Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Древний Восток.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
521.22 Кб
Скачать

15. Великое Ассирийское государство в 1 тыс. До н.Э.

К концу II тыс. до н.э. прекращают существование основные соперники Ассирии – Хеттская держава и Митанни, приходят в упадок Вавилония и Египет. Но с Аравийского полуострова в Месопотамию и соседние страны двинулись полчища арамеев, вследствие чего около 200 лет Ассирия прибывает в состоянии упадка. Новый подъём Ассирии начинается с почти непрерывных войн за сырьё, рабов, за одноразовые и регулярные дани с соседей, за контроль на торговых путях. Ассирийские правители с помощью военачальников обрели перевес над консервативным жречеством, они смогли продолжить успешные завоевательные походы, характеризующие следующий период в истории Ассирии. Новоассирийский (Х в. до н.э. – 605 г. до н.э.).

Первые правители этого периода и особенно Салманасар III (858 – 824 гг. до н.э.) укрепили восточные границы страны, потеснив Вавилон, добились ряда успехов на севере в войнах с Урарту, но основной удар был направлен в сторону Восточно-Среднеземноморского побережья. После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу упадка, вызванного внутренними противоречиями и лишь с воцарением Тигматпаласара III (745 – 722 гг. до н.э.) ситуация резко изменилась.

Новый царь провёл ряд важных реформ, направляемых на усиление власти центра. Жители подвластных окраин массами перемещались на новые земли, руководителями вновь создавшихся областей назначались ответственные перед царём сановники; была создана крепкая регулярная армия, хорошо организованная. Именно она обеспечивала Тигматпаласару III победы: на востоке был разгромлен Вавилон, на севере – потеснено Урарту, на западе – Мидия. Границы империи достигали Средиземного моря. Для усиления своей власти на завоёванной территории Тигматпаласар III отказался от системы вассально-даннических отношений и перешёл к практике наместничеств. Завоёванные регионы превращались в провинции. При Саргоне II ассирийцы нанесли сокрушительное поражение Урарту, разгромили Израиль, потеснили Мидию, и достигли Египта. При Асархаддоне был покорён Египет.

В середине 7 в. до н.э. при Ашшурбанапале Ассирия достигал зенита своего могущества. Границы её простирались от Египта до Мидии и от Средиземноморья до Персидского залива. Была построена новая столица Кигневил. После смерти Ашшурбанапла начался период смут и упадка, который и закончился в конце 7 в. до н.э. гибелью империи, павшей под ударами сил Мидии и Вавилона.

Социальная структура: в общине раннего Ашшура не было даже наследственной власти правителя – он был выборным и распоряжался царско-храмовым хозяйством, налогами и повинностями с населения. Приток пленных создавал базу для появления слоя неполноправных работников, обрабатывающих отделившиеся от общины земли государства храмовых хозяйств. За свой труд неполноправные получали в этих хозяйствах наделы. Чиновники и воины получали за службу наделы, обрабатывавшиеся чаще всего теми же неполноправными работниками царско-храмовых хозяйств.

Развитие Ассирии на рубеже II - I тыс. до н.э. вело к появлению и упрочнению – частнособственнических отношений. Возникали залог, долговое рабство, даже продажа имущества – в начале через институт «усыновления». Появилась практика отработки зависимыми повинностей их патронов из числа разбогатевших. Расширение границ Ассирии, приток дани и иных богатств, способствовали укреплению государственного хозяйства, в которое вливались десятки тысяч иноплеменников, но параллельно усиливалось влияние и роль частного сектора, но в целом государственное хозяйство в экономике страны преобладало. Развитие товарно-денежных отношений и ростовщичества в начале 1 тыс. до н.э. вело к сближению разорявшихся полноправных с неполноправными и переселенцами в единое сословие подневольных производителей, плативших ренту-налог, и несших повинности. В то же время высшая прослойка полноправных и причастных к власти, получали от разбогатевшего правительства привилегии и иммунитеты, особенно налоговые. Это не касалось разбогатевших представителей частного сектора, торговцев и ростовщиков. Где-то уступая им, государство, тем не менее, активно им противостояло, всячески ограничивая их реальные возможности.