Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч.-мет. пособие ГМН и ЭП.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
1.99 Mб
Скачать

1. 4. 6. Международная защита озонового слоя Земли.

Уже в конце 70-х гг., еще до обнаружения озоновых дыр, в США и Скандинавских странах развернулось широкое экологическое движение за ограничение производства ХФУ и использования аэрозольных упаковок на основе фреонов в быту и начался поиск их заменителей.

Созданная в 1974 г. Программа ООН по окружающей среде- ЮНЕП (United Nations Environment Programme-UNEP) уже в 1976 г. занялась вопросом озонового слоя, признав разрушение стратосферного озона важнейшей экологической проблемой.

Тревога мировой общественности и осознание ею неотвратимости экологической катастрофы, к которой может привести разрушение озонового слоя Земли, периодические исследования содержания озона в атмосфере, проводимые под эгидой ЮНЕП, обеспечили основу для международных переговоров, поскольку проблема носит глобальный характер. Была принята Международная конвенция об охране озонового слоя (Вена, весна 1985 г.) и Монреальский протокол к ней (сентябрь, 1987 г.). Венская конвенция (ВК) и Монреальский протокол (МП), а также поправки к Протоколу, принятые в Лондоне (1990 г.), Копенгагене (1992 г.) и Вене (1995 г.) предусматривали замораживание и последующее сокращение наиболее опасных для озонового слоя веществ. Полностью выпуск ХФУ должен быть прекращен к 2001 г.

Как отмечается в документах Секретариата ВК и МП, наибольшую озабоченность в свете рассматриваемой проблемы вызывают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, потребление которыми ОРВ составило в 1995 г. около 150 млн. тонн. При этом в общей сложности потребление ОРВ в развивающихся странах за последние 10 лет возросло примерно на 50%. Одни из них, такие как Египет, Индонезия, Турция, Мексика, Чили и некоторые другие, сократили потребление ОРВ, в то же время такие крупные страны, как Индия, Китай, Филиппины, увеличили его. В настоящее время примерно 25% населения планеты почти завершили процесс поэтапного сокращения использования ОРВ в соответствии с требованиями МП, остальным 75% еще предстоит пройти этот путь. Результат этих мер не замедлил сказаться: уже в 1990 г. прекратился рост содержания хлоридов в атмосфере Земли. А с 1994 г. наметился даже некоторый спад. Тем не менее хлоридов уже накопилось немало, и они продолжают поступать, поэтому толщина слоя озона сможет удвоиться ( то есть вернется к уровню 1979 г.) только примерно через 50 лет. И есть надежда, что озоновые дыры все-таки будут со временем «заштопаны».

День принятия МП-16 сентября по инициативе ЮНЕП с 1995 г. объявлен Международным днем защиты озонового слоя нашей планеты.

1. 4. 7. Озоновый щит над Россией.

Аномалии в озоновом слое над территорией России впервые были отмечены в начале 90-х гг., особенно значительными они стали в последние годы.

Так, в январе 1996 г. озоновая дыра с 20%-ным дефицитом озона наблюдалась в северо-западных областях России, причем над С.-Петербургом содержание озона составило 190-220 единиц Добсона. Это происходило в условиях, когда из-за особенностей атмосферной циркуляции большой регион оказался блокированным от богатых озоном областей, в результате чего фотохимическое разрушение озона не компенсировалось его поступлением оттуда.

По данным Центральной аэрологической обсерватории Роскомгидромета, в марте-апреле 1997 г. над Сибирью (особенно над Якутией) содержание озона едва достигало 35% от нормы, в районе Мурманска и Архангельска дефицит озона составил 25%.

Россия к моменту принятия МП (конец 80 гг.) находилась среди крупнейших мировых производителей и потребителей главных ОРВ. Пик их производства в России пришелся на 1990 г. и составил тогда 20% от мирового производства. В настоящее время в России выделяется пять основных секторов потребления ОРВ: аэрозоли-46%, Холодильники-27%, растворители-14%, пенопласты-11% и огнетущители-2%.

На момент подписания ВК и МП СССР, один из их учредителей, однозначно характеризовался как промышленно развитая страна, от которой ожидалось, что она проведет поэтапное сокращение потребления ОРВ наряду с другими промышленно развитыми странами без какой-либо помощи с их стороны. Однако с распадом СССР в 1991 г. и переходом России к рыночным механизмам экономики обнаружилось ее хозяйственная несостоятельность, а социально-политические перемены поставили так много проблем, что Россия в первые годы после распада Союза не могла полностью осуществлять мероприятия, предусмотренные МП. В настоящее время благодаря усилиям правительства России, а также помощи, оказываемой международными фондами, положение меняется в лучшую сторону. Выполняя принятые на себя обязательства по международным соглашениям, регулирующим производство ОРВ, Россия неуклонно снижает объемы их производства. Это следует из таблицы 1.

Таблица 1

Объемы производства ОРВ (т) в Российской Федерации

Годы Фреоны Галоны

1990 110140 4250

1996 12122 222

Ряд крупнейших в мире предприятий-потребителей ОРВ-перешли на использование альтернативных озонобезопасных веществ. Для ряда крупнейших потребителей фреонов их заменой стали углеводородные пропелленты (УВП). Уже более 80% производимых в мире аэрозольных упаковок содержит УВП. На эту технологию в 1994г. перешли крупнейший в России Казанский завод аэрозольных упаковок и ря других прежприятий. Впрочем, УВП нельзя считать достойной заменой фреонов ввиду их взрывоопасности, поэтому работы по созданию новых пропеллентов в этом секторе продолжаются. В холодильной технике также нет пока идеальных заменителей фреонов. Наилучшим в настоящее время считается хладагент ХФУ-13 с нулевым озоноразрушающим потенциалом, однако он относится к парниковым газам (его потенциал глобального потепления в несколько тысяч раз выше, чем углекислого газа).

Разработка экологически безопасных хладагентов продолжается. Имеются предложения по замене фреона-11 циклопентантом. Созданы хладагенты С-1 и С-10, которые можно использовать совместно с применяемыми в российских и зарубежных холодильных агрегатах хладагентами, что позволяет производить их замену без конструктивных переделок самих агрегатов. Эти хладагенты имеют практически нулевой озоноразрушающий потенциал и низкий потенциал глобального потепления.