Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
teoriaiiii.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
108.01 Кб
Скачать

11.Драма как литературный род.

Наличие константной «родовой» структуры и даже «нерушимых правил» всегда — от Аристотеля до XX в. — признавалось. Нужно различать классическую и новую драму. Драматическое произведение, как правило, предназначено для театральной постановки. С такой точки зрения подлинной драме противопоставляют в качестве отклонения от нормы «пьесы для чтения». В истории поэтики и философской эстетики мы находим, во-первых, теорию драмы как произведения, создающего особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем. Это переживание обозначается понятиями катастрофы и катарсиса. Во-вторых, от немецкой философской эстетики рубежа XVIII—XIX вв. (Гегель, Гёте) до XX в. развивалась теория драматического действия, использующая понятия конфликта и сюжета. В-третьих, в XX в. возникла теория драматического слова. Естественно, речь идет о доминировании в той или иной теории определенных сторон художественного целого и соответствующих понятий. В пьесе заданы особые пространственно-временные условия восприятия события, которые одинаково актуальны как в сценическом воплощении, так и при чтении. Театр характеризует выраженное двоемирие. Классический театр строится согласно прямой перспективе, а народный площадной – обратной. Но оба вида имеет особенность театрального хронотопа – в них настоящее сопереживание. Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и интеллектуально заинтересованного свидетеля. Внимание к этому объединяющему героя и читателя-зрителя вневременному настоящему позволяет более адекватно понять сформулированную эстетикой классицизма идею «трех единств».

Специфика драмы состоит в том, как в этом роде создается художественное «завершение», т.е. как строится и воплощается смысловая граница между мирами героев автора и мирами читателя-зрителя . Это событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей в объединяющем их переживании «предела» активности героя и всей его жизни обозначается и осознается с помощью понятий «катастрофа» и «катарсис». Определения различаются тем, смешивается ли катастрофа с развязкой драмы, или, что, на наш взгляд, более точно, она считается моментом разрешения конфликта, составляющего основу сюжета драмы, независимо от того, заканчивается ли на этом моменте развитие сюжета. По А.Ф.Лосеву, катарсис (греч. — «очищение», «прояснение ») — термин др.-греч. философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания». Исторически сложились два варианта основного значения этого термина: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя- зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора, создающая смысловую границу произведения и его эстетическую «завершенность». Катарсис — переход на новую, причем «вненаходимую» точку зрения. Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в настоящем необходимо для сопричастия к событию, т.е. для того чтобы реакция на это событие у героя и зрителя была одновременной, хотя и не идентичной.

Сюжет драмы: Для драмы обязательно противоречие между намерением, волевой инициативой и их результатом: это и есть судьба.

Схема: завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения, развязка же, напротив, завершает его снижение или окончательно его «снимает». Что же касается перипетии, то это и есть переход от восходящей линии действия к нисходящей. Но в центре сюжета драмы — единственное поворотное событие, разделяющее сюжет на две части (т.е. служащее основой перипетии). Экспозиция содержит исходную сюжетную ситуацию. Она заключает в себе предпосылки последующего «обострения», но не завязку в собственном смысле. Это назвается обрамляющей ситуацией.

Основные понятия:

Сюжетные функции имеет диалог, функции же монолога — в самораскрытии и рефлексии персонажей по отношению к действию. В таком случае реплика — монолог, входящий в действие и, очевидно, менее развернутый. Отсюда ясно, что границы между монологом и репликой в таких случаях четко не определены, а потому два явления часто смешиваются: монологом называют реплику «длинную» или изолированную от процесса общения: произносимую «в сторону» или образующую «отдельную сцену». ремарка и вставной текст. Одна представляет собой единственный в драме вид прямого авторского слова, другая — не принадлежит или не приписывается автору; но обе не являются прямой речью персонажей. Мы можем определить драматическую композицию как членение текста пьесы на части по времени и месту действия и художественно целесообразную соотнесенность этих частей. Типы драматической композиции: действие может «представать единым блоком», но может «представлять собой монтаж сценических эпизодов». В русской классической драме мы видим в основном первое, второе – Борис Годунов. Специфичны для драмы прежде всего роль (амплуа) и тип. Амплуа предполагает набор сюжетов. Характер же превращает ситуацию в конфликт, т.е. определяет закономерное развертывание одного и единственного сюжета, который, в свою очередь, полностью реализует характер.