналистов традиционных медиа, так же как у исследователей, исчезает понятие общественной и гражданской инициативы, которая является сутью гражданской журналистики и в первом, и во втором значении этого слова. Гражданские журналисты, самоидентифицируя себя, поступают по-разному. Меньшая часть находит свои корни в civic journalism, как, например, Молодежное правозащитное движение, которое определяет суть гражданской журналистики как продвижение в медийном пространстве ценности прав и свобод человека57. Достаточно примеров того, что блогеры расплывчато представляют свою гражданскую позицию, как это можно видеть из текста манифеста Центра гражданской журналистики Екатеринбурга58.

Есть основания говорить о том, что на данном этапе массовая гражданская журналистика в значении citizen journalism не свидетельствует о массовом наличии гражданской культуры.