Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП - экзамен - ЮИ ИГУ - 2012.docx
Скачиваний:
237
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
237.77 Кб
Скачать

34. Соглашения о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) - (Production Sharing Agreement) — специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.

Полномочия государственной стороны основываются:

1) на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии или

2) на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определенных обязательств.

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

В 2006 в России в рамках СРП разрабатываются 3 проекта:

1) Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total),

2) «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil)

3) «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).

Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 года около $686 млн., к началу 2010 — $5,6 млрд., а к началу 2012 года — более $10,9 млрд.

Благодаря реализации проектов СРП, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности — шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы — в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 миллиарда рублей, по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа — в 13,2 раза.; только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 миллиардов долларов; построен первый в России и один из крупнейших в мире завод по переработке сжиженного газа.

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.

35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.

Механизм гарантирования иностранных инвестиций, как на национальном, так и на международном уровнях, включает заключение договора страхования между инвестором и гарантирующим органом, обычно по типовой форме с уплатой страхователем страховой премии. Договор включает обязанность инвестора, получившего страховое вознаграждение, передавать в порядке суброгации право своему государству (в лице гарантийного органа) или соответствующей специализированной международной страховой организации на предъявление им регрессной претензии к государству, на территории которого имел место некоммерческий риск, послуживший основанием для возмещения инвестору ущерба гарантийным органом. Гарантийный орган получает также право на получение от инвестора информации обо всех обстоятельствах, угрожающих возникновению некоммерческого риска, а также держит под контролем соответствующие обстоятельства и действия инвестора в этой связи.

Нормы двусторонних межгосударственных соглашений о защите капиталовложений для успешного функционирования нуждаются в связующем звене между международно-правовыми обязательствами государства по договору о защите капиталовложений и частноправовыми обязательствами по соглашению с иностранным инвестором, которое сделало бы государство обязанным отвечать перед иностранным частным инвестором за нанесенный ему ущерб в соответствии с нормами соглашения о защите капиталовложений. Роль такого связующего звена в соглашениях о защите капиталовложений как раз и выполняет условие о суброгации.

Практически в каждом двустороннем договоре о взаимном поощрении и защите капиталовложений содержатся условия о признании суброгации, сходные с условиями из Соглашения РФ с Японией 1998 г.: «Если одна Договаривающаяся Сторона или уполномоченное ею агентство производит платеж любому инвестору этой Договаривающейся Стороны в порядке возмещения, гарантии или в рамках договора страхования, оформленного в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны в отношении капиталовложений и доходов на территории Договаривающейся Стороны, то такая другая Договаривающаяся Сторона признает передачу первой Договаривающейся Стороне или уполномоченному ею агентству любого права и требования такого инвестора в отношении таких капиталовложений и доходов, в счет которых такой платеж был произведен, и суброгацию с первой Договаривающейся Стороной или уполномоченным ею агентством в отношении любого требования или основания для действия такого инвестора, возникшего в связи с этим».

В соответствии с принципом суброгации государство, которое производит выплату компенсации, «признает передачу прав инвестора другой Договаривающейся Стороне» (ст. 7 Соглашения РФ со Швейцарией). Согласно другой формулировке принципа суброгации, «Договаривающаяся Сторона или ее компетентный орган приобретает в порядке суброгации соответствующие права инвестора, основывающиеся на настоящем Соглашении» (ст. 10 Соглашения РФ с Финляндией).