Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Knyazeva_I_V_Antimonopolnaya_politika_gosudarst.docx
Скачиваний:
107
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
706.32 Кб
Скачать

Динамика количества организаций с суммарной долей добавленной стоимости в ввп от 10 до 50 %1

Доля добавленной стоимости в ВВП, %

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

10

52

19

10

11

20

710

207

69

90

30

7 128

2 248

474

620

40

97 937

36 601

4 320

5 364

50

94 621

87 906

102 443

1Расчеты представлены по: [9] (без субъектов малого предпринимательства).


В формировании 10 %-й доли ВВП России в 2003 г. при­нимали участие 52 компании, а в 2006 г. — всего 11. Не ме­нее стремительно менялась концентрация объемов реализа­ции и в 20 %-м диапазоне: здесь количество компаний, внося­щих свой вклад в ВВП России, уменьшилось почти в 8 раз, в 30 %-м участии в ВВП количество компаний уменьшилось особенно существенно — почти в 11,5 раза. Некоторая положи­тельная тенденция роста количества компаний, вносящих свой вклад в ВВП страны, наблюдалась по 40-й и 50 %-й доле. Можно отметить, что именно в диапазоне рынков средней концентра­ции и отчасти низкой стали наблюдаться тенденции к некоторо­му снижению концентрации, а общее количество рынков сред­ней и низкой концентрации имело тенденцию к сокращению.

Данные указывают на ускоренный рост концентрации про­изводства добавленной стоимости в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Такие процессы среди крупней­ших компаний наблюдаются в первую очередь за счет приобре­тения ими непрофильных активов и масштабной диверсифика­ции по продуктовым линиям. Продуктовая диверсификация — важный атрибут структуры рынка, фактор, обеспечивающий преимущества или отставание компании на рынке, вызывающий увеличение доли крупнейших корпораций в деятельности всей промышленности и стимулирующий усиление конкурентной борьбы.

Увеличение количества продуктовых линий активно ис­пользуется компаниями для достижения конкурентных преиму­ществ как на международном, так и на национальном рынке. С одной стороны, это усиливает конкурентную борьбу среди компаний на продуктовых рынках, с другой — формирует в ру­ках ограниченного круга компаний рыночную власть за счет захвата ими все большего количества отраслевых сегментов (рынок нефтепродуктов, мобильной связи).

Положение крупнейших корпораций России отличается большой устойчивостью, и в течение десятилетнего периода из­менения (в основном за счет приобретений и слияний компаний) в составе десятки лидеров практически не произошло. Из 100 ком­паний 26 обновили рейтинг в 1998 г.; 16 — в 2002 г.; 22 — в 1998 г.; 19 — в 2006 г. и 2007 г. Высокая устойчивость в первой сотне связана с общей тенденцией к снижению мобильности компа­ний при постоянном росте их продаж и активов. В составе вто­рой сотни изменения были более заметные: за период наблюде­ния произошло почти половинное замещение компаний. Кроме того, повысилась устойчивость состава групп.

Коэффициенты ротации, рассчитанные в отраслевом разре­зе, показывали самую высокую обновляемость в строительстве, химической промышленности, группах сервисных компаний (около трети предприятий не сохраняет своих позиций); на вто­ром месте по взаимозамещению в рейтинге находились пред­приятия машиностроительного и нефтехимического комплек­сов (в среднем 15-25 %), а самые малые изменения произошли в сырьевых отраслях (нефтяная, угольная промышленность). Движение вверх и вниз в списке крупнейших предприятий и уровень обновляемое™ рейтингов сильно зависели от активно­сти конкурентной борьбы в отрасли [3].

По мере движения от верхней части рейтинга к нижней пе­рестановки были более существенны, так как нижние позиции занимали предприятия менее монополизированных отраслей. Лидеры национальной экономики так сильно оторвались от всей группы экономических субъектов, представленных в группе 400 крупнейших компаний, что даже структурные и институ­циональные сдвиги в экономике не могли подорвать их пози­ции. На этом фоне особую опасность представляет гипертрофи­рованный рост крупнейших российских компаний.

Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны, устойчивость их рейтинговых по­зиций позволяют предположить наличие у таких компаний осо­бой рыночной власти и антиконкурентного влияния (в том числе картелизации) как на рынки реализации продукции, так и на смежные рынки, в которых преобладают контрагентские отно­шения с поставщиками.

Данные об изменении концентрации в российской экономи­ке коррелируют со статистикой слияний и присоединений. Так, исследования ФАС России за 2006-2008 гг. о слияниях и при­соединениях между отраслями экономики показывали, что на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 % всех сделок. Особенно велика доля внутриотрасле­вых слияний и присоединений в машиностроении и пищевой промышленности (более 60 %), электро- и теплоэнергетике (бо­лее 75 %), связи (100 %), что свидетельствует об усиливающей­ся концентрации [6].

Показатели концентрации производства и структура рынков указывают на наличие условий для возникновения и развития конкуренции, однако прямо не характеризуют ее интенсивность. Одним из основных методов оценки интенсивности конкуренции являются опросы руководителей предприятий и организаций.

Массовый опрос российских предпринимателей и топ-ме­неджеров частных компаний относительно состояния делового климата в России, проведенный Всероссийским центром изуче­ния общественного мнения по заказу Российского союза про­мышленников и предпринимателей в сентябре — октябре 2007 г., показал, что «большинство предпринимателей (42 %) считает вектор изменений положительным, хотя доля тех, кто видит до­минирование отрицательных тенденций в отечественной эконо­мике, тоже достаточно велика (22 %)» [2].

Ряд отраслей российской экономики (например, производ­ство сжиженного газа, первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) от­личает избыточная концентрация в сравнении с уровнем кон­центрации в аналогичных отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, низкая вариабельность среди компа­ний, свидетельствующие о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмеча­ют значительное снижение конкуренции. Несмотря на доста­точный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья, на рынках машиностроения все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежно­го конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении в неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение.

Узкая предметная специализация приводит к искусственной сегментации рынка, созданию локальных мелких рынков, на которых активно функционируют единственные производители, навязывающие свои правила поведения потребителям. Для за­падно-германских и американских предприятий аналогичного профиля характерна широко диверсифицированная номенклату- pa производства, что позволяет компаниям более устойчиво функционировать на рынке, особенно в условиях активного кон­курентного давления.

Представителей малого и среднего бизнеса настораживает гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Наши исследования также показывают существенный рост удельного веса крупнейших российских компаний в ВВП стра­ны. Столь стремительные изменения в процессах консолидации активов могут оказать в последующем отрицательное влияние на рынки.

Изменение концентрации в российской промышленности в 1998-2006 гг. позволяет выделить следующие устойчивые долгосрочные тенденции:

  • происходит укрупнение компаний за счет приобретения новых бизнесов и расширения границ рынка с ростом объема производства и продаж;

  • растет концентрация производства добавленной стоимо­сти постоянно сокращающимся кругом крупнейших компаний;

  • сближаются показатели концентрации производства в рос­сийской экономике и зарубежных странах за счет активного приобретения крупнейшими компаниями непрофильных акти­вов и масштабной диверсификации по продуктовым линиям;

  • усиливается концентрация в стратегических отраслях как реакция на глобальные экономические процессы;

  • наблюдается траектория на укрупнение крупных компа­ний со снижением вероятности вхождения в олигополистиче- ские ядра новых диверсифицированных компаний;

  • растет количество высококонцентрированных рынков, сокращается количество рынков с низкой концентрацией в про­дуктовом разрезе;

  • приобретение компаниями смежных активов позволяет обеспечивать диверсификацию бизнеса, большую устойчивость на рынке и конкурентные преимущества в борьбе на внутренних и внешних рынках.

В этих условиях государственная антимонопольная полити­ка должна осуществлять регулятивные функции в области кон­троля и надзора за экономической концентрацией на отраслевых рынках и обеспечивать реализацию принципов добросовестной конкуренции, добропорядочности и справедливости, не допус­кая реализации со стороны крупных рыночных субъектов огра­ничительной деловой практики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]