Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Том 1.pdf
Скачиваний:
90
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
13.73 Mб
Скачать

Рис. 6.5. Нарушения ритма сердца при дисфункции синусового узла. А — эпизод остановки синусового узла, при котором величина длинной паузы не кратна длительности основного синусового цикла; ускользание комплексов отсутствует. Б — во время эпизода АВ-блока, вероятно, по типу Венкебаха, отмечается ускользание комплексов предсердно-желудочкового соединения. В — желудочковые эктопические комплексы при синусовой аритмии.

Блок выхода из синусового узла

Когда синусовый узел оказывается неспособным к проведению импульса в предсердие, говорят о «блоке выхода из синусового узла». Блок может локализоваться внутри синусового узла или в пределах синоатриального соединения. Более того, генерирование спонтанного Импульса в синусовом узле может быть нормальным или аномальным.

При синоатриальном блоке первой степени отмечается аномальное увеличение времени синоатриального проведения. Однако даже в таких условиях каждый спонтанно возникающий в синусовом узле импульс достигает предсердий, правда, с определенной задержкой. Синоатриальный блок первой степени нельзя распознать на поверхностной электрокардиограмме. Его выявление методом программируемой преждевременной стимуляции предсердий подробно описано в других разделах этой главы (см. ниже).

Синоатриальный блок второй степени характеризуется периодической неспособностью синусового узла к проведению импульса в предсердия, что проявляется периодическим отсутствием Р-волны на поверхностной ЭКГ. Синоатриальная периодика Венкебаха является следствием прогрессирующего возрастания задержки синоатриального проведения на фоне регулярной пейсмекерной активности синусового узла. Электрокардиографически это проявляется постепенным укорочением интервала Р —Р, предшествующим исчезновению Р-волны (рис. 6.6).

Развитый синоатриальный блок второй степени имеет место в том случае, когда наблюдается регулярное исчезновение антеградного синоатриального проведения, которому не предшествует постепенное увеличение времени синоатриального проведения. Отсутствие Р-волны на поверхностной электрокардиограмме, связанное с синоатриальным блоком второй степени, можно отличить от исчезновения Р-волн при остановке синусового узла; характерно, что длительность паузы между Р-волнами в первом случае абсолютно равна величине нормального интервала Р—Р (рис. 6.7). . '

Полный синоатриальный блок (или блок третьей степени) нельзя отличить от продолжительной остановки синусового узла по проявлениям на поверхностной электрокардиограмме. В обоих случаях Р-волна отсутствует. Развитый синоатриальный блок, как и продолжительная остановка синусового узла (независимо от их происхождения), неизбежно сопровождается серьезными клиническими симптомами.

Рис. 6.6. Ритмограмма демонстрирует повторяющиеся группы сокращений с фиксированными интервалами P—R и укороченными интервалами R —R, за которыми следует компенсаторная пауза. Лестничная диаграмма (ниже кривой) показывает, что синоатриальный феномен Венкебаха возникает вследствие прогрессирующего увеличения задержки синоатриального проведения [Greenwood R. /., Finkelstein D. and Monheit R. Sinoatrial heart block with Wenckebach phenomenon. — Am. J. Cardiol., 1961, 8, 141}.

Рис. 6.7. Ритмограмма и лестничная диаграмма (ниже) позволяют установить этиологию возникновения

паузы.

Интервал Р—Р, содержащий паузу, вдвое превышает длительность нормального синусового цикла, что свидетельствует о развитии пароксизмального синоатриального блока второй степени с задержкой проведения в синоатриальном соединении. С — синусовый узел; П — предсердия; АВ — атриовентрикулярный узел; Ж — желудочки.

Синдром брадикардии—тахикардии

Электрокардиографическим проявлением дисфункции синусового узла часто бывает картина чередования замедленного синусового ритма или медленного ритма подчиненного пейсмекера и тахикардии, как правило, наджелудочкового происхождения (рис. 6.8). Учитывая высокую частоту заболевания предсердий у больных с синдромом слабости синусового узла, мерцание предсердий у них, вероятно, является наджелудочковой тахикардией, наиболее часто наблюдаемой в этих условиях. Однако /возможно также развитие трепетания предсердий, учащенного ритма АВ-соединения и циркуляторной АВ-узловой тахикардии. Может наблюдаться и желудочковая тахикардия (хотя она встречается менее часто). В самом деле, весьма удивительно, что желудочковая тахикардия не являетя наиболее распространенным видом нарушений ритма при дисфункции синусового узла, так как замедление наджелудочкового ритма теоретически предрасполагает к желудочковой дизритмии [92, 93].

Рис. 6.8. Стандартная электрокардиограмма, полученная у больного с учащенным сердцебиением и головокружениями в анамнезе. ЭКГ в 12 отведениях выявляет наличие мерцания предсердий с умеренно учащенным ритмом желудочков. Во время записи ритмограммы (V3R) фибрилляция предсердий спонтанно прекратилась и за очень выраженной паузой последовал ускользающий синусовый комплекс. Данная кривая типична для эпизодов брадикардии — тахикардии.

У больных с синдромом слабости синусового узла резкое спонтанное прекращение эпизода тахикардии часто сопровождается чрезмерным угнетением синуса и активности подчиненного пейсмекера. Электрокардиографические аномалии и симптомы, связанные с центральной нервной системой, могут быть выявлены лишь в такой посттахикардический период, что объективно затрудняет диагностику дисфункции синусового узла у многих больных с синдромом слабого синуса.

Циркуляция с участием синусового узла

Циркуляторная тахикардия с участием синусового узла — исключительный для больных со слабым синусом вид наджелудочковой тахиаритмии. Несмотря на существование достоверных данных, свидетельствующих о безусловности феномена циркуляции в синусовом узле, некоторые исследователи продолжают сомневаться в том, что синусовый узел как таковой входит в состав цепи циркуляции при тахикардии [94— 100]. Тем не менее для того чтобы наджелудочковый ритм мог быть классифицирован как циркуляторная тахикардия с участием синусового узла, он должен отвечать определенным критериям. Обычно такая тахикардия инициируется преждевременной деполяризацией предсердий, возникающей в начале диастолы; Р-волны во время тахиаритмии должны иметь ту же форму, что и при нормальном синусовом ритме; для тахиаритмии характерен замедленный ритм (100— 120 уд/мин); обычно приступ длится недолго (несколько возбуждений) (рис. 6.9) [101, 102].

Рис. 6.9. ЭКГ, типичные для пароксизмальной циркуляции возбуждения в синусовом узле.

А — на верхнем фрагменте нормальный синусовый ритм прерывается короткой вспышкой учащенного ритма; на нижнем фрагменте более продолжительный эпизод учащения синусового ритма. Б — кривые, полученные у другого больного: окончание эпизода «синусовой» тахикардии, явное восстановление синусового ритма с частотой около 65 уд/мин. Обратите внимание на отсутствие изменений морфологии Р-волны в различных ЭКГ-отведениях во время вспышки более быстрого «синусового» ритма [102}. СПП — средняя часть правого предсердия; ВПП — верхняя часть правого предсердия; ЭГПГ — электрограмма пучка Гиса.

Механизм циркуляции в синусовом узле более подробно рассматривается в разделе, посвященном реакции узла на преждевременную стимуляцию предсердий.

Механизмы дисфункции синусового узла при синдроме слабого синуса

При оценке функции синусового узла следует учитывать, что его нормальная работа зависит от тонко сбалансированного взаимодействия между интактными внутренними электрофизиологическими особенностями пейсмекерного автоматизма и синоатриального проведения, с одной стороны, и внешними факторами, влияющими на синоатриальную область, — с другой. Поэтому необходима комплексная оценка не только собственных электрофизиологических детерминант синоатриальной функции, но и целостности вегетативной нервной системы и эндокринной системы, а также исследование, кровоснабжения синусового узла. Эти внешние факторы оказывают глубокое модифицирующее влияние на собственные электрофизиологические механизмы синусового узла и околоузловых структур; нарушение в любом из этих мест может клинически проявиться синдромом слабого синуса. Более того, даже если каждый из компонентов этой сложной системы факторов, от которых зависит нормальное функционирование синусового узла, остается интактным, их

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]