Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Главы1-2.Древняя Индия.с.14-51..doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
276.99 Кб
Скачать

Джайнизм

В VII – VI вв. до н.э. в Индии нарастали различия в трактовке классических текстов, появились проповедники, излагающие взгляды, отличные от брахманизма. В это же время формируется культ личности создателей и проповедников религий. На смену веданте и брахманизму, не делавших культа из создателей своих идей, приходят религии, поднимающие своих пророков до уровня богов. Вместе с тем, эти новые религии значительно глубже сосредотачиваются на проблемах личности. Одним из ярких движений становится в это время джайнизм, где концепциям брахманизма, ориентированного на богатство и благополучие, был противопоставлен культ аскетической жизни джайнов.

В своих общих чертах, джайнизм развивался параллельно веданте, возникая и исчезая на время как религиозное течение. Корни джайнизма уходят в глубокую древность. Много раз это движение провозглашалось новым пророком и учителем – тиртханкарой11. Однако устойчивая ветвь джайнизма формируется только в V веке до н.э. и берет свое начало с деятельности последнего, 24-го тиртханкары – Махавиры (Вардхаманы)12.

Как личностный образ самого Вардхаманы, так и характер его учения по ряду черт напоминают образ и учение Христа. В обоих случаях мы видим критику традиционного религиозного учения, утверждавшего неравенство людей и привилегии старых жрецов. Сила этой критики и всего религиозного учения в обоих случаях утверждаются не столько философскими доводами, сколько личной жертвой учителя и личным примером его поведения.

Аскетизм джайнов и их необычайная способность выносить тяготы аскезы всегда привлекали внимание наблюдателей. Джайнизм проявлял себя как оппозиция брахманизму, подкрепленная удивительным образом жизни аскетических проповедников. Джайны почти не носили одежды, терпеливо переносили зной, который достигал в Индии порой крайне опасной степени. Сам Махавира настолько глубоко игнорировал свою зависимость от окружающего мира, что многократно подвергался нападкам и обвинениям. Когда он соблюдал данный им обет молчания, то избивался стражниками за отказ назвать свое имя, а однажды сельские жители приняли его за преступника и хотели повесить. При этом он продолжал молчание и никак не изменял свое поведение. Лишь необычайные события спасали его от смерти. Например, веревка много раз развязывалась, пока крестьяне не испугались этого и не отпустили Махавиру. Но в отличие от Иисуса Христа, Вардхамана Махавира дожил до старости, окруженный множеством учеников.

Наставления Махавиры были собраны его ближайшими учениками – ганадхарами. Одиннадцать ганадхаров собрали лекции учителя и каждый представил к ним еще и свои комментарии, что составило 12 книг канона джайнизма. Культ Махавиры никак не может сравниться по силе своего воздействия с учением христианства. По своему влиянию на Индию он также заметно уступает и индуизму, и буддизму. Тем не менее, интерес к джайнизму определяется не только сходством его психологической позиции с ранним христианством, но и высоким интересом джайнов к проблематике души.

Последователи джайнизма разделялись на монахов и мирян. Для мирян были обязательны лишь некоторые требования (воздержанность, честность и т.п.). Монахи же предавались жестоким постам, умервщляя свою плоть. Они не должны были жить на одном месте и бродили по стране, либо в очень простой одежде, либо без нее. Волосы на голове вырывали с корнем. Величайшим грехом было причинение вреда животным. Чтобы не раздавить случайно червя или муравья, джайны при движении подметали перед собой дорогу, а чтобы не повредить невидимых мелких животных в воде, процеживали ее перед питьем.

Создавая культ своих учителей, джайны отрицали идею личного бога, спорили с теми, кто признавал бога-творца или создателя мира, способного как-то влиять на мир. Миром правит безличностный закон кармы. Джайны признавали лишь божества, подчиненные закону кармы и, по сути, равные в этом людям.

В отличие от буддистов, джайны признавали реальное наличие души, нематериальной и противостоящей материальному миру. Душа, качественно отличная от материального мира, в обычном своем состоянии подчинена узам материи и закону кармы, реализующему себя через особую «кармическую материю». Карма жестко проявляет себя в перерождении и переселении душ. Но душа стремится разорвать эту свою зависимость и освободиться от механизма кармы. Идеалом устремлений человека является мокша - освобождение души из цепи кармических перерождений.

В этом джайны были близки к буддизму и даже к критикуемому ими брахманизму и индуизму. В определенном смысле, джайнисткое стремление души вырваться из порочного круга земных рождений напоминает устремление души от материальной жизни, проявленное в платонизме и неоплатонизме, а затем и в христианстве. В каждом из этих случаев мы видим организованное стремление личности от земной жизни, противостояние души материи Земли, волевой импульс отрицания земной природы. Стремление преодолеть фатальность и вырваться из логики материального мира заметно отличает эти протестные религии от веданты и брахманизма.

Следует видеть, что в стремлении индивидуальной души вырваться из жесткой логики ее детерминации был выражен важнейший момент истории – становление субъектности человека. В сходной для ряда религий картине отделения души от материи – в этом векторном дуализме, где не просто утверждается различие души и материи, но всякая их слитность и привязанность души к мирской жизни видится либо грехом, либо сутью страданий, – мы можем наблюдать становление личной воли, рождение субъекта, действующего вопреки непосредственному воздействию того прежнего субъекта, от которого личность принимает функции субъекта. Дуализм религий как бы расслаивал единого мирового субъекта, выделяя из него такую его важную часть как человек.

Джайны разделяли живое – дживу (букв. «душу») и неживое адживу (букв. «не-душу»). Неживое – это материя (пудгала), состоящая из атомов (ану). Пудгала – это буквально то, что поддается соединению (пуд) и разъединению (гала). Пудгала разделяется на четыре компонента: землю, воду, воздух и огонь. Любая вещь состоит из этих компонентов. Материя осязаема, имеет вкус и запах, звук или цвет. Но материя делится на грубую, ощущаемую в вещах, и тонкую или сверхтонкую, недоступную для ощущений и обуславливающую механизм кармы.

Все живое отождествляется джайнами с одушевленным. Земля тоже живая и одушевленная. Но есть разный уровень одушевленности. Земля, вода, воздух, огонь и растения обладают лишь чувством осязания. А люди, животные и птицы имеют все пять видов чувств. Джива (душа) – вечная, но она распадается на множество душ, облеченных в материальные оболочки. Эти материализованные частные души переходят от одного тела к другому. Этот бесконечный круг движения и называется сансара. Но, по сути, во всем живом присутствует одна единая душа. И отрыв, окончательное освобождение души от тела, преодоление зависимости сансары – это и есть мокша – основная цель.

Кармическая материя, определяющая механизм кармы, присутствует всюду. Она вещественно проникает в дживу (душу) и обволакивает ее невидимой оболочкой – карманашарирой, привязывающей душу к циклам вечных перерождений. Карма может проявлять себя различно. Одна карма определяет наше рождение, семью и наше тело. Другая определяет логику и продолжительность нашей жизни. Третья привязывает нас к страстям и наслаждениям, что и вынуждает дживу соединяться с адживой (не-душой).

Мокша – это полное и окончательное разделение дживы и адживы. В итоге джива полностью дематериализуется и становится свободной. Теперь связь индивида с судьбой – это уже не материальная карма (дравьякарма), а духовная карма, связанная именно с дживой (бхавакарма). Материальная карма – бессознательная (ачетана), она организует жизнь человека стихийно, а духовная карма – сознательная (четана), ее индивид рождает в состоянии просветленного сознания.

Все дживы (души), за исключением тех, что уже освободились от кармы, обладают некоторым запасом энергии, «огненным телом», что дает им возможность выделять энергию и создавать колдовские тела. Дживы могут проявляться в трех видах тел: пищевом, кармическом и огненном. Освободившиеся же дживы – сиддхи – живут в высшей точке вселенной, в небесной обители Сиддхакшетре.

Джайны выделяли пять видов познания. Основным из них считали мати – чувственное восприятие мира, мысль или размышление. Мати – это непосредственное восприятие внешних и внутренних объектов и чувством, и умом. Помимо чувственного мати, джайны выделяли смирти как память о уже известном, ануману – логический вывод, а также – тарку – индукцию. Кроме того, выделялась такая форма познания мира как шрута – коллективное знание, воспринятое, обобщенное и накопленное опытом прежних поколений. Шрута – прообраз социо-культурной основы знания, выделявшейся затем Г.В.Ф.Гегелем, Л.С.Выготским и К.Г.Юнгом.

Душа может непосредственно смыкаться с предметом познания без посредничества ума и чувств. Для этого человек должен избавиться от препятствующих душе видов кармы. От непосредственного познания джайны отличают иное, «сверхнепосредственное» знание, когда душа (джива) не опирается ни на ум, ни на ощущения. Помимо мати и шруты, джайны выделяли также авадхи – непосредственное познание объектов в ясновидении, манах-парьяю – телепатию как узнавание мыслей других людей, а также кевалу – совершенное всепознание. Кевала – это уже даже и не познание, а состояние души, освобожденной от зависимости кармы.

Продолжая общую традицию восточной философии, джайны критически относились к односторонности непосредственного восприятия вещей. Известна знаменитая джайнская сказка о семи слепцах, желающих описать слона. Один, прикасаясь к ногам, сравнивал слона с деревом, а другой трогал хвост и считал слона подобным мочалке. Всякое высказывание об объекте, считали джайны, относительно, условно и зависит от точки зрения человека, выделяющего ту или иную сторону предмета. Любое высказывание может стать ложным, если встать на иную точку зрения.

Джайнизм создал богатую и сложную систему представлений о мире и о душе. Задолго до христианства, джайнизм обозначил терпение и аскетизм как пути духовного развития человека. Но, возможно, именно в силу сложности своего мировоззрения и высоких требований к своим приверженцам, джайнизм не смог стать массовым и сильным течением. Постепенно джайны превратились в узкую и замкнутую секту. Сохраняя свой традиционный архаичный облик, джайны составляют в современной Индии всего около половины процента ее населения.