Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Австрия.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
27.52 Mб
Скачать

1848 Год: революция против революции

Не будем кратко пересказывать ход революции и причины её поражения. Австрия интересует нас как пример опыта сосуществования наций. И с этой точки зрения 1848 год стал поворотным моментом в её истории. Именно тогда выяснилось, что в многонациональной стране лозунги социального и национального прогресса не совпадают, более того — их можно использовать друг против друга. Именно это и случилось в Австрии.

В

Фельдмаршал граф Йозеф Радецкий

течение всей революции монархия использовала представителей одних наций против других. В Италии движение подавлял чех граф Й. Радецкий, в Чехии — немец князь Виндишгрец, в Венгрии и Вене — хорватский бан (наместник) Елачич. Это всё не удивительно: метод «разделяй и властвуй» был известен ещё древним римлянам, и было бы странно, если бы австрийское правительство поступило иначе. Но обнаружились вещи и похуже: национальные движения сами оказались враждебны друг другу.

Чехи с самого начала предложили программу, которая, по их мнению, учитывала интересы всех наций. Видный просветитель и историк Франтишек Палацкий, считавший, что, «если бы Австрии не было, её следовало бы выдумать», выступил с идеей «австрославизма». Суть её в том, что Австрия — не часть Германии: её миссия — культуртрегерство, она несёт свет европейской культуры народам Юго-Восточной Европы. Достичь этой цели она может, лишь став свободной и равноправной федерацией народов. Добиться этого не так трудно, поскольку в империи нет господствующей нации. Палацкий, как и многие романтические революционеры той поры, верил, что единственная помеха — бездарное правительство, тупость покойного Франца и злая воля Меттерниха. Забегая вперёд, скажем, что перед смертью (в 1876 г.) Палацкий в своём «политическом завещании» отрёкся от этой идеи.

Н

Фельдмаршал князь Альфред Кандид Фердинанд фон Виндишгрец

о уже через месяц после начала революции начались стычки между немецкими и чешскими либералами. В требованиях чехов был пункт о равноправии чешского и немецкого языков — вполне резонный, с их точки зрения. Но именно его немцы встретили в штыки: как?! Учить чешский? Этот трудный язык, без которого всегда обходились? Более того, равноправие языков с самого начала значило, что любой чиновник должен знать оба языка. А это означает, говорили немцы, что все посты будут заняты чехами: ведь именно они знают два языка, в то время как немцам всегда хватало родного!

Со своей стороны, немцы вовсе не желали нести свет культуры на Балканы. Вместо этого они направили посланцев в германский Франкфуртский парламент, чтобы участвовать в создании будущей единой и свободной Германии. Богемию, давно уже считавшуюся одной из германских земель, они собирались прихватить с собой: чехов следовало онемечить — «с помощью меча», по словам депутата Шиллинга, если не выйдет иначе (Пристер 1952: 376).

Результат. В июне 1848 года фельдмаршал князь Виндишгрец после варварской бомбардировки берёт Прагу. Венские либералы (в том числе и в правительстве) не произнесли ни слова осуждения, многие даже злорадствовали.

А в октябре того же года тот же фельдмаршал князь Виндишгрец точно таким же способом берёт восставшую Вену. На сей раз злорадствуют чехи. Многие из них даже вступали добровольцами в карательные войска: австрийских либералов они ненавидели больше, чем князя-карателя. Ведь Виндишгрец сделал именно то, что и мог сделать, — ничего больше! А вот от либералов такого поведения не ждали.

Т

Лайош Кошут, вождь венгерской революции.

о же самое произошло в Венгрии. Венгры (во главе с революционными дворянами) легко добились независимости, но и не подумали делиться ею с другими народами (между тем в самой Венгрии в тогдашних границах они не составляли большинства). Ведь это означало, помимо всего, делиться землёй. Уже летом начались кровавые венгерско-румынские междоусобицы в Трансильвании и хорвато-венгерская война. При этом и румыны, и хорваты объявили себя сторонниками империи: отчасти ради поддержки, отчасти из вражды к венгерским помещикам. И правительство воспользовалось ситуацией: играя роль защитника одних народов против других, оно сумело обуздать всех. Впрочем, подавить венгерскую революцию оно смогло лишь с помощью русских войск фельдмаршала И. Ф. Паскевича.

В марте 1849 года А. Фишгоф (один из немногих венских либералов, не поддавшихся угару национализма) и Палацкий на рейхстаге в Кремзире (Кромержиже) выработали проект конституции, превращавшей Австрию в равноправный союз восьми национальных областей. Кремзирская конституция объявляла все народы равными и гарантировала их политические, экономические, языковые и культурные права. Области объединялись только общим императором, армией и внешней политикой. Это был самый прогрессивный проект за всю историю Австрии. Годом раньше он мог бы спасти революцию. Однако 7 марта правительство распустило рейхстаг, даже не поинтересовавшись плодами его работы, и издало свою — Ольмюцскую конституцию, основанную на принципах централизма. Так и не вступив в силу, она была отменена в конце 1851 года, и императорский абсолютизм был восстановлен.

С

Адольф Фишгоф.

о стороны могло показаться, что Австрия уцелела, хотя и дорогой ценой. На самом деле в 1848 году она получила смертельную рану. Выявилось несовпадение коренных интересов всех наций, населявших империю. И правительство, не связанное ни с одной из этих наций тесными узами, могло лишь какое-то время лавировать между большими группами своих подданных, используя их взаимные обиды. Но каждый успешный шаг на этом пути лишь усиливал взаимную ненависть, а стало быть, подводил ещё ближе к пропасти.

Австрия в 1848 г. Карикатура Карла Ланцеделли.